Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:40, курсовая работа
Развал за последние годы системы управления народным хозяйством без создания эффективной новой системы управления привел к катастрофическому нарушению связей ТЭК России с предприятиями других отраслей промышленности, особенно в ближнем зарубежье, к распаду централизованной системы материально-технического снабжения ТЭК. Быстрая инфляция, высокие налоги, малые инвестиции, дифицит бюджетных ассигнований привели к многократному сокращению вводов новых производственных мощностей и строительных заделов в отраслях ТЭК России. Это вызвало резкий спад добычи нефти, угля, остановило рост и даже снизило добычу природного газа, привело к спаду промышленного производства.
Торф используется в сельском хозяйстве для удобрения полей и подстилки на животноводческих фермах. Из него изготовляются торфоизоляционные плиты, применяемые в качестве строительного материала. Кроме того, торф может служить химическим сырьем для получения масел, парафина, фенолов, креолина и других видов химической продукции.
Основными производителями торфа в Российской Федерации являются Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский и Уральский экономические районы.
В сельских районах, особенно там, где нет другого топлива, развивается производство торфобрикетов и полубрикетов.
В топливном балансе России сохраняют свою роль и горючие сланцы. Они используются как энергетическое топливо, а также в качестве сырья для производства жидкого топлива, химических продуктов и газа (газификация сланцев). Сланцевая зола и шлак используются в производстве строительных материалов — цемента, кирпича и др.
Значительные сланцевые месторождения находятся на Северо-Западе европейской части, в Поволжье и Сибири. Наиболее разведанными месторождениями сланцев являются: в Псковской области — Гдовское, в Чувашии — Ибресинское и Буинское, в Самарской области — Кашпирское, в Саратовской области — Озинское и Савельевское. Месторождения сланцев находятся также в Ленинградской, Кировской и Ульяновской областях.
Факторы и особенности, определяющие развитие и размещение отраслей топливной промышленности по территории страны.
Вопросы оптимизации развития и размещения отраслей топливно-энергетической группы изучаются многими научными учреждениями страны. Начало работ в этой области относится к 1960 г., когда в Институте электронных управляющих машин АН СССР для планирования добычи и перевозок топлива впервые была применена модель транспортного типа и проведены соответствующие расчеты. В дальнейшем были разработаны модели для планирования топливных отраслей и электроэнергетической промышленности страны в комплексе. Вначале они основывались главным образом на принципах постановки распределительной задачи линейного программирования, позволяющей учесть взаимозаменяемость видов топлива и энергии. Примерно с 1962 г. стали разрабатываться модели топливно-энергетического баланса страны на основе общей модели линейного программирования с использованием идеи «основной задачи производственного планирования» — описания оптимизируемых производств с помощью производственных способов. Оптимизационные расчеты топливного баланса проводятся по отдельным отраслям и районным подсистемам и план для топливного хозяйства страны отыскивается в итеративном процессе взаимосогласованной оптимизации отдельных подсистем — топливных отраслей.
В 70-е годы
в СЭИ разрабатываются методы
оптимизации и принятия
Для всей топливной промышленности характерны следующие особенности:
Факторы, определяющие размещение нефтяной промышленности:
Добыча нефти ведется в нефтегазоносных провинциях, таких как:
Районы добычи нефти условно можно разделить на три группы, каждая имеет свою характеристику:
1 группа. Наличие крупных запасов нефти, разведка которых по геолого-географическим условиям не представляет особых трудностей. К этой группе относятся: Башкирия, Пермская область, Татария.
2 группа. Наличие крупных запасов, разведка которых затруднена в связи с залеганием нефти на больших глубинах, сложностью геологического строения Земли. К этой группе можно отнести: Самарскую, Саратовскую, Оренбургскую и Волгоградскую области, Северный Кавказ.
3 группа. Районы с весьма большими запасами нефти, добыча которой осложнена геологическими и географическими особенностями. К таким районам относятся: Западная и Восточная Сибирь, Республика Коми, Якутия.
Центры
добычи нефти: Арланское,
Среднегодовой прирост
добычи нефти (с учетом
Средний размер запасов нефти новых месторождений в Западной Сибири снизился со 149 млн т в начале 80-х гг. до 10 — 15 млн т к 1996 г. Сокращение инвестиций в геологопоисковую работу привело к тому, что в 1995 г. прирост запасов не компенсировал добычу нефти.
Для обеспечения быстрых темпов развития нефтяной промышленности важное значение имеет широкое применение методов искусственного воздействия на пласт и повышение уровня комплексной автоматизации нефтяных промыслов. В нефтяной промышленности широко распространяются электробурение и турбинный способ бурения, внедряются новые производительные станки, строительство буровых скважин переведено на индустриальные методы, резко повышены скорости бурения скважин. Однако с начала становления рынка ощущается значительный спад в добыче нефти, так как велась хищническая добыча из верхних слоев горизонта и за счет старения оборудования. Наряду с Западной Сибирью крупными нефтяными районами являются Волго-Уральский район и европейский Север. В этих районах в перспективе добыча нефти будет расширена за счет освоения континентальных шельфов Баренцева моря.
В России создана крупная
и разветвленная система
Одним из
основных факторов, определяющих
выбор района размещения
Нефтеперерабатывающая
промышленность пользуется
Учитывая это, минимальный
объем транспортировки будет
достигаться при расположении
заводов в местах потребления
и особенно в местах
Многочисленные расчеты проектных организаций показали, что экономически выгоднее перекачивать сырую нефть по трубопроводам и получать всю многочисленную гамму продукции вблизи потребителя, чем строить заводы в местах добычи нефти с перевозкой значительной части продукции по железной дороге на большие расстояния. Это положение подкрепляется еще тем, что расход сырья составляет 1,05—1,1 т на 1 т продукции. Аналогичные данные получены и по капитальным вложениям.
Существенное
влияние на выбор пункта
Под плотностью потребления понимается среднее число нефтепродуктов, которое потребляется на территории, тяготеющей к проектируемому месту расположения завода (на 1 км2 площади). Чем больше плотность потребления нефтепродуктов, тем солее крупным может быть строящийся завод с меньшим радиусом развоза нефтепродуктов внутри зоны. И наоборот, чем меньше плотность потребления, тем на большие расстояния должны перевозиться нефтепродукты от завода-производителя к потребителям.
Таким образом, плотность
потребления дает
Критерий
экономической эффективности
При определении
оптимального варианта
Быстро развивающейся
отраслью топливной
Информация о работе Топливно-энергетический комплекс России, топливная промышленность