Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:48, реферат
В последнее время очень много говорят о неотразимости моделей социально – экономического развития Швеции и Германии. В данной контрольной работе будут рассмотрены эти модели и принципы их устройства, в частности, процесс формирования занятости в этих странах и есть ли в этой области проблемы. Более подробно изучим принципы построения взаимоотношений между рабочим и работодателем, обратим внимание на государственное регулирование экономики, его объёмы, а также в общем плане определим, как решается проблема социальной защищенности в этих странах.
Введение ……………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально – Экономическая модель Швеции …………………………………………….4
1.1. «Шведская модель» социально – экономического развития ………………………………….4
1.2. Смешанная экономика …………………………………………………………………………...5
1.2.1. Частный сектор …………………………………………………………………………………6
1.2.2. Государственный сектор ……………………………………………………………………….8
1.2.3. Кооперативы …………………………………………………………………………………...10
1.3. Уровень жизни …………………………………………………………………………………...12
Глава 2. Социально – Экономическая модель Германии ………………………………………….14
2.1. Цели социального рыночного хозяйства Германии …………………………………………...14
2.1.1. Современная Германская экономика …………………………………………………………14
2.2. Правовые основы экономической жизни. Право собственности ……………………………..15
2.3. Роль конкуренции в социальном хозяйстве ……………………………………………………16
2.3.1. Законы, регулирующие конкуренцию ………………………………………………………..19
2.4. Труд и социальные отношения ………………………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………………………………23
Список литературы …………………………………………………………………………………...24
Показатели жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 г.
Страны |
ВВП на душу населения (долл. США) |
Телефоны (шт.) |
Телевизоры (шт.) |
Легковые автомобили (шт.) |
Потребле-ние электро-энергии на душу (кВтч) |
Безработица (%) |
Швеция |
18876 |
890 |
393 |
420 |
17079 |
1,6 |
Германия |
18280 |
640 |
379 |
463 |
6900 |
8,7 |
Англия |
11765 |
524 |
346 |
318 |
5477 |
8,4 |
США |
18338 |
760 |
813 |
559 |
11204 |
5,4 |
Япония |
19465 |
555 |
261 |
241 |
5733 |
2,5 |
Франция |
15818 |
608 |
332 |
394 |
5870 |
10 |
Уровень доходов в 1987 г.
Размер дохода |
Число мужчин |
Число женщин |
Итого |
0 |
20 278 |
21 755 |
42 033 |
1-39 999 |
476 061 |
905 017 |
1 381 078 |
40 000-79 999 |
560 063 |
1 139 362 |
1 699 425 |
80 000-119 999 |
1 029 254 |
1 020 719 |
2 049 973 |
120 000-159 999 |
778 000 |
320 563 |
1 098 563 |
160 000-199 999 |
274 161 |
69 438 |
343 599 |
200 000-299 999 |
186 304 |
29 199 |
215 503 |
300 000-499 999 |
52 067 |
5 756 |
57 823 |
500 000 и выше |
10 707 |
1 227 |
11 934 |
Глава 2. Социально – Экономическая модель Германии
2.1. Цели социального рыночного хозяйства Германии
Цели социального рыночного хозяйства Германии, преследуемые еще с основания ФРГ и средства, которые необходимо использовать для их достижения в соответствии с общей концепцией, можно охарактеризовать следующим образом:
а) благодаря установлению порядка конкуренции;
б) благодаря целенаправленному проведению политики, ориентированной на рост и обеспечивающей его постоянство на достаточном уровне с использованием таких экономико-политических инструментов, которые как можно меньше ограничивают экономическую свободу;
в) благодаря обеспечению полной
занятости, стремление к которой
объясняется социальными
г) благодаря обеспечению свободы внешней торговли, свободному обмену валют и расширению международного разделения труда в рамках мировой экономики.
а) благодаря существованию независимого центрального эмиссионного банка;
б) благодаря стабильности государственного бюджета;
в) благодаря обеспечению выравнивания платежного баланса и равновесию во внешней торговле.
а) за счет достижения максимального уровня социального продукта как экономической основы социальной защищенности;
б) благодаря созданию порядка осуществления конкуренции, так как она сводит к минимуму социальную несправедливость и одновременно способствует социальному прогрессу;
в) за счет государственной корректировки первоначального распределения доходов и имущества в форме выплаты социальной помощи, пенсий и компенсаций, доплат за жилье и т.п.
Достижение этих целей и определяет степень развития социальной рыночной экономики.
