Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:55, контрольная работа
Транспорт – одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Введение ……………………………………………………………………3
1. Общая характеристика транспорта ……………………………….....4
2. Проблемы транспорта России …………….……………………….10
Заключение………………………………………………………………..13
Список использованный литературы……………………………………15
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Санкт-Петербургский
Филиал ФГБОУ ВПО «Санкт-
Кафедра экономики и менеджмента на предприятии транспорта
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 16
по дисциплине: «Экономическая география транспорта»
Выполнил: Муравьев Алексей Алексеевич
студент 5 курса 53-З группы
специальность: 080502 «Экономика и управление на предприятии транспорта»
№ зачетной книжки: 1418-з
Подпись:______________________
Руководитель:
Оценка: ____________________
Дата: ____________________
Подпись: ____________________
Рег. № ________________________
Тверь 2012
Содержание
Введение ………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованный литературы……………………………………15
Введение
Транспорт – одна из важнейших
отраслей хозяйства, выполняющая функцию
своеобразной кровеносной системы
в сложном организме страны. Он
не только обеспечивает потребности
хозяйства и населения в
Роль транспорта в повышении
конкурентоспособности
Основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный.
В России с ее огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность.
Транспорт в России занимал особое место и на рубеже веков мы имеем право с полным основанием сказать об его исторической роли в становлении и развитии Государства российского. Редко небо России было мирным и благополучным: революции, войны, голод и разруха, в годы восстановления народного хозяйства. Но история показывает, что всякий раз возрождение нашей страны начиналось с развития транспорта.
Транспорт должен дать экономике нечто большее, чем просто необходимые пропускные и провозные возможности. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства.
Всевозрастающие масштабы общественного
производства, расширение сфер промышленного
использования природных
Транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры.
Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Так же транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков.
Транспорт – важная
составная часть экономики
Транспорт оказывает влияние
на концентрацию производства. При
концентрации производства важно определить
оптимальные размеры
Концентрация производства приводит к расширению района потребления продукции. Если транспортная слагающая, включающая в себя расходы на доставку сырья и топлива в районы производства и готовой продукции в районы потребления, будет возрастать в результате увеличения дальности перевозок в большей степени, чем снижаются издержки при концентрации производства, то увеличение размеров предприятия не будет эффективным. Например, повышение мощности тепловой электростанции, работающей на торфе, может оказаться нерентабельным, если из-за увеличения дальности перевозки торфа транспортные расходы превысят экономию от снижения себестоимости электроэнергии.
В условиях рыночных отношений
концентрация производства поднялась
на качественно новую ступень – создаются
комплексы промышленных предприятий на
одной территории с общими вспомогательными
производствами, инженерными сооружениями
и коммуникациями, социально-бытовыми
и культурными объектами – территориально-
Велико влияние транспорта на концентрацию производства в сельском хозяйстве. Для концентрации сельскохозяйственного производства важное значение имеет комплексное использование железнодорожного и автомобильного транспорта, обеспечивающего материально-техническое снабжение, а также подвоз сельскохозяйственной продукции к железнодорожным станциям.
Учет транспортной слагающей является обязательным при определении оптимальных границ специализации производства. До тех пор, пока экономия от снижения издержек производства на специализированном предприятии не будет превышать дополнительные транспортные расходы по перевозке продукции этого предприятия, специализация считается эффективной.
Транспортные расходы необходимо учитывать и при установлении границ целесообразного кооперирования производства. Кооперирование как специализация и концентрация экономически целесообразно, если экономия от снижения производственных издержек кооперированных предприятий превышает дополнительные издержки транспорта, вызванные увеличением дальности перевозок продукции этих предприятий.
Транспорт оказывает влияние и на комбинирование промышленности – объединение разных отраслей в одном предприятии, характеризующихся производственным и территориальным единством. Транспортная слагающая, определяя зону распространения продукции, оказывает влияние на размещение и масштабы комбинатов. В отличие от промышленности специализация производства в сельском хозяйстве не связана с выделением отраслей или предприятий, производящих определенную продукцию или часть ее.
Специализация здесь заключается не в выделении, а в преимущественном развитии отраслей, для которых имеются наиболее благоприятные условия. (На выбор отраслей, определяющих специализацию сельского хозяйства, помимо природных факторов, влияет в значительной степени размещение сельскохозяйственного предприятия относительно крупных индустриальных центров) т.е. транспортная слагающая также учитывается при расчете экономической эффективности специализации сельскохозяйственного производства.
При размещении производства учитываются и потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих рассматриваются варианты размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее созидании (поэтому транспортная продукция не накапливается, она просто не успевает создаться, если даже эта продукция