Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:13, контрольная работа
Свободные экономические зоны существуют почти во всех промышленно развитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численностьсамая большая - более 200. Помимо старейшей и крупнейшей СЭЗ в Нью-Йорке, они организованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-Франциско, Сиэтле и в других городах. В 1992 году общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл., а в конце 90-х годов - составила 130-150 млрд. долл. в год.
Большую популярность СЭЗ завоевали и в развивающихся странах. Если к 1981 г. них было создано 96 таких зон, то за последующее десятилетие число их превысило 300 и продолжает нарастать. Общая занятость на предприятиях, зарегистрированных этих зонах, превысила 3 млн. человек.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
3. ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ
3.1 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
3.2 СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
3.3 ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Характерна и проблема отечественной «оффшорной» зоны в Ингушетии. За время её функционирования так и не были созданы регулятивные механизмы, адекватные поставленным задачам. На конец мая 1995 года из 2067 зарегистрированных в зоне предприятий функционировали на её территории лишь 19 (0,01%). Остальные 99,9% лишь воспользовались льготами для увода своих капиталов от налогообложения, пользуясь тем, что в РФ налоги начисляются по месту юридического адреса налогоплательщика. Как отмечает (29), зональные льготы из инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций превратились в средство скрытого субсидирования определённых региональных группировок и способ первоначального накопления капитала с последующим его переводом за рубеж. Решение этой проблемы видится в переводе льгот на региональный уровень, а федеральные средства следует направлять в СЭЗ в виде целевых кредитов и инвестиционных программ под строгим контролем центра.
После кризиса 17 августа к финансовым
проблемам СЭЗ добавилась также
проблема доверия к государственным
гарантиям предоставляемых
Кроме программно-целевых и
ь неразвитость инфраструктуры и промышленности;
ь разрыв и перераспределение
ь наличие на пути развития свободного
предпринимательства препон бюрократического
и криминального характера, в
том числе
ь проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, проблема отсутствия опыта;
ь одна из важнейших и определяющих проблем - проблема доверия к власти.
При перечислении социально-экономических
проблем российских СЭЗ не следует
забывать и о том, что у каждой
зоны есть также собственные, индивидуальные,
которые, впрочем, перекликаются как
с общими для всех СЭЗ, так и
с общегосударственными. Проблема высоких
транспортных расходов является общей
для СЭЗ Калининградской
3.3 ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Обозначенный спектр проблем, сопровождающих развитие и функционирование СЭЗ в России был бы неполным без упоминания об их геополитическом аспекте. Учитывая нестабильность политической обстановки, как внутри страны, так и за её пределами, есть основания для возведения таких проблем в число ведущих.
Среди таких проблем следует
выделить проблему политической стабильности,
преемственности политико-
Проблема использования идеи СЭЗ в интересах узких лоббистских групп, накопления за её счёт политического капитала некоторыми чиновниками на местах приводит к дискредитации в целм прогрессивного начинания. Дело в том, что в самом начале (еще на этапе существования СССР) замысел создания зон был использован руководством союзных республик в качестве инструмента политического противодействия союзному центру. В преддверии выборов российского президента раздача «зональных полномочий» была символом либерального отношения руководства РСФСР к регионам, а затем, с обретением Россией суверенитета, «выбивание» этих полномочий стало средством аналогичной борьбы, теперь уже - со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям. И сегодня идея создания СЭЗ все еще остается средством политического давления регионов на правительство, хотя практические усилия по организации зон все более смещаются на местный уровень. Возможно, именно поэтому сенаторы отклонили столь необходимый Федеральный закон «О Свободных экономических зонах в РФ» - внесение полной ясности в этот вопрос лишило бы многих из них некоторых рычагов воздействия на центр.
Другой немаловажной проблемой
является поддержание экономической
безопасности государства и его
интересов на должном уровне. Так
и не став в современных условиях
«экспортопроизводящими», свободные
зоны в полной мере стали «экспортосырьевыми»,
то есть крупными, часто несанкционированными
и неконтролируемыми
Одновременно следует отметить
особое геополитическое положение
некоторых зон. Так, Калининградская
область играет и будет играть
стратегически важную роль в обеспечении
политических, экономических и военных
интересов России в Европе. С учетом
планов НАТО по включению в состав
альянса восточноевропейских
ь транспортный комплекс;
ь топливно-энергетический комплекс;
ь агропромышленный комплекс;
ь связь и телекоммуникации.
