Стратегическое прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Планирование - это процесс установления целей, стратегий и конкретных путей их реализации. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения.
Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения1.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Содержание работы

1 Стратегическое планирование 3
1.1 Понятие стратегического планирования 3
1.2 Методы стратегического планирования 4
1.3 Стратегическое планирование в туризме 5
2 Стратегическое прогнозирование 7
2.1 Понятие стратегического прогнозирования 7
2.2 Методы стратегического прогнозирования 8
2.3 Стратегическое прогнозирование в туризме 14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16
ПРИЛОЖЕНИЕ А 17

Файлы: 1 файл

региональное планирование.docx

— 102.78 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Стратегическое планирование 3

1.1 Понятие стратегического планирования 3

1.2  Методы  стратегического планирования 4

1.3 Стратегическое  планирование в туризме 5

2 Стратегическое прогнозирование 7

2.1 Понятие стратегического прогнозирования 7

2.2 Методы стратегического прогнозирования 8

2.3 Стратегическое прогнозирование в туризме 14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16

ПРИЛОЖЕНИЕ  А 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Стратегическое планирование

 

    1. Понятие стратегического планирования

 

Планирование - это процесс  установления целей, стратегий и  конкретных путей их реализации.  Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения.

Стратегическое  планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения1

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации  и контроля ориентированы на выработку  стратегических планов. Не используя  преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные  люди будут лишены четкого способа  оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Система стратегического  планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.

До последнего времени  стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

1.2  Методы стратегического планирования

 

Под методом стратегического  планирования понимают конкретный способ, прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования. В  стратегическом планировании используются следующие методы разработки планов:

  • экспертный метод, основанный на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;
  • метод социально-экономического анализа, заключающийся во всестороннем изучении социально-экономической действительности, познания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития;
  • метод прямых инженерно-экономических расчетов, предназначенный для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства; балансовый метод, используемый для обеспечения согласованности взаимосвязанных показателей;
  • экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах;
  • метод системного анализа и синтеза, заключающийся в разложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития.

Методологические подходы  стратегического планирования могут  быть реализованы только с помощью  специальных показателей. Разработка стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей, которая должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения  в состоянии объекта планирования.

Так как стратегическое планирование является центральным элементом  системы управления фирмой, для него общезначимыми являются принципы управления, к которым относят:

  • принцип единства централизма и самостоятельности. Он связан с предоставлением филиалам максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности, в том числе и в планировании, но в рамках общей стратегии фирмы;
  • принцип единства и комплексности прогнозов, программ и планов. Он направлен на координацию и сведение в единое целое планов структурных подразделений и филиалов, разработанных на основе общей стратегии организации;
  • принцип проверки выполнения программ и планов. Проверка выполнения намеченных целей осуществляется для выявления ошибок, допущенных в процессе стратегического планирования; для учета возможностей, не учтенных ранее или вновь возникших; для определения возникших в ходе выполнения планов новых потребностей и привлечения необходимых ресурсов2.

1.3 Стратегическое  планирование в туризме

 

Стратегическое планирование в туризме осуществляется в диапазоне  от макронационального и регионального до микролокального таким образом, чтобы каждый уровень фокусировался на разной степени детализации и проработки плановых решений, а также учитывал определенную специфику каждого уровня.

На международном уровне планируются в основном услуги по международным перевозкам, туры и  потоки туристов по разным странам, международные  маркетинговые стратегии и рекламные  кампании.

На национальном уровне планирование заключается в том, чтобы обозначить и определить районы развития туризма, содержащие те или иные туристские достопримечательности, а также  в выработке национальной туристской политики.

Местный (региональный) уровень  планирования отличается детализацией и использует планы по землепользованию с отведением отдельных территорий для отелей и других видов размещения, туристских достопримечательностей, зон  отдыха, парков, транспортных систем и  других элементов инфраструктуры туризма.

Планирование на уровне участка - это детальной планирование местоположения и планировки зданий и построек, парковой зоны, ландшафтной архитектуры  и организации инфраструктуры, используемых в туризме.

Стратегическое планирование развития туризма рассматривается  как система подготовки, разработки и организации выполнения комплекса  стратегических решений, направленных на обеспечение баланса интересов  в решении проблем развития туризма, а также приращение и развитие туристского потенциала и конкурентных преимуществ региона, города, туристского  объекта.

