Система индикативного планирования во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:26, реферат

Описание работы

Отказы и сбои рынка могут носить постоянный характер. Согласно экономической теории, перед лицом естественных монополий (случаи растущей предельной производительности), перед лицом внешних эффектов или при производстве общественных благ рынок оказывается неспособным эффективно распределять ресурсы.
Однако эти отказы и сбои могут носить также и временный характер, быть связанными с тем или иным этапом экономического развития. Именно так обстояло дело с французской экономикой в конце Второй мировой войны - экономикой дефицита и всеобщей карточной системы.

Файлы: 1 файл

Планирование во Франции.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Эти роли неразрывно связаны с основной задачей: способствовать модернизации французского общества.

Остановимся на них подробнее.

  1. Во-первых, это подготовка плана. Методика его разработки исторически претерпела определенные изменения по сравнению с подготовкой первых планов, учитывая, что в настоящее время применяется концепция стратегического планирования. Однако можно наметить несколько традиционных крупных этапов. Подготовка плана начинается с составления рамочного правительственного текста. Затем проходит этап согласования с основными экономическими и социальными силами страны, которым предлагается принять участие в работе всей системы тематических комиссий, организуемых Генеральным комиссариатом планирования. Следующий этап состоит из межведомственных дискуссий, предназначенных для подготовки проекта Плана; Правительство проводит при этом последний выбор вариантов и представляет законопроект Плана на рассмотрение Экономического и социального совета. С учетом рекомендаций этого Совета, Правительство представляет модифицированный проект Плана на голосование в Парламент (через Национальное собрание и Сенат), который может изменить текст путем внесения поправок. Вся процедура завершается принятием Парламентом текста Плана.

Генеральный комиссариат планирования, однако, не управляет процессом выполнения Плана, который осуществляется другими  инстанциями, но пристально следит за этим выполнением. Подобное курирование  влечет за собой целый ряд различных  работ:

  • технические работы, заключающиеся в разработке и анализе количественных индикаторов макроэкономического развития;
  • специализированные работы с объяснением приоритетных тем, выбранных в конкретном плане; для Х-го Плана такие работы были проведены в области туризма, транспорта, народного образования, природных пространств и благоустройства сельской местности;
  • формальные работы по составлению доклада о ходе выполнения Плана, который может стать предметом парламентской дискуссии.

 

Во-вторых, роль советника по экономической политике при Премьер-министре. Генеральный комиссариат планирования берет на себя инициативу, с тем, чтобы проведение текущей экономической политики должным образом отражало выбранные ориентиры.

 

    1. В качестве своей третьей роли ГКП занимается долгосрочными структурными проблемами и прогнозированием, которые по определению могут быть принесены в жертву решению конъюнктурных проблем. Так, например, в 1987-88 гг. рабочая группа рассмотрела возможное воздействие на Францию завершения строительства внутриевропейского рынка и необходимую адаптацию французского общества в целях успешного выполнения этого проекта. Начиная с 1989 г. Генеральный комиссариат планирования учредил группу по разработке вопросов социального неравенства в перспективе европейского строительства и группу по перспективам энергетики с горизонтом на 2010 г.6

 

При составлении плана используется метод прогнозирования. Прогноз является постоянной характеристикой самого подхода к планированию, однако его горизонт может меняться и иметь более или менее ярко выраженный количественный характер. План способствует сокращению неопределенности. Французский опыт обширен, в отношении как горизонтов прогнозирования, так и способа его оценки.

Работы количественного  прогнозирования для Плана всегда выполнялись за пределами Генерального комиссариата планирования в соответствии с тем правилом, что "он лишь заказывает, но не делает сам"7.

Тем не менее, ГКП выполняет дополнительные функции, обеспечивая связи с  экономическими администрациями и  научной средой. Он оформляет заказы на проведение исследований и прогнозов с различными специализированными администрациями. ГКП располагает также бюджетными ресурсами, позволяющими финансировать те исследования и разработки, которые он считает необходимыми. Наиболее прикладные работы являются предметом исследовательских контрактов. В тех случаях, когда речь идет скорее о научных исследованиях, ГКП опирается на специализированные научные комитеты, объединяющие экспертов в определенной области, которые на конкурсной основе подбирают конкретные исследовательские лаборатории. Для участия в этих работах привлекаются все дисциплины социальных наук.

Выбор, сделанный Францией, в этом плане не является единственным. Бельгия и Нидерланды, в частности, руководствовались противоположным подходом и предпочли включить бригады по прогнозированию в кадровую структуру организации планирования.

 

Итак, во Франции главный орган  планирования – ГКП – не имеет  директивных полномочий как, например, Госплан в СССР. Его основная миссия состоит в регулировании и  координации деятельности разных инстанций в процессе осуществления плановой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Экономическая и социальная политика Франции / Российско-Французская серия «Информационные и Учебные Материалы» №36, 1995, с. 25

2 Там же, с. 27

3 Там же, с. 30-31

4 Батин В. Индикативное управление от Франции до Татарстана. / «Время и деньги». 14.03.2001, с. 8

5 Экономическая и социальная политика Франции / Российско-Французская серия «Информационные и Учебные Материалы» №36, 1995, с. 26

6  Там же, с. 30

7 Там же, с.33




Информация о работе Система индикативного планирования во Франции