Северный экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочие внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Целю данной курсовой работы является анализ размещения производственных сил и составление экономико-географической характеристики Северного экономического района, характеристики железной дороги, обслуживающей район, анализ её взаимодействия с другими видами транспорта.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Общая характеристика размещения производственных сил Северного экономического района………………………………………………………... 4
2. Анализ экономико – географического положения Северного экономического района……………………………………………………………………………………. 6
3. Экономико – географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале……………………………………………….. 15
3.1. Экономико –географическая характеристика топливно – энергитического комплекса………………………………………………. 16
3.2. Экономико –географическая характеристика черной и цветной металлургии………………………………………………………………. 17
3.3. Экономико –географическая характеристика машиностроительного комплекса…………………………………………………………………. 18
3.4. Экономико –географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса……………………………………………. 20
3.5. Экономико –географическая характеристика строительного комплекса…………………………………………………………………. 21
3.6. Экономико –географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целюлозно-бумажной промышленности… 21
3.7. Экономико –географическая характеристика агропромышленного комплекса…………………………………………………………………. 23
3.8. Внешнеторговые перевозки……………………………………………… 24
4. Характеристика транспортной системы Северного экономического
района………………………………………………………………………….. 26
4.1. Общая характеристика транспортной системы…………………………. 27
4.2. Железнодорожный транспорт……………………………………………. 28
4.3. Речной транспорт…………………………………………………………. 29
4.4. Морской транспорт……………………………………………………….. 29
4.5. Автомобильный транспорт………………………………………………. 30
4.6. Трубопроводный транспорт……………………………………………… 30
Заключение ………………………………………………………………………. 32
Список используемой литературы……………………………………………… 33
Картосхемы Северного экономического района и транспортной сети…… 34

Файлы: 1 файл

Курсовой северн.экономич. район.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Северная дорога взаимодействует со всеми видами транспорта. В виду малой разветвленности железных дорог большое значение имеют судоходные реки: почти широтно протекающая Сухона, которая после слияния с рекой Юг образует Северную Двину, текущую с юго-востока на северо-запад; Вычегда - приток Северной Двины, также протекающая почти широтно; Онега, Мезень и на востоке района огромная Печора. На юге-западе проходит Волго-балтийский путь и Северо-Двинская система. Рыбинское море связывает юго-западную часть района тяготения дороги с каналом имени Москвы.

Работа Северной дороги взаимодействует с тремя речными пароходствами; Волжским, включающим Волгу от Рыбинска до Астрахани (по станциям Ярославль, Рыбинск, Кинешма, Кострома); Северным, включающим Северную Двину, Вычегду, реку Юг (по станции Шекна), и Печорским, включающим Печору и ее судоходные притоки Усу и Ижму (по станциям Кожва, Абезь на Усе и Сосногорск на Ижме).

На севере района железнодорожные и речные пути соединяются с морскими и сочетают свою работу с Северным морским пароходством. Морские порты района тяготения - Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар, расположенными в устьях больших рек, имеют важное значение для арктического каботажного судоходства.

 

4.3. Речной транспорт.

 

Большую роль, особенно во внутрирайонных перевозках, играет речной транспорт.  Грузооборот  Северного,  Беломорско-Онежского  и  Печорского  пароходств  составляет около 20 млрд. т/км.  Во внутрирайонных перевозках преобладают  лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно увеличились после реконструкции в 80-х годах  Волго-Балтийского водного пути.

 

4.4. Морской транспорт.

 

Перевозки грузов морским  транспортом  осуществляется через порты Северо – Западного бассейна; Мурманск Архангельск, Нарьян-Мар Кандалакша Хатанга, Мезень и Онега. Велика роль морского транспорта в осуществлении внешне торговых связей через Мурманский и Архангельский порты. В 2002г. в портах Мурманск и Архангельск было переработано 7,6 мил. Т. внешнеторговых перевозок грузов, в то время как производственные мощности Мурманского порта – 90мил.т. в год. Архангельского – 45мил.т.

 

 

4.5. Автомобильный транспорт.

 

Северный экономический район слабо обеспечен благоустроенными  автомобильными  дорогами.  Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района, где они играют большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений. К крупнейшим автомобильным  дорогам относятся;

магистрали федерального значения Санкт-Петербург – Петрозаводск - Мурманск,  Москва-Ярославль-Вологда - Архангельск, и федеральная дорога - Новая Ладога-Череповец - Вологда.

Протяженность автодорог района (с твердым покрытием) составляет5,8% от этого показателя, по России в целом объёмы перевозок осуществленные магистральным транспортом в 2002г. составили 22мил.т.

 

 

4.6. Трубопроводный  транспорт.

 

. Большое развитие получил трубопроводный транспорт.  В Ухтинском нефтепромысловом  районе функционирует система нефтепроводов, подающая сырую нефть на Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Крупный магистральный нефтепровод Ярославль - Кириши снабжает Киришский нефтеперерабатывающий завод нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса - Ухта - Ярославль - Москва нефть Усинского месторождения поступает на переработку на Московский НПЗ.  Два  магистральных газопровода  (Белоусово - Санкт-Петербург,  Ухта - Вологда -Череповец  -  Санкт-Петербург)  обеспечивают   подачу   газа Санкт-Петербургскому  и Череповецкому промышленным узлам.  Свводом в действие в 80-е годы магистрального газопровода Ухта - Рыбинск - Торжок увеличилась подача газа этим промышленным центрам,  а также стала возможным часть сибирского  газа направить в Финляндию.  Этот газопровод, получивший название «Сияние Севера",  соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - Надым с газовыми месторождениями севера Тюменской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для Северного экономического района из-за специфических природных, экономических условий и своеобразия транспортно-экономического положения важным фактором перехода к рынку являются всемерное улучшение использования природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение транзитных экспортных функций, создание деловых международных центров, бирж и других объектов рыночной инфраструктуры. В связи с этим необходимо широкое комплексное освоение, рациональное использование на основе природосберегающих технологий в первую очередь нефтегазовых ресурсов, выявленных в шельфовой зоне Баренцева моря, а также алмазов, апатитонефелиновых, титановых и железных руд, бокситов, лесных ресурсов и др.

Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям заключаются в развитии предпринимательской деятельности, связанной с комплексным освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов). К резервам развития предпринимательской деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов, рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия). В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические зоны.

 

 

 

 

 


Список используемой литературы:

 

1.      Регионалистика: Лапидус Б.М. Пехтерев Ф.С. Терешина Н.П.-2001г.

2.      География путей сообщения М: Транспорт Казанский Н.Н. Варламов В.С. Семенов П.Е. 1987г.

3.      Экономическая география транспорта – М.: Транспорт Казанский Н.Н. – 1991г.

4.      Экономическая география России – М.: ЮНИТИ 2000г.: Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С.

5.      Экономическая география СССР – М.: Высшая школа – 1983г. Данилов А.Д. Кистанов В.В. Ледовских С.И.

6.      Физическая карта России. –М.: Дрофа, 1997.

 

9

 



Информация о работе Северный экономический район