Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:26, реферат
Отказы и сбои рынка могут носить постоянный характер. Согласно экономической теории, перед лицом естественных монополий (случаи растущей предельной производительности), перед лицом внешних эффектов или при производстве общественных благ рынок оказывается неспособным эффективно распределять ресурсы.
Однако эти отказы и сбои могут носить также и временный характер, быть связанными с тем или иным этапом экономического развития. Именно так обстояло дело с французской экономикой в конце Второй мировой войны - экономикой дефицита и всеобщей карточной системы.
Система индикативного планирования во Франции
1. Планирование, совместимое с рыночной экономикой
Французское планирование никогда не стремилось подменять собою рынок. Напротив, оно его дополняет, стараясь компенсировать различные сбои и отказы рыночного механизма, регулирует его и обеспечивает постоянную совместимость его функционирования с социальным единством страны.
Отказы и сбои рынка могут носить постоянный характер. Согласно экономической теории, перед лицом естественных монополий (случаи растущей предельной производительности), перед лицом внешних эффектов или при производстве общественных благ рынок оказывается неспособным эффективно распределять ресурсы.
Однако эти отказы и сбои могут носить также и временный характер, быть связанными с тем или иным этапом экономического развития. Именно так обстояло дело с французской экономикой в конце Второй мировой войны - экономикой дефицита и всеобщей карточной системы. В сегодняшней Франции, если оставить в стороне цены на сельскохозяйственную продукцию, которые определяются единой сельскохозяйственной политикой ЕС, общественные тарифы, устанавливаемые естественными монополиями, и цены на обслуживание в системах здравоохранения и народного образования, формирование всех остальных цен осуществляется в условиях свободных рынков.
Генеральный комиссариат планирования имеет легко изменяемую структуру. Принцип, предложенный Жаном Моне, 1-м Комиссаром планирования, заключался в том, что этот орган должен скорее "заставлять делать"1, нежели делать самостоятельно, что позволило ему избежать расширения штатов.
Постоянные функции
1. Одним из наиболее существенных вкладов французского планирования является коллективное изучение сил и слабостей экономики и неадаптпрованностей французского общества. Нейтральность и критическое изучение социальных партнеров обеспечивают большую объективность, которая всегда была силой аналитических проработок французского планирования. Что является базой для постановки проблем экономического и социального развития и поиска конкретных решений.
Так, в отличие от централизованной системы, спускающей директивы сверху, французское планирование основывается на подключении к анализу и процессу принятия решений всех экономических и социальных партнеров. Это процесс диалога и согласования, направленный на объединение различных партнеров (государственной администрации, предпринимателей, профсоюзов) с экспертами для совместного выявления проблем в различных областях и, по возможности, для предложения конкретных решений. Французское планирование выполняет, таким образом, значительные информационные функции и влияет на поведение экономических агентов. Как писал Жан Моне в своей работе, положившей начало планированию: "поскольку выполнение плана потребует сотрудничества со стороны всех партнеров, необходимо, чтобы все жизнеспособные силы страны участвовали в его разработке"2.
2. Планирование вырабатывает также целую систему правил и данных, направленных на обеспечение лучшего функционирования экономики и рынка. Это экономическое и социальное руководство, однако оно предоставляет в распоряжение партнеров лишь ориентиры, а не детальные указания показателей производительности, стоимости и т.п.
"Планирование на французский манер" существенным образом отличается от централизованного планирования, осуществлявшегося ранее в странах Восточной Европы. Французский план, таким образом, дополняет рынок, исправляя его близорукость, указывая экономическим и социальным партнерам на те общие информационные данные, которые позволят им самим сделать выбор.
3. Французское планирование, наконец, позволяет выработать целостное среднесрочное представление о социальном и экономическом развитии в сочетании с долгосрочным прогнозированием, делая это с помощью различных организаций, выполняющих экономические разработки. Они предназначены прежде всего для Правительства, но также и для всей страны. Любая экономическая и социальная политика должна высвечиваться знанием ее последствий в средней и дальней перспективе.
План представляет собой такое средство высвечивания тех отдаленных задач, решения по которым сегодня принять чрезвычайно трудно. Составление плана - это не столько предвидение, сколько осуществление такого выбора, который будет учитывать как предсказуемые, так и непредвидимые изменения. В средней и дальней перспективе План представляет собой государственный институт, обеспечивающий непротиворечивость решение Правительства, при котором ГКП служит ведущим советником.
Эта функция обеспечения
Итак, индикативный подход к организации французского планирования выражается в его совместимости с рыночной экономикой, гибкой и эволюционной структурой. Планы выполняют 3 постоянные функции, направленные на поддержание стабильности экономической системы.
Вторая мировая война заставила Францию осознать свое отставание, накопленное в ходе предыдущих десятилетий, а также определенный упадок экономики. Основной идеей Плана была модернизация французского общества: 1-ый план 1947 г. назывался "планом модернизации и переоснащения". Выдвигалась тогда идея о том, что для обеспечения модернизации французского общества одних только рыночных механизмов недостаточно. Но такой децентрализованный механизм, как механизм рыночный, сам по себе не был достаточен для того, чтобы в одиночку способствовать модернизации Франции, страны, которая всегда характеризовалась высокой степенью централизма, и в которой рынок менее, чем где-либо, соответствовал исконным культурным традициям. Необходимо было, чтобы экономические партнеры общались между собой не исключительно посредством прямых рыночных связей, но также неопосредованно, чтобы они коллективно разрабатывали задачи общества и изыскивали средства, необходимые для их достижения3.
Подход планирования в таком случае характеризовался следующими принципами:
Французские планы составлялись, как правило, на пятилетие и в них фиксировались общие черты желаемого экономического и социального развития. При этом определенную роль играет не столько собственно индикативный план, сколько сам процесс его составления. В ходе его не только происходит обмен информацией, но и достигается национальный консенсус между различными участниками хозяйственной деятельности и разными уровнями хозяйствования и управления.
Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики Франции, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций. Ключевые разделы плана касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи выражаются в конкретных (количественно определенных) плановых заданиях, но последние носят второстепенный характер. Главное содержание плана составляет определение «актов государственного вмешательства»4, охватывающих:
а) основные задачи государства в области экономики на плановый период;
б) их детализацию
применительно к инвестированию
и перераспределению
Французские индикативные планы, иными словами, четко ориентированы на инвестиционную деятельность. Причем если в первых планах присутствовали конкретные отраслевые прогнозы и отраслевые плановые задания, то впоследствии их заменили отмеченные акты, программы государственного вмешательства, разрабатываемые применительно к основным отраслям промышленности.
В настоящее время во Франции пятилетние планы носят аналитический характер. Они включают проекты, предусматривающие совместное их финансирование партнерами – предпринимателями, центральными и местными властями, профсоюзами и другими институтами.
Технология работы над индикативными планами во Франции выглядит следующим образом. Сам план принимается и утверждается парламентом Франции, что делает его независимым от ведомственных решений и внутренних раскладов в кабинете министров.
Французский опыт планирования неотделим от активного согласования, под которым понимается подключение основных экономических и социальных сил страны к процессу планирования. Французский план состоит из 2 типов документов, имеющих различный статус:
Таким образом, согласование, консенсус и диалог представляют собой основные принципы индикативного подхода французской системы планирования.
Генеральный комиссариат планирования (ГКП) - небольшая организация: в ней занято около 70 кадровых ответственных работников, называемых "порученцами", т.е. в общей сложности менее 200 человек. Он не имеет размеров, достаточных для управления хозяйством страны и поэтому может выполнять лишь стимулирующую и координационную функцию. Подобный выбор требует четкого распределения ролей с крупными административными инстанциями, занимающимися управлением, и тем самым позволяет избежать бесполезных конфликтов. Координация между различными административными органами предполагает, что ГКП занимает нейтральное положение. Его нынешнее подчинение Премьер-министру (через посредство Государственного секретаря) способствует подобной его роли "интерфейса".
Ограничиваясь задачами организации и координации, персонал Генерального комиссариата планирования имеет оригинальный состав: он состоит из "порученцев", кадровых работников высокого уровня, главным образом администраторов или инженеров, что позволяет ему располагать различной кадровой компетенцией в юридической, экономической, научной и технической областях, а также выполняет услуги секретариатского обслуживания. Представители среднего звена административной иерархии, обычно решающие задачи управления, таким образом, в ГКП отсутствуют. Со своей стороны, порученцы, половина которых является чиновниками, принадлежащими другим ведомствам, проводят в ГКП по несколько лет после получения первого профессионального опыта, позволяющего им устанавливать связи с администрацией. Тот факт, что большая часть порученцев проводит в нем лишь по несколько лет, исключает «застой» организации и способствует появлению новых идей. После своего ухода из ГКП порученец обычно сохраняет с ним связи, участвуя, например, в работе согласовательных инстанций.
Такие функции Генерального комиссариата планирования, легкого и не обремененного управленческими задачами, были специально продуманы Жаном Моне. Он говорил, что "План будет представлять собой нечто иное, нежели простое министерство по обеспечению снабжения"5.
ГКП играет 3 основных роли, во многом взаимосвязанные и взаимозависящие:
Информация о работе Система индикативного планирования во Франции