Топливно-энергетический комплекс России, топливная промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Развал за последние годы системы управления народным хозяйством без создания эффективной новой системы управления привел к катастрофическому нарушению связей ТЭК России с предприятиями других отраслей промышленности, особенно в ближнем зарубежье, к распаду централизованной системы материально-технического снабжения ТЭК. Быстрая инфляция, высокие налоги, малые инвестиции, дифицит бюджетных ассигнований привели к многократному сокращению вводов новых производственных мощностей и строительных заделов в отраслях ТЭК России. Это вызвало резкий спад добычи нефти, угля, остановило рост и даже снизило добычу природного газа, привело к спаду промышленного производства.

Файлы: 1 файл

Курсовая экон география.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

    К началу 70-х  годов открытия геологов показали, что в Западной Сибири, прежде всего в Надым-Пур-Тазовском районе, сосредоточены уникальные запасы газа. Были также существенно увеличены разведанные запасы газа в Средней Азии и в районе Оренбурга, что создало надежную базу для резкого увеличения объемов его использования в народном хозяйстве. Наступил этап форсированного развития газовой промышленности и Единой системы газоснабжения, характеризующийся следующими важными чертами: созданием дальних и сверхдальних магистральных газопроводов, поскольку вводимые в разработку месторождения находились, как правило, на значительном (до 2500-3000 км) расстоянии от основных районов потребления; переходом к индустриальной технологии и организации строительства, использованию наиболее прогрессивных решений - применению труб диаметром 1420 мм на рабочее давление 7,5 МПа и единичной производительностью свыше 30 млрд. куб. м в год; резким усложнением структуры ЕСГ; наличием многочисленных связей различных газотранспортных систем; расширением возможностей маневрирования потоками газа. К концу 80-х годов ЕСГ СССР приобрела современный облик, став крупнейшей в мире газоснабжающей системой, обеспечивая свыше 40% потребности СССР в топливе, значительную долю потребления топлива в странах Восточной Европы и многих западноевропейских государствах.

    Во второй  половине 80-х годов Единая система  газоснабжения подошла к новому  зрелому этапу своего развития. Масштабы газоснабжения и роль ЕСГ оказались настолько важными, что от эффективного и устойчивого ее функционирования стала зависеть нормальная работа многих крупных потребителей, целых отраслей и регионов. Плановая экономика ориентировала газовую промышленность на предельно высокие темпы валового роста по принципу "любыми средствами". Но одновременно с позиций потребителя главными становились качественные показатели газоснабжения - надежность поставок, реакция на изменения условий работы, компенсация "возмущений" в ТЭК страны и за ее пределами. Это вело к усложнению режимов функционирования и повышению роли регулирования и резервирования газоснабжения.

    Зрелость системы проявилась  и в том, что в результате  перехода ряда месторождений  и целых газодобывающих районов  в стадию падающей добычи на фоне бурного роста новых районов и строительства новых крупных газотранспортных магистралей возникла потребность в изменении функций и роли существующих мощностей. Реализация этого потенциала с целью минимизации суммарных затрат повышала значение системного моделирования развития и реконструкции ЕСГ, которое, для того чтобы быть эффективным методом принятия решений, должно комплексно учитывать все основные факторы ее работы.

    Важным средством обеспечения  новых функций ЕСГ стала подсистема регулирования и резервирования газоснабжения, опирающаяся на крупные хранилища природного газа. Развитие этой подсистемы, берущее начало с 60-х годов, длительное время отставало от темпов роста газоснабжения. Так, для нормальной работы в сезонном разрезе при круглогодичном газоснабжении необходимы запасы в объеме 10-11% годового потребления (с учетом экспорта). Реально были достигнуты уровни 0,5% в 1965 г., 2 - в 1970 г., 3,1 - в 1975 г., 4,6 -в 1980 г., 5,3% - в 1985 г. В подобных условиях компенсация неравномерности во многом обеспечивалась за счет больших объемов буферного регулирования на электростанциях. Однако в 80-е годы резкое увеличение доли газа в топливопотреблении электростанций, и быстрое сокращение ресурсов мазута снизили возможности буферного регулирования. В те же годы были приняты меры по ускорению развития системы подземных хранилищ газа, что позволило довести объем хранения до 10,6% годового потребления, то есть впервые выйти на уровень сезонных запасов. 

    В конце 80-х годов  кризисные явления в экономике  затронули газовую промышленность. Это было связано с нехваткой инвестиций (в то время централизованных), первыми признаками нестабильности спроса, проявившимися в резком снижении его темпов. Тем не менее, большая инерционность процессов и накопленный ранее потенциал развития способствовали процветанию отрасли в период 1985-1990 гг.