2.1. Современная германская экономика
За годы развития экономика Германии
во многом изменилась, пройдя путь от восстановления
рыночного хозяйства ФРГ до развитой
рыночной экономики современной
объединенной Германии. Ее современное
состояние можно охарактеризова
2.2. Правовые основы экономической жизни. Право собственности
Обязательной правовой основой жизни любой страны является ее конституция. Этой конституцией для Германии является Основной закон, который содержит ряд норм, которым экономический порядок должен соответствовать. Этот закон определяет следующие основные рамки для формирования экономики:
Таким образом, Основной закон содержит большое количество фундаментальных прав и правовых норм, которые гарантируют основные экономические права. Он определяет сочетание гарантий свободы на пользование индивидуальными правами с ограничением свобод в рамках компенсирующей системы, регулируемой социальным государством. Тем самым Основной закон исключает как неуправляемое, с социальной точки зрения, рыночное хозяйство, так и всякую разновидность экономики, управляемой государством.
Основной закон определяет основные
права и свободы, но помимо него существует
большое количество других законодательных
актов, служащих правовой основой экономического
и социального порядка
Одним из основополагающих принципов рыночной экономики является возможность владеть частной собственностью. Собственность представляет собой право свободно, т.е. в соответствии с самостоятельным решением, распоряжаться экономическими благами и пользоваться экономическими правами. Собственность лежит в основе всей экономической системы и определяет цель производства, характер распределения, обмена и размер потребления. В рыночной экономике к частной собственности относятся не только владение домашним хозяйством и жильем, но также и земельной собственностью, владение деньгами во всех формах, владение средствами производства.
Частная собственность имеет функции повышения благосостояния, обеспеченности, свободы и независимости, повышает экономическую защищенность, дает возможность распоряжаться имуществом, увеличивает свободу действий владельца. Стимулирует повышение производительности, так как заинтересованность собственников в том, чтобы сохранить и приумножить собственность побуждает их к тому, чтобы бережно относится к ней, рационально ее использовать, таким образом, способствуя сохранению и приумножению экономических ценностей, обеспечивает конкуренцию и прогресс.
Право на владение собственностью гарантируется в Германии Основным законом, согласно которому как частные лица, так и юридические лица имеют право приобретать и использовать собственность по своему усмотрению в соответствии с законодательством. Однако одновременно закон фиксирует и «социальные обязательства», связанные с собственностью, а именно: «Собственность влечет за собой обязательства. Пользование ею должно служить благу всего общества». Это означает, что право распоряжаться собственностью по личному усмотрению ограничивается в интересах общего блага. Законодательно определены и границы собственности, чтобы ее использование не нарушало прав третьих лиц. Существует целый ряд правовых положений по обеспечению социальной функции собственности, например положение о длительности рабочего дня, положение о защите от необоснованного увольнения или выселения и т.д.
Наиболее важной особенностью политики, проводимой в Германии в области собственности, является противодействие необоснованной концентрации ее в руках государства, фирм и частных лиц путем наращивания общего количества собственников.
2.3. Роль конкуренции в социальном хозяйстве
В Германии закон о запрете ограничений конкуренции был принят в 1957 году и получил название «Основной закон социального рыночного хозяйства». Само название этого закона говорит о важности роли, которую играют основанные на конкуренции экономическая система и порядок, регулирующий конкуренцию как инструмент управления социальным рыночным хозяйством. Тем не менее, в Германии существует порядок, регулирующий конкуренцию, который призван обеспечить достижение внутрихозяйственных, социальных, внешнеполитических и неэкономических целей. Можно определить основные из этих целей:
Достижение этой цели предусматривает, во-первых, оптимальную реализацию факторов производства в соответствующем месте их применения. И, во-вторых, использование фактора производства в том месте, где ему гарантирован максимальный эффект. Эти цели могут быть достигнуты только с помощью системы распределения доходов, которая вознаграждает факторы производства в зависимости от их эффективности.
Экономический рост обеспечивается в следующих случаях:
Однако ничем не ограниченная свобода формирования дохода может нанести значительный социальный ущерб, поэтому существуют некоторые ограничения во имя более высоких целей, таких как социальная справедливость, охрана окружающей среды, стабильность занятости, защита интересов нетрудоспособных и т.д. Таким образом, получается, что обеспечение самостоятельного хозяйствования с опорой на конкуренцию не должно противоречить социальным целям.
Принцип конкуренции не может исходить из факта наличия потребностей, средств удовлетворения спроса и производственной техники. При этом необходимо учесть, что ставится задача выявления потребностей, приобретения и расширения знаний о средствах удовлетворения спроса, т.е. отыскание новых средств удовлетворения спроса и производственной техники, т.е. выявление, расширение и осуществление научных и технических возможностей прогресса.
При конкуренции каждое предприятие, свободное в выборе производственной техники, места размещения производства, в отношении выпуска изделий, установки цен и определения рынков сбыта постоянно пробует новые решения в поисках успеха. Чем больше таких проб, тем выше шансы выхода на эффективное решение соответствующей проблемы. Поскольку предприятия, получающие максимальную прибыль, лучше всего приспосабливаются к предъявляемым им требованиям и поскольку другие участвующие в конкурентной борьбе, чтобы остаться на плаву, вынуждены имитировать эту приспособляемость, порождаемый ведущими предприятиями прогресс получает распространение и служит всему обществу. В этом отношении конкуренция призвана: