Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель работы – исследовать социально-экономическое состояние Камчатского края и стратегии его развития.
Задачи работы:
- проанализировать показатели социально-экономического развития Камчатского края за последние годы;
- определить место Камчатского края в экономической жизни России;
- охарактеризовать особенности развития сельского хозяйства Камчатского края;
- выявить основные проблемы и перспективы использования биологических и минеральных ресурсов Камчатского края;
- раскрыть демографические проблемы края и определить пути их решения;
- наметить основные стратегические направления развития.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика развития Камчатского края в 2010-2012 гг. 6
1.1. Показатели социально-экономического развития Камчатского края 6
1.2. Место Камчатского края в экономической жизни России 8
1.3. Сельское хозяйство Камчатского края 10
Глава 2. Сложности реализации основных стратегических направлений и пути их оптимизации 12
2.1. Проблемы и перспективы использования биологических и минеральных ресурсов Камчатского края 12
2.2. Демографические проблемы и пути их решения 18
2.3. Стратегические направления развития 24
Заключение 30
Библиографический список 32
Приложение 34
Экономическое развитие осуществляется двумя путями: либо люди идут к работе, либо работа идёт к людям. Соответственно, возможна концентрация деловой активности и населения на одних территориях на фоне стагнации, а в предельном случае - деградации других. Поэтому при разработке стратегии развития необходимо предусмотреть мероприятия по устранению разрывов в социальных условиях Дальнего Востока, чтобы можно было рассчитывать на ускоренный и долговременный экономический подъём региона.16
Если государство не пересмотрит свою внешнеэкономическую политику на Востоке страны, реальностью может стать потенциальная угроза потери регионом экономической самостоятельности и даже физической его утраты. Современный расклад сил таков, что шесть государств Северо-Восточной Азии, которые включены в его экономические взаимодействия, всё заметнее разделяются на две группы. В первую входят Китай, Япония, Республика Корея - лидеры экономического развития. Во вторую - Монголия, КНДР, Российский Дальний Восток, которые всё больше напоминают периферию региона.
Выбор стратегии предопределяется изменением баланса позитивных и негативных компонентов формирования национальных и глобальных сценариев развития. Эти сценарии, в свою очередь, обусловлены сочетанием вызовов времени и реальных возможностей адекватного ответа на них. В соответствии с вызовами современности конкретные задачи государства на Востоке России можно сформулировать следующим образом.
Модернизация экономической стратегии развития Дальнего Востока и в Камчатского края не является самоцелью. Действительные цели региональной политики намного шире. Это развитие социальной сферы, воспроизводство ресурсов и создание условий для предпринимательства. Необходимо на федеральном уровне обеспечить институциональную базу для стимулирования инициативы регионов по использованию абсолютных и относительных преимуществ и потенциальных и реальных возможностей каждого из них.
Эти меры должны привести к такому типу хозяйствования, который позволит региону достичь финансовой самостоятельности, а его населению — ощутить себя социальной общностью. В этой связи целесообразно пересмотреть практикуемое ныне распределение доходов между бюджетами разных уровней. Необходимо максимально возможное территориальное совмещение источников возникновения налогооблагаемой базы и уплачиваемых налогов. Необходимо передать в бюджеты субъектов Федерации долю налога на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет, а также НДС в размере не менее 10%. Это позволит повысить уровень диверсификации доходов субъектов РФ, снизить дефицитность и повысить устойчивость региональных бюджетов.
Конечными целями стратегии развития являются создание условий для комфортной жизнедеятельности и повышение жизненного уровня населения. Для этого должны быть решены важнейшие задачи социальной политики, среди них:
Население Дальнего Востока и в Камчатского края должно в полной мере ощутить результаты успеха социального развития и повышения качества жизни. Здесь опять-таки необходимо осуществить ряд масштабных мер:
Наконец, разрабатывая стратегию развития Дальнего Востока, нельзя игнорировать один из основных постулатов теории экономического роста, в соответствии с которым такой рост является результатом технического прогресса. Следует предпринять определённые шаги, чтобы поле технического прогресса и инноваций расширялось, чтобы новые технологии использовались и в традиционном для Дальнего Востока ресурсном секторе, чтобы экономика региона постепенно диверсифицировалась.
Предусмотренный Федеральной программой и разрабатываемой стратегией масштаб инвестиций позволит полностью обновить технологическую основу экономики региона, снизить материалоёмкость производства, увеличить производительность труда. Помимо прямых эффектов, намеченные проекты будут иметь и другие позитивные последствия, обусловленные ростом экономической активности в ряде смежных отраслей. Прежде всего это касается сферы услуг, транспорта, торговли, строительства, отдельных отраслей обрабатывающей промышленности, малого бизнеса. Благодаря этому на Востоке страны будет формироваться более прогрессивная структура экономики.
Таким образом, следует вывод, что обеспечить достойную жизнь в регионе и значительно увеличить его вклад в национальную экономику можно только при условии комплексного, опережающего развития при непременной государственной поддержке. Динамичный подъём экономики регионов Дальнего Востока невозможен вне взаимной связи с другими субъектами федерации, планы развития соседних территорий должны быть скоординированы. По мере продвижения вперёд число точек соприкосновения, где требуются согласованные действия, будет возрастать: создание единой энергетической инфраструктуры, единой системы трубопроводов, добыча углеводородов и газификация, функционирование транспортных коридоров, создание транспортно-логистических центров, размещение крупных производств, демографическая политика, совершенствование систем здравоохранения и образования и другие.
Очевидно, что руководители
регионов, полномочные представители
Президента РФ в Дальневосточном
и Сибирском федеральных
Экономический подъем и развитие Камчатского края невозможно без рассмотрения интеграции экономики края в международные связи, тем более, что после вступления России в ВТО для этого появились институциональные механизмы.
При рассмотрении процесса интеграции экономики Камчатской области в дальневосточный рынок, можно его разделить на два блока. К одному отнести интеграционные связи в экономических сферах, связанных с организацией внутридальневосточных взаимодействий по обмену товарами и услугами. Ко второму — интеграционные связи в сфере урегулирования, согласования взаимодействий экономик отдельных регионов и отдельных экономических субъектов Дальнего Востока на мировом рынке. Цель такой интеграции — выработка согласованной линии поведения в международных экономических отношениях, предотвращение национальных и региональных экономических потерь.18
В первом блоке основное место занимают следующие направления.
1. Взаимодействия в сфере экономических отраслей, обеспечивающих неэкономические государственные интересы (оборона, охрана границ, наука, научное обслуживание, обеспечение всего комплекса видов безопасности и т.).
К таким отраслям относятся машиностроение, внешний и внутренний транспорт, продовольственное обеспечение, производственная и социальная инфраструктура, энергообеспечение, строительство, обеспечение объектов вольнонаемными служащими и т.п. Интеграция этих отраслей экономики в дальневосточном разрезе, на уровне субъектов Федерации, — хотя здесь она в повседневной жизни обеспечивается по традиционным, десятилетиями сложившимся механизмам, — должна, на наш взгляд, обеспечиваться путем взаимодействия с федеральными структурами. Интеграция этих специфических сфер с экономикой относительно просто обеспечивается в долгосрочном плане при рациональном налаживании информационных и финансовых потоков, исходящих от этих структур.
Во втором блоке проблем выделяются требующие безотлагательного решения те вопросы интеграции действий дальневосточных субъектов на мировом рынке, неупорядоченность которых в настоящее время приводит, как минимум, к двум группам негативных последствий, неразрешимых без координации. Одна связана с координацией цен, объемов и видов реализуемой продукции в наиболее конкурентных точках сбыта. К ним могут относиться в настоящее время рынки Японии, Кореи, Китая, США. Например, создание системы региональных информационно-аналитических центров, связанных с основными мировыми центрами, отражающими конъюнктуру рыбного рынка, позволит не только своевременно обеспечивать предпринимателей полноценной информацией, но и разрабатывать аналитические и прогнозные материалы. Необходимо также создание рыночных и административных структур, фиксирующих и в реальном режиме времени обменивающихся информацией о совершенных на российском и мировом рынках сделках и об их параметрах. Без этого, в частности, невозможно нейтрализовать, хотя бы частично, действие механизмов "теневой" рыбохозяйственной деятельности как российских, так и международных. Это необходимо также для отделения преимущественно экономической части "теневой экономики" от преимущественно криминальной.19
Другое направление — целенаправленная, скоординированная по всему Дальнему Востоку и теперь уже вероятно длительная борьба неэкономическими методами с разрушительной для природно-сырьевой базы криминальной частью "теневой экономики". О последней можно сказать, что она является в настоящее время не только российским продуктом, но в значительной мере результатом интеграции в российское рыбное хозяйство международной "теневой экономики".
Интеграция других отраслей Камчатской экономики должна проводиться на основе мониторинга и предварительного исследования. Так, например, туристическая инфраструктура должна создаваться в соответствии со спросом, и инвестиции для ее создания могут появляться только при наличии обоснований, разработанных на основе анализа такого спроса.
Также предварительные экспертные оценки показывают, что на приоритетность могут претендовать и следующие, менее активно предлагаемые, направления.
Информация о работе Социально-экономическое развитие Камчатского края