В туристских исследованиях  последних лет подробно рассматриваются  отмеченные типы базовых стратегий  развития туризма. Предлагается использовать следующие стратегические подходы:

  1. стратегия кардинального изменения, предполагающая концентрацию усилий общественного и частного сектора с целью уточнения причин падения численности посетителей, активное инвестирование развития, эффективное планирование развития, формирование поддерживающих мер;
  2. стратегия сохранения роста - при неблагоприятных внешних условиях возможна стратегия, направленная на поддержание низкого уровня роста за счет привлечения посетителей дополнительным обслуживанием;
  3. стратегия достигнутого роста принимается на стадии достигнутого развития с ограниченным набором нового продукта и проектов развития, когда туристское предприятие или регион не способен переработать новый рынок;
  4. стратегия избирательного роста - только определенный туристский сегмент подлежит целевому направлению усилий.

 

2 Стратегическое прогнозирование

 

    1. Понятие стратегического прогнозирования

 

Прогнозирование — процесс  разработки прогнозов.

Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования.

Под стратегическим прогнозом  понимается эмпирически или теоретически обоснованное суждение о возможном  состоянии объекта прогнозирования  в будущем, о путях и сроках его достижения.

Прогнозирование управленческих решений наиболее тесно связано  с планированием. План и прогноз  представляют взаимодополняющие стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой  многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и  другие показатели в прогнозе носят  вероятностный характер и обязательно  предусматривают возможность внесения корректировок. В отличие от прогноза план содержит однозначно определенные сроки осуществления события  и характеристики планируемого объекта. Для плановых разработок используется наиболее рациональный прогнозный вариант.

Основные отличия прогноза от плана:

  1. прогноз составляется с большей долей неопределённостей или случайностей;
  2. с помощью прогноза определяется возможное состояние внешней среды, вероятность достижения поставленных целей, перечень пути их достижения;
  3. на микроэкономическом уровне предметом прогноза может быть уровень цен, стоимость рабочей силы, объём продукции и доли рынка, прибыли и рентабельности, основных конкурентов, требуемых капитальных вложений;
  4. при составлении прогноза используются более общие межотраслевые расчётные или экспертные нормы;
  5. прогноз в большей мере носит информационно-консультативный характер, принятие решения при этом не обязательно.

Выбор того или иного стратегического  подхода в качестве базового зависит  от результатов, полученных на стадии стратегического анализа и целеполагания.

Формирование эффективной  системы стратегического планирования развития индустрии туризма в рамках комплексного социально-экономического развития региона представляет собой длительный процесс, связанный с совершенствованием всей системы управления регионом и повышением уровня его организационной культуры.

 

    1. Методы стратегического прогнозирования

 

В зависимости от степени  однородности вся совокупность методов  прогнозирования может быть представлена двумя группами:

  1. простые методы объединяют однородные по содержанию и исследуемым инструментам методы прогнозирования: экстраполяции тенденций, морфологический анализ;
  2. комплексные отражают совокупность комбинаций методов, чаще всего реализуемых специальными прогнозирующими системами: метод прогнозного графа, метод паттерн.

В зависимости от характера  информации, на базе которой составляется прогноз, все методы прогнозирования  делятся 3 класса:

  1. фактографические базируются на информации о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования;
  2. экспертные (интуитивные) методы, основанные на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщение их мнения о развитии, поведении объекта в будущем;
  3. комбинированный включает метод со смешенной информационной основой, в которой в качестве первичной информации, на ряду с экспертными, используются и фактографические3.

В свою очередь каждый из перечисленных классов подразделяется на группы и подгруппы (Приложение А).

Краткая характеристика предлагаемых нами методов прогнозирования представлена в приложении Б.

Таблица 1 – Краткая характеристика методов прогнозирования управленческих решений

Метод

Применение

основные условия

особенности

область

1

2

3

4

1. Нормати-вный

Наличие качественной нормативной  базы по всем стадиям жизненного цикла  каждого объекта в составе  автоматизированных систем

управления. Нормативная

база должна включать как

показатели объекта, так и

показатели организационно-технического уровня производства у изготовителя, потребителя и ремонтной

организации

Значительная трудоемкость создания нормативной базы, необходимость  установления зависимостей

между полезным

эффектом, затратами и сроком службы. Высокая

точность прогнозов

 

 

Для прогнозирования

эффективности, сроков

замены оборудования,

возможностей насыщения рынков сбыта для

объектов массового

производства. Срок упреждения - до 10—15

лет

Информация о работе Стратегическое прогнозирование