Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:14, курсовая работа
Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочие внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Целю данной курсовой работы является анализ размещения производственных сил и составление экономико-географической характеристики Северного экономического района, характеристики железной дороги, обслуживающей район, анализ её взаимодействия с другими видами транспорта.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Общая характеристика размещения производственных сил Северного экономического района………………………………………………………... 4
2. Анализ экономико – географического положения Северного экономического района……………………………………………………………………………………. 6
3. Экономико – географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале……………………………………………….. 15
3.1. Экономико –географическая характеристика топливно – энергитического комплекса………………………………………………. 16
3.2. Экономико –географическая характеристика черной и цветной металлургии………………………………………………………………. 17
3.3. Экономико –географическая характеристика машиностроительного комплекса…………………………………………………………………. 18
3.4. Экономико –географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса……………………………………………. 20
3.5. Экономико –географическая характеристика строительного комплекса…………………………………………………………………. 21
3.6. Экономико –географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целюлозно-бумажной промышленности… 21
3.7. Экономико –географическая характеристика агропромышленного комплекса…………………………………………………………………. 23
3.8. Внешнеторговые перевозки……………………………………………… 24
4. Характеристика транспортной системы Северного экономического
района………………………………………………………………………….. 26
4.1. Общая характеристика транспортной системы…………………………. 27
4.2. Железнодорожный транспорт……………………………………………. 28
4.3. Речной транспорт…………………………………………………………. 29
4.4. Морской транспорт……………………………………………………….. 29
4.5. Автомобильный транспорт………………………………………………. 30
4.6. Трубопроводный транспорт……………………………………………… 30
Заключение ………………………………………………………………………. 32
Список используемой литературы……………………………………………… 33
Картосхемы Северного экономического района и транспортной сети…… 34
Дальнейшее развитие отрасли возможно за счет расширения и реконструкции действующих предприятий и строительства новых комбинатов. Важной задачей является расширение использования лиственной древесины и низкокачественных видов сырья, расширение деревообрабатывающих производств, в том числе использующих древесные отходы.
Несмотря на истощение сырьевой базы и исчерпание возможностей экстенсивного роста и в связи с этим замедление темпов развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) и снижение его доли в промышленном производстве, имеются и позитивные тенденции в развитии ЛПК. Так, в результате внедрения ряда технологических новшеств в лесопилении и целлюлозно-бумажном производстве увеличилась доля отраслей по глубокой переработке древесины. В настоящее время существующий уровень производства ЛПК района не обеспечивает потребностей хозяйства района и страны в его продукции, в связи, с чем продолжает увеличиваться дефицит лесопродукции. Это связано с недостаточной активностью работы комплекса, высокой степенью ручного труда, медленным внедрением автоматизации производства, прогрессивной техники и технологии, нерешенностью вопросов охраны природы.
Преодоление кризиса в ЛПК и дальнейшее развитие лесопромышленного комплекса связано с внедрением рыночных отношений, проведением комплекса мероприятий по лесоустройству, коренному техническому перевооружению отрасли и внедрению новых технологических процессов, повышению комплексности использования и воспроизводства лесных ресурсов, ускорению развития отраслей глубокой переработки сырья, в том числе отходов.
3.7. Экономико – географическая характеристика
агропромышленного комплекса.
Роль агропромышленного комплекса (АПК) в хозяйстве Северного экономического района невелика. Баланс важнейших видов продовольственной продукции по району складывается с отрицательным сальдо по всем её видам, кроме лова рыбы. Главные центры рыбной промышленности – Мурманск Архангельск.
Район отличается не высоким уровнем распаханности территорий. Сельское хозяйство специализируется в основном на животноводстве в частности на молочном и мясном скотоводстве и оленеводстве, свиноводстве и птицеводстве. Сельскохозяйственные угодья составляют менее 1/5 территории, в том числе пашня не превышает 1% площади района. 95% всех сельскохозяйственных угодий приходится на Вологодскую область и южную часть Архангельской. На остальной территории отрасль представлена преимущественно овощеводством в закрытом грунте и отдельными видами животноводства.
