Социально – Экономическая модель Швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

В последнее время очень много говорят о неотразимости моделей социально – экономического развития Швеции и Германии. В данной контрольной работе будут рассмотрены эти модели и принципы их устройства, в частности, процесс формирования занятости в этих странах и есть ли в этой области проблемы. Более подробно изучим принципы построения взаимоотношений между рабочим и работодателем, обратим внимание на государственное регулирование экономики, его объёмы, а также в общем плане определим, как решается проблема социальной защищенности в этих странах.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально – Экономическая модель Швеции …………………………………………….4
1.1. «Шведская модель» социально – экономического развития ………………………………….4
1.2. Смешанная экономика …………………………………………………………………………...5
1.2.1. Частный сектор …………………………………………………………………………………6
1.2.2. Государственный сектор ……………………………………………………………………….8
1.2.3. Кооперативы …………………………………………………………………………………...10
1.3. Уровень жизни …………………………………………………………………………………...12
Глава 2. Социально – Экономическая модель Германии ………………………………………….14
2.1. Цели социального рыночного хозяйства Германии …………………………………………...14
2.1.1. Современная Германская экономика …………………………………………………………14
2.2. Правовые основы экономической жизни. Право собственности ……………………………..15
2.3. Роль конкуренции в социальном хозяйстве ……………………………………………………16
2.3.1. Законы, регулирующие конкуренцию ………………………………………………………..19
2.4. Труд и социальные отношения ………………………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………………………………23
Список литературы …………………………………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Социально – Экономическая модель Швеции …………………………………………….4

1.1. «Шведская модель» социально – экономического развития ………………………………….4

1.2. Смешанная экономика …………………………………………………………………………...5

1.2.1. Частный сектор …………………………………………………………………………………6

1.2.2. Государственный сектор ……………………………………………………………………….8

1.2.3. Кооперативы …………………………………………………………………………………...10

1.3. Уровень жизни …………………………………………………………………………………...12

Глава 2. Социально – Экономическая модель Германии ………………………………………….14

2.1. Цели социального рыночного хозяйства Германии …………………………………………...14

2.1.1. Современная Германская экономика …………………………………………………………14

2.2. Правовые основы экономической жизни. Право собственности ……………………………..15

2.3. Роль конкуренции в социальном хозяйстве ……………………………………………………16

2.3.1. Законы, регулирующие конкуренцию ………………………………………………………..19

2.4. Труд и социальные отношения ………………………………………………………………….21

Заключение ……………………………………………………………………………………………23

Список литературы …………………………………………………………………………………...24

 

Введение

В последнее время очень много  говорят о неотразимости моделей  социально – экономического развития Швеции и Германии. В данной контрольной работе будут рассмотрены эти модели и принципы их устройства, в частности, процесс формирования занятости в этих странах и есть ли в этой области проблемы. Более подробно изучим принципы построения взаимоотношений между рабочим и работодателем, обратим внимание на государственное регулирование экономики, его объёмы, а также в общем плане определим, как решается проблема социальной защищенности в этих странах.

 

Глава 1. Социально – Экономическая модель Швеции

1.1. «Шведская модель» социально – экономического развития

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился  в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Другая характерная  черта послевоенной Швеции – специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит  из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом  широком смысле шведская модель – это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие «шведская модель» не имеет однозначного  толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в  течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека – с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом – активный ее сторонник.

На экономическое  развитие, определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания – «Струра Коппарберг» (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической системы зависит  от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция – угроза, как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

С середины 70-х годов в связи  с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983г. Непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность. 

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система  производства эффективна, государство  не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой  роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название «функциональный социализм»

1.2. Смешанная экономика

Существующая в Швеции экономическая  система обычно характеризуется  как смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою «нишу», выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу  фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965г.

Кроме этих трех форм собственности  существует множество компаний со смешанной  собственностью, фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля очень мала.

1.2.1. Частный сектор

Ведущую роль в производстве товаров  и услуг в Швеции  играет частный  сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель, собственник и директор-распорядитель часто одно  и тоже лицо. В другую группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам – с 47% в 1975г. До 21% в 1985г., в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился – с 53% в 1975г. До 79% в 1985г. (включая 7%, принадлежащих иностранцам). За послевоенный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров – с 70% в 1951г. До примерно 20% в 1985г. – вследствие, прежде всего, высоких ставок налогов на доходы и собственность.

Таким образом, институциональная собственность в значительной степени заменила частных лиц. В настоящее время 20 крупнейших владельцев портфелей акций – учреждения. Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных и страховых компаний, на которые в 1985г. Приходилось соответственно 14, 14 и 10%. Повышение роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой деятельностью, произошло в силу различных причин. Некоторые из них ввели принадлежащие им дочерние компании на фондовую биржу, сохраняя значительную, а часто и подавляющую часть акций в своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в качестве платежа акции покупающей компании. Некоторые крупные пакеты акций возникли в результате долгосрочного тесного сотрудничества фирм. Обычным явлением стали «стратегические» вложения капитала в акции. Этому способствовала высокая ликвидность многих фирм вследствие роста продаж и прибылей после 1982г. В частности, «Сканска» купила «Сандвик», «Вольво» – значительную часть «Фармасия» и «Стура» – «Суидиш мэтч».

Вместе с тем резко возросло и число шведов, владеющих  акциями. Это объясняется как сокращением портфелей акций частных индивидуальных собственников, так и быстрым ростом числа компаний, зарегистрированных на Стокгольмской фондовой бирже. Важную роль сыграло появление новой группы индивидуальных владельцев акций после создания в 1978г. различных акционерно-инвестиционных фондов. Сбережения в этих так называемых всеобщих фондах  под управлением банков или фирм получали разнообразные налоговые субсидии от правительства. До 1984г. вкладчики получали скидку 30% с налогов на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984г. Налоговая скидка была отменена, но остальные стимулы остались. В 1985г. На эти инвестиционные фонды приходилось 6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти.

Экономика Швеции характеризуется  высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) – 17%. При этом рост концентрации проявляется, прежде всего, на уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится  по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.

В  последние годы роль ведущих  шведских компаний в мировой экономике возросла. В 1987г. Среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не входят. Так, крупнейшая шведская фирма «Вольво» уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира «Дженерал моторз»  (15 млрд. долл. против 102 млрд. долл.) Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение («Вольво» и «СААБ-Скания»), черная металлургия («Свенска столь»), электротехника («Электролюкс», АББ, «Эрикссон»), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная («Свенска целлюлоза», «Стура», «Му ок Думше» и др.), самолетостроение («СААБ-Скания»), фармацевтика («Астра», «Фармасиа»), производство специальных сталей («Сандвик», «Авеста»).

В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них (по принятой в шведской экономической литературе терминологии, «сфер банков») стоят ведущие частные коммерческие банки страны – «Скандинависка эншильда банкен» и «Свенска хандельсбанкен», при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы («третьего блока») во главе с крупнейшей компанией страны – автомобильным концерном «Вольво».

1.2.2. Государственный сектор

Важнейшая роль государственного сектора  в Швеции – аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

Информация о работе Социально – Экономическая модель Швеции