    Суммарные инвестиции  в газовую промышленности достигали  в середине 80-х годов 10-11 млрд. руб. в год, а основные фонды были оценены на начало 1991 г. лишь в 65 млрд. руб. Правда, прямой пересчет этих величин в современные значения или в долларовый эквивалент весьма затруднителен хотя бы потому, что весомая часть инвестиций осуществлялась за счет импорта прежде всего труб большого диаметра, а их учет внутри страны проводился с применением искусственных переводных коэффициентов, индивидуальных для различных групп товаров и оборудования. Так, для труб диаметром 1420 мм на рабочее давление 7,5 МПа, составлявших основной типоразмер на сооружавшихся во второй половине 70-х и в 80-е годы сверхмощных и сверхдальних магистральных газопроводах, импортные трубы условно приравнивались по своей стоимости к трубам Харцызского трубного завода (Донецкая область, Украина). Цены последних были определены в 260 руб. за 1 т в 1984 г. и 350 руб. в 1991 г. притом, что цена импортируемых труб на мировом рынке колебалась в диапазоне 500-700 долл. за 1 т. Следовательно, имела место явная недооценка объема инвестиций и тем самым стоимости фондов.

    Не претендуя на точность, пожалуй, можно говорить о величине  не менее 100 млрд. долл. Действительно, только 17 магистральных газопроводов из Западной Сибири в центр России и другие страны протяженностью в среднем не менее 2500 км каждый (с учетом сложности их прокладки в северных условиях) стоят 70-80 млрд. долл. Амортизация этих фондов ненамного снижает общие значения, поскольку инвестиции преимущественно были осуществлены всего 6-12 лет назад.

    Таким образом, на  интенсивное развитие ЕСГ были  направлены огромные по любым  оценкам средства. По-видимому, программа  создания системы газоснабжения стала наиболее капиталоемкой из всех реализованных в гражданском секторе экономики. Здесь надо отметить, что в принципе газовая промышленность вполне приспособлена к "государственному" режиму, в котором она находилась в период интенсивного роста, вследствие относительной простоты технологических процессов, потребности в масштабных и концентрированных капиталовложениях и необходимости гарантий рисков (в том числе политических), связанных с этими вложениями. Конечно, неизбежны и отрицательные моменты функционирования отрасли под эгидой государства, но они носят более тонкий характер.

    Итак, к началу 90-х годов  газотранспортная система ЕСГ  была в основном завершена.  В пределах России она позволяла  транспортировать свыше 600 млрд. куб. м природного газа в год, являясь крупнейшей такого рода системой в мире.

    Другой главный  компонент ЕСГ - ресурсы природного  газа, служащие сырьевой базой газоснабжения. Сейчас разведанные запасы превышают 49 трлн. куб. м, а потенциальные ресурсы - 200 трлн. куб. м. При этом свыше 85% запасов приходится на Западную Сибирь. В то же время слабо исследованы перспективные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока, шельфы морей. Открываются также значительные и пока трудно поддающиеся количественной оценке перспективы, связанные с нетрадиционными источниками газа, в том числе плотными коллекторами и газогидратными залежами.

    В начале 90-х  годов наиболее важным было  то, что добыча газа базировалась  на разработке уникальных Уренгойского, Ямбургского и Медвежьего месторождений, из которых только последнее приблизилось к стадии падающей добычи. Это обеспечивало необходимый запас прочности для системы в целом.

    В 1990-1991 гг., в период резкой политико-экономической нестабильности, был практически приостановлен процесс развития ЕСГ и начался серьезный кризис в газовой промышленности, выразившийся в:

- неопределенности организационных форм существования отрасли, "суверенизации" частей ЕСГ, находившихся на территории отдельных союзных республик;

- прекращении централизованного инвестирования, составлявшего основу финансирования отрасли, а затем вследствие высокой инфляции - в обесценивании имевшихся в отрасли внутренних средств;

- разрыве связей с поставщиками оборудования из стран СНГ, неплатежах за поставляемый внутри и вне России газ, неурегулированности вопросов транзита и т.д.

В создавшейся ситуации несомненным достижением является консолидация основного ядра газовой  промышленности России в составе РАО "Газпром". Важной предпосылкой этого стало наличие целостной структуры ЕСГ России, что, с одной стороны, было обусловлено системным подходом к планированию ее развития, а с другой - объективно присущим данной системе фактором единства.