На долю животноводства приходится более 2/3 производства валовой сельскохозяйственной продукции района. Основные направления молочное и мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство. На долю района приходится почти 17% поголовья оленей страны. Оленеводство развито в Ненецком автономном округе Архангельской, Мурманской областях и республике Коми.
Основными районами – производителями продукции растениеводства остаются Архангельская, и Вологодская область, где выращивают кормовые и зерновые культуры лен картофель овощи.
Валовые обороты основных сельскохозяйственных структур в хозяйствах всех категорий и показатели производства мяса тыс. т. приведены в таблице 4.
Таблица 4
Субъекты РФ | Зерно вые | Льно волокно | Карто фель | Овощи | Мясо (в уб.весе) |
Северный район всего в том числе | 279,4 | 1,1 | 1443,3 | 257,7 | 103,6 |
1.Республика Карелия | 4,4 | - | 111,7 | 18,9 | 6,7 |
2.Республика Коми | 1,7 | - | 207,9 | 31,5 | 15,4 |
3.Архангельская область | 27,8 | - | 356,4 | 76,3 | 23,8 |
4.Вологодская область | 245,6 | 1,1 | 735,4 | 125,5 | 52,7 |
5.Мурманская область | - | - | 31,9 | 5,6 | 5,0 |
Дальнейшее развитие сельского хозяйства связано с развитием рыночных структур – крестьянских ассоциаций индивидуальных и фермерских хозяйств, что позволит улучшить продовольственное обеспечение населения Северного экономического района.
3.8. Внешнеторговые перевозки.
Транспортный комплекс Северного района осуществляет переработку внешнеторговых грузов, объем которых в 1997 г. составлял 11,2 мил. т. из них 9,3 мил. т. экспорт и 1,9 мил.т. импорт. Это связано с наличием на территории района морских торговых портов: Мурманск (Баренцево море) и Архангельск (Белое море) и сухопутных переходов на границе России с Финляндией: Вяртсила и Кивеярж.
В общем, объеме экспорта 41% приходится на химические и минеральные удобрения в импорте на руды всякие – 84%. Экспортные поставки формирует главным образом, Северный, а также Северо – западные районы импорт гасится в основном в Северном районе.
Основную переработку экспортно-импортных грузов в 1997 г. осуществлял Мурманск – 6,9 мил. т. Порт Архангельск имеет особенность – экспортный поток лесных грузов (до 1 мил. т.) поступает на перевалку в порт рекой (Северная Двина), минуя железную дорогу.
В таблице 5 показаны объемы экспорта и импорта по Северному району в целом с распределением по станциям и родам грузов.
Таблица5.
Грузы | Всего | Республика Карелия | Архангельская обл. | Мурманская обл. | |
|
| Архангельск | Мурманск | ||
Экспорт-всего мил.т. | 9,3 | 1,3 | 1,9 | 0,6 | 5,5 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
Уголь и кокс | 0,7 | - | 0,1 | - | 0,6 |
Нефтяные | 0,7 | - | 0,1 | 0,3 | 0,3 |
Руды всякие | 1,4 | 0,8 | - | - | 0,6 |
Черные металлы | 0,6 | 0,2 | - | - | 0,4 |
Лесные | 1,6 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | - |
Химические и минеральные удобр. | 3,8 | - | 0,3 | - | 3,5 |
Импорт всего мил.т. | 1,9 | - | 0,4 | 0,1 | 1,4 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
Уголь и кокс | 0,1 | - | - | - | 0,1 |
Руды всякие | 1,6 | - | 0,4 | - | 1,2 |
4. Характеристика транспортной системы
Северного экономического района
4.1. Общая характеристика транспортной системы.
Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится свыше 90% грузооборота. Основу транспортной сети района составляют железные дороги, обеспечивающие как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими районами страны. На долю железнодорожного транспорта приходится около 80% грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые на юг и запад европейской части страны, апатиты, продукция цветной и черной металлургии; во ввозе - уголь (из Кузбасса), нефтепродукты (из Поволжья) и хлебные грузы (из южных зерновых баз страны).
Архангельская область и республика Коми слабо обеспечены железными дорогами. Многие районы здесь не имеют железнодорожных путей и обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора, Сухона и Вычегда. Главными перевалочными пунктами являются Котлас, Архангельск, Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.
Наиболее крупные грузопотоки связаны с лесопромышленным освоением района. Древесина к железнодорожным магистралям поступает из более удаленных лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия по переработке древесины. Погрузка древесины осуществляется на станциях Бакарица, Вычегда, Архангельск, Пукса, Микунь, Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные и южные районы страны.
Для печорского направления характерен большой грузопоток воркутинского каменного угля. Крупнейшими станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат (около 10 млн. т. в год), в Санкт-Петербург, Архангельск и другие промышленные центры страны. Значительный объем перевозок связан с развозом нефтепродуктов Ухтинского района.
Важным условием развития производительных сил Северного экономического района является новое железнодорожное строительство. Здесь построены лесовозные линии Архангельск - Карпогоры и Микунь - Кослан - Ертом. В верховьях Печоры построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в эксплуатацию новые железнодорожные линии Ядриха - Красавино - Великий Устюг и Сыня - Усинск. Электрифицированы наиболее грузонапряженные участки: Данилов - Вологда, Буй - Вологда - Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров – Ярославль - Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и специализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы на восток и обратно.
Слабое развитие транспорта железных и автомобильных дорог сдерживают развитие Северного экономического района. Поэтому в перспективе есть проект создания Архангельского коридора, который будет включать параллельно расположенные автомобильные и железнодорожные магистрали Архангельск-Финляндия.
Жизнь современного общества невозможна без развитого транспорта. Быстро растет грузообмен между различными районами, местностями и городами, растут перевозки пассажиров от места жительства к местам приложения труда и отдыха. Транспорт соединяет между собой различные экономические районы, обеспечивает функционирование современного производства.
Размещение транспорта как отрасли материального производства отражает закономерности размещения производительных сил той общественно-экономической формации, потребности которой он обслуживает. Транспорт в своем развитии не только отражает закономерности размещения производительных сил. Как активный фактор процессов общественного воспроизводства транспорт со своей стороны оказывает существенное влияние на размещение производства.
Транспорту принадлежит исключительная роль в формировании экономических районов страны. Благодаря транспорту осуществляется географическое разделение труда между районами, специализация их на производствах наиболее выгодных в данных условиях.
4.2. Железнодорожный транспорт.
Северная дорога обслуживает значительную часть Северо-западного района и соединяет его с Центральным, обеспечивая еще одну связь с Европейским Севером. Эксплуатационная длина дороги 5727 тыс. км, или 4,3% эксплуатационной длины сети. В район тяготения дороги входит восточная часть Северо-западного района, значительная часть Центрального и небольшая часть Волго-Вятского. Дорога на 65% длины проходит по территории Северо-западного и 35% Центрального районов. В общей сети дорог Северо-западного района Северная дорога занимает около 30%. Основная часть сети района приходится на Октябрьскую дорогу. Дорога обслуживает Архангельскую, Вологодскую, Костромскую, Ивановскую, Ярославскую области, республику Коми и частично Владимирскую и Кировскую.
Северная дорога граничит на востоке и юге с Горьковской, на юге - с Московской, на Западе - с Октябрьской дорогами. Северной границей района тяготения служат Белое и Баренцево моря. Дорога состоит из основного меридионального хода (Москва) - Александров - Архангельск с веткой на Карпогоры; огромной Печорской магистрали Коноша - Котлас - Воркута, идущей с юго-запада на северо-восток с ответвлением Чум-Лабытнанги, Сосногорск - Троицко-Печорск, Сыктывкар - Микунь - Ертом; двух широтных линий: Обозерская - Маленга далее Беломорск, связывающий Северную и Октябрьскую дороги, и (Санкт-Петербург) - Череповец - Вологда- Свеча - (Киров Свердловск), связывающей Северо-Запад с Уралом и Сибирью, и ряда менее значительных линий внутрирайонного значения: (Бологое) - Сонково - Ермолено, Кинешма - Иваново - (Бельково), (Новки) - Иваново - Нерехта - Ярославль - Рыбинск - (Сонково), Нерехта - Кострома - Галич, Буй - Данилов. Эти линии делают сеть более рациональной повышают ее маневренность.