Региональные проблемы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Свободные экономические зоны существуют почти во всех промышленно развитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численностьсамая большая - более 200. Помимо старейшей и крупнейшей СЭЗ в Нью-Йорке, они организованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-Франциско, Сиэтле и в других городах. В 1992 году общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл., а в конце 90-х годов - составила 130-150 млрд. долл. в год.
Большую популярность СЭЗ завоевали и в развивающихся странах. Если к 1981 г. них было создано 96 таких зон, то за последующее десятилетие число их превысило 300 и продолжает нарастать. Общая занятость на предприятиях, зарегистрированных этих зонах, превысила 3 млн. человек.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
3. ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ
3.1 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
3.2 СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
3.3 ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

гео.docx

— 46.13 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ  И РЕГИОНАЛИСТИКА

ТЕМА: «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ»

Иваново 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

3. ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ

3.1 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

3.2 СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.3 ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную  практику и функционируют во многих странах мира, в том числе в  странах «ближнего зарубежья» и  бывшего соцлагеря. В настоящее  время, по различным данным, в мире от 2 до 4 тыс. СЭЗ, их товарооборот к 2000 году может составить до трети  общемирового.

Свободные экономические зоны существуют почти во всех промышленно развитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численностьсамая большая - более 200. Помимо старейшей и крупнейшей СЭЗ в Нью-Йорке, они организованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-Франциско, Сиэтле и в других городах. В 1992 году общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл., а в конце 90-х годов - составила 130-150 млрд. долл. в год.

Большую популярность СЭЗ  завоевали и в развивающихся  странах. Если к 1981 г. них было создано 96 таких зон, то за последующее десятилетие число их превысило 300 и продолжает нарастать. Общая занятость на предприятиях, зарегистрированных этих зонах, превысила 3 млн. человек.

Вместе с тем, наблюдались случаи, когда создание СЭЗ не только не оправдывало себя, но и наносило ущерб хозяйствующим и управляющим  субъектам. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале и других странах разного  рода СЭЗ не только не увенчалось успехом, но многие из этих зон в настоящий  момент вообще перестали функционировать. Отдельное место в этом списке занимают российские СЭЗ, чья роль в  экономике страны до сих пор однозначно не определена. Как отмечается в (28, стр. 2) ни одна из ныне существующих в  России зон не соответствует в  полной мере тем требованиям, которые  предъявляются в международной  практике к такого рода образованиям.

При этом неоднозначен и социально-экономический  эффект, полученный от создания свободных  зон в нашей стране, и споры  об их роли в экономике России не утихают и по сей день. Рассмотрение, как мирового, так и собственного опыта, накопленного по данной проблеме, поможет определить место и перспективы  развития СЭЗ в экономико-политической жизни России.

2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В настоящее время в составе  России находятся 11 крупных экономических  районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Сегодня в условиях развития рынка  можно выделить три типа регионов России:

1. Трудоизбыточные - республики  Северного Кавказа, Ставропольский  и Краснодарский края. Ростовская  область.

2. Оборонно-промышленные - Санкт-Петербург,  Москва, Новгородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные - значительная часть Севера.

Для первой группы регионов рекомендуется, всемерное поощрение мелкотоварного уклада как в городах, так и  в селах. Для регионов второго  типа предусматривается привлечение  иностранного капитала, в регионах третьего типа - создание особо благоприятного режима, предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения налогов  и других факторов. [8, с. 169]

Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры - фонды жилья, пенсионные фонды, страховые  фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется  ориентировать ассоциации на координированное решение важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание фондов, повышение эффективности  территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения  сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с  другими регионами. [5, с. 38]

В настоящее время в наиболее сложном положении оказались  регионы, где развита тяжелая  промышленность - особенно угольно-металлургическая, с крупными предприятиями-монополистами - Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского  края, а также регионы, где сосредоточены  предприятия оборонного комплекса - Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере.

При структурной перестройке для  регионов особенно реальна угроза резкого  спада производства, массовой безработицы  и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным  и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов  и социальная защита населения. Отдельным  предприятиям в этих регионах будут  даваться кредиты для поддержания  производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности. [3, с. 20]

Все сказанное относится к интегральному  экономическому районированию, кроме  того, существуют отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного  машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается, что в будущем  с развитием рыночных отношений  можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

Фермерские регионы со значительной долей частной собственности - основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие  районы южной части Восточной  Сибири и Дальнего Востока;

Регионы, где сочетаются крупные  коллективные хозяйства с фермерскими - Черноземный Центр. Поволжье, предгорье  Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;

Горные регионы - республики Северного  Кавказа, Алтайская республика;

Регионы отгонно-пастбищного животноводства - Калмыкия, Тыва, Бурятия, Читинская  область;

Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом  землепользования -это основная часть  зоны Севера.

Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается  форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных  инвестиций н субсидий, а также  переселение в эти регионы  экономически активного населения - демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями - зоны Севера, а также  регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической  базой -- Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных  фондов. [3, с. 23]

В настоящее время формируются  свободные экономические зоны, которые  получат все преимущества для  промышленного, сельскохозяйственного  развития, с высоким уровнем инфраструктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем  Востоке - Находка, Магадан, Сахалин; в  Сибири - Кузбасс; в Московской области - Зеленоград, в Калининградской  области - Янтарь и в других регионах России.

3. ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ

3.1 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Существенной проблемой процесса функционирования российских СЭЗ в  настоящее время является отсутствие в отношении их единой, системной  государственной политики. При наличии  ряда правительственных указов и  постановлений, предоставляющих той  или иной территории режим свободной  зоны, имеется и целый ряд официальных  документов которые им противоречат и затрудняют работу созданных СЭЗ.

Своим существованием СЭЗ в России фактически «обязаны» постановлениям Верховного Совета РСФСР «Об основных принципах осуществления внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР» и  «О создании зон свободного предпринимательства» (5, 6), принятых в 1990 году. В 1991 году был  принят Федеральный закон «Об  иностранных инвестициях в РСФСР» (4).

Согласно статьям 41 и 42 этого закона, СЭЗ создаются с целью привлечения  иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого  опыта, развития экспортного потенциала. В СЭЗ устанавливается следующий  льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и  предприятий с иностранным участием;

ь упрощенный порядок регистрации  предприятий с иностранными инвестициями;

ь налогообложение по льготным ставкам - до 50 % установленных для иностранных  инвесторов на территории Российской Федерации;

ь понижение ставки платы за пользование  землей и другими природными ресурсами;

ь предоставление права на долгосрочную аренду сроком до 70 лет;

ь понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров;

ь упрощенный порядок пересечения  границ, въезда и выезда иностранных  граждан, в том числе безвизового;

ь наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное  законом для предприятий, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий  с долей инвестиций более 30%.Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью  остается в их распоряжении.

До принятия этого закона практика создания СЭЗ сводилась к беспорядочной  раздаче льгот и привилегий отдельным  районам. В результате предоставленные  законом «Об иностранных инвестициях  в РСФСР» льготы для СЭЗ выглядят более скромно по сравнению с  уже действующими в некоторых  ранее созданных в России зонах.

Массовая раздача в начале 90-х  годов зональных преференций  отдельным территориальным образованиям без четких на то критериев спровоцировала волну самостийного возникновения  новых зональных структур, когда  та или иная территория (город, область, морской порт, центр науки или  просто российская глубинка) объявляла  о принятии ею соответствующего статуса, лоббируя его утверждение в верхах. Как отмечено в (23), руководство России оказалось под массированным  давлением: в 1991 г. около 150 регионов добивались образования на своих территориях  свободных зон. Такая активность местных властей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными процессами на своей территории, решить с помощью  статуса зоны массу различных  проблем, нахлынувших, как им представлялось, из Федерального центра.

В конце 1991 - начале 1992 гг., когда российское руководство приняло курс на широкое  открытие экономики в целях ее стабилизации (4, 8), выборочная либерализация  предпринимательского климата на уровне отдельных зональных территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в Российской Федерации  нормативно-правовые акты по регулированию  внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изъятий  применительно к зональным территориям. И хотя действовавшие в зонах  статутные положения формально  никто не отменял, налоговые службы истолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных  зонам льгот.

Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызвала беспокойство иностранных инвесторов, расценивших  сложившуюся ситуацию как принципиальный отход правительства от линии  на создание зон. Это, а также просьба  руководителей зональных администраций (официальное обращение в федеральные  органы власти весной 1992 г.) гарантировать  действие ранее введенной в зонах  системы льгот способствовали выходу в июне 1992 г. Указа Президента РФ (11), которым было подтверждено действие прежних зональных преференций  для иностранных предприятий  и предприятий с иностранными инвестициями, сохранены отдельные  льготы в области внешнеэкономической  деятельности для российских предприятий  и даже предусмотрены некоторые  общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах (предоставление для этих целей бюджетных кредитов, направление в специальные зональные  фонды части средств от приватизации федеральной собственности и  др.). Принятие указа способствовало тому, что в отдельных, наиболее развитых зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии  развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.

Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве  возобладала линия на ликвидацию крупных СЭЗ. Подготовленный проект Закона РФ «О свободных экономических  зонах» предусматривал формирование преимущественно  локальных зон двух разновидностей - свободных таможенных зон и зон  экспортного производства. В основу отбора зональных территорий был  положен принцип сочетания их выгодного географического положения  с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода  к масштабности зональных проектов.

На фактическое закрытие ранее  созданных зон были направлены решения, принятые в июне 1993 г.: законодательное  урезание предоставленных зонам  таможенных и налоговых льгот (Закон  РФ «О таможенном тарифе», Закон «Об  основах бюджетного устройства и  бюджетного процесса в РСФСР») и  очередная отмена налоговых преференций (письмо ГНС и Минфина РФ (12)). И  хотя иностранным инвесторам Указом президента (13) были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла  атмосфера бесперспективности.

Такое развитие событий прежде всего  отражало стремление правительства  удержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства.

В результате, к осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной  политики:

Информация о работе Региональные проблемы России