Проблемы обеспечения
Результатом всех вышеописанных проблем - и правовых, и социально-экономических, и геополитических является то, что, как отмечено в (28, 30), в настоящее время из 18 формально утверждённых в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, назвать работающими лишь две - в Калининградской области и в Находке. При этом функционирование этих зон в данных регионах не только не привело к ожидаемому экономическому прорыву, но и не вывело эти регионы в ряд регионов - доноров Федерального бюджета. Тем не менее процесс создания СЭЗ на региональном уровне не прекращается ни на один день при абсолютно туманном целеполагании.
4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
свободная экономическая зона россия
Принципиальная необходимость создания СЭЗ в России на основании исследований отечественных и мировых учёных остаётся тем не менее практически доказанной. Однако неоспорим и тот факт, что эффективная реализация данной экономической формы может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:
ь формирования на федеральном уровне
четкой концепции в области СЭЗ,
учитывающей как
ь разработки и принятия соответствующей
законодательно-нормативной
ь организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
ь взаимной экономической
ь возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;
ь предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.
Принцип селективности свободных экономических зон может вполне сочетаться с задачей противодействия индивидуализации льгот. Более того, создание конкурентной среды на отдельных участках экономического пространства - перспектива для России гораздо более реальная, чем выравнивание стартовых условий развития методом «сплошной» либерализации. Важно только, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования инновационных форм хозяйствования, обеспечивающих технологический рывок России.
В частности, речь идет о новых организационных формах соединения науки, производства и бизнеса, представленных в современном мире различными парковыми структурами (промышленные, научные, технологические парки). Эти локальные образования могут создаваться в России прежде всего на базе инфраструктуры военно-промышленного комплекса - как на уровне отдельных предприятий, так и как ядра «наукоградов». Не исключено, что они должны рассматриваться как основные инвестиционные приоритеты при формировании федерального бюджета развития.
Другое стратегически
Финансовые средства, столь скудно
выделяемые из бюджетов разных уровней,
должны использоваться прежде всего
для формирования и поддержки
объектов экономического роста. Под
объектами экономического роста, согласно
(19), понимаются отдельные коммерческие
организации, локальные свободные
экономические зоны, способные решать
задачи не только собственного развития,
но и содействовать улучшению
социально-экономической
Предполагается, что объектам экономического
роста будет предоставлен льготный
режим хозяйствования, они получат
государственную поддержку, включая
гарантии для привлечения инвестиций,
частичное бюджетное
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведённый выше анализ позволяет
сделать заключение, что и в
условиях России создание СЭЗ может
являться действенным орудием
Временные неудачи функционирования
СЭЗ следует рассматривать в
контексте общих неудач экономических
реформ, состоящих, по моему мнению,
в игнорировании международного
опыта, некомпетентности и безволии
государственной власти. И выход
из сложившейся ситуации видится, в
первую очередь, в стабилизации политической
ситуации в стране, в смене экономических
приоритетов. В конечном счете, главной
целью государственной политики
является повышение благосостояния
народа, а следовательно, и построение
концепций Свободных
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный Закон от 22.01.96 №
13-ФЗ «Об Особой
2. Федеральный Закон от 04.06.91 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР»
3. Постановление Верховного
4. «Положение о свободной
5. Указ Президента РСФСР от 15.11.91
№ 213 «О либерализации
6. Указ Президента РФ от 10.12.92 № 1572 «О создании зоны свободной торговли «Шереметьево»
7. Постановление Правительства
РФ от 08.09.94 № 1033 «О некоторых
мерах по развитию СЭЗ «
8. Постановление ВС РФ от 7 июля
1993 № 5343-1 «О внесении дополнений
в постановление ВС РФ «О
введении в действие закона
Российской Федерации «О
9. Указ Президента РФ от 07.12.93 № 2117 «О Калининградской области»
10. Постановление Правительства
РФ от 29.12.94 № 1430 «Об особой
экономической зоне в границах
особо охраняемого эколого-
11. Постановление Правительства
РФ от 19.06.94 № 740 «О зоне экономического
благоприятствования на
12. Постановление Правительства
РФ от 29.09.97 № 1259 «О Федеральной
целевой программе развития
13. Указ Президента РФ от 6.03.95
№ 244 «О признании утратившими
силу и об отмене решений
Президента РФ в части
14. Положение о свободной
15. «Счетная палата РФ установила
факты финансово-хозяйственных