    Основное отличие  газоснабжения от нефтеснабжения  заключается в том, что транспортируемый природный газ - продукт, вполне готовый для использования и как сырье, и как топливо, причем доводимое без каких-либо изменений до самых мелких, исчисляемых миллионами потребителей. Транспортируемая же нефть требует переработки, то есть предназначена для ограниченного числа крупных специализированных предприятий. Природный газ разных месторождений - значительно более однородный по своим характеристикам продукт, чем нефть: при условии доведения до стандартов транспортировки он легко смешивается в газоснабжающей системе и далее поступает в "обезличенной" форме.

    Стоимость  транспортировки нефти и газа  также неодинакова. При расстоянии 1600 км в расчете на 1 млн. БТЕ в среднем она составляет 2 долл. для сухопутных и 1 долл. для морских газопроводов по сравнению с примерно 0,3 долл. для нефтепроводов.

    Основные запасы  природного газа (около 80%) размещены в Западно-Сибирском экономическом районе. Это месторождения Уренгойское, Ямбургское, в Новом Уренгое, Ямальское, Тазовское, Заполярное и др. На втором месте - Уральский экономический район (Оренбургское месторождение) — около 10%. На третьем — Северный район (Вуктыл, Войвож, Василковское) — более 5 — 6%. Эксплуатируются и старые месторождения природного газа на Северном Кавказе (Ставропольское, Березанское, Ленинградское, Калужское), в Поволжском районе (Арчединское, Степновское, Саратовское, Астраханское).    В Восточно-Сибирском районе запасы газа сосредоточены в Красноярском крае — Таймырское, Мессояхское месторождения и в Иркутской области — Братское месторождение, а на Дальнем Востоке в Якутии — Усть-Вилюйское и на Сахалине — Оха и Тунгорское месторождения.

    Основные потребители  природного газа размещены в  европейской части России, поэтому  главные газотранспортные потоки направляются из Западной Сибири в западном, юго-западном, северо-западном направлениях для газоснабжения юго-западных районов страны, СНГ, стран Западной и Восточной Европы. В соответствии с заключенными долгосрочными контрактами сооружаются мощные магистральные газотрубопроводные системы от Ямбургского, Уренгойского, Ямальских месторождений Западной Сибири, создаются  подземные хранилища газа вблизи промышленных центров в водоносных пластах, на истощенных газовых и нефтяных месторождениях Поволжья и Северного Кавказа, хранилища сжиженного природного газа на базе газобензиновых заводов Западной Сибири, Урала и Поволжья. На сооружаемых объектах внедряются новые научно-технические решения.

    Действует  единая транспортная газоснабжающая  система России и СНГ (длина магистральных газопроводов на территории России -145 тыс км, а в границах бывшего СССР более 220 тыс км), в состав которой входит ряд региональных транспортных систем магистральных газопроводов: Центральная, Поволжская, Уральская, система газопроводов Сибирь — Центр. Газотранспортная система расширяется в результате освоения месторождений Западной Сибири, откуда газовые потоки через западную систему магистралей поступают в страны Западной и Восточной Европы.

    Основные газопроводы: Саратов – Самара; Саратов – Нижний Новгород – Владимир – Ярославль – Череповец; Миннибаево – Казань – Нижний Новгород; Оренбург – Самара – Тольятти; Ставрополь – Невинномыск – Грозный; Владикавказ – Тбилиси; Магнитогорск – Ишимбай – Шкапово. Но особенно большое значение имеют магистральные газопроводы из Западной Сибири: Игрим – Серов; Медвежье – Надым – Пунга – Нижняя Тура – Пермь – Казань – Нижний Новгород – Москва; Пунга – Вуктыл – Ухта; Уренгой – Москва; Уренгой – Грязовец; Уренгой – Елец; Уренгой – Петровск; Уренгой – Помары – Ужгород. Построен газопровод в европейские государства от Ямбурга. Намечается строительство трех уникальных газопроводов: в скандинавские страны, в Турцию от газопровода Ямбург – Краснодарский край с участком по дну Черного моря и Иркутской области в страны Восточной Азии.

    Важную роль  играет попутный газ (связанный  с добычей нефти), представляющий  ценное сырье для органического  синтеза и полимерной химии.

Таблица 1

Размещение газовой промышленности России (в %к итогу)1

Район

1980г.

1990г.

1995 г.

Россия, всего, млрд куб. м 

То же, %

254

100

641

100

595

100

Европейская часть

Северный 

Уральский 

Северо-Кавказский

Поволжский

17

3,9

10,6

1,6

1,1

9,6

1,2

6,8

0,8

0,8

8,0

0,5

6,0

0,5

1,0

Восточные районы  

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

83

82,5

0,25

0,25

90,4

89,6

0,3

0,5

92,0

90,8

0,7

0,5

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс России, топливная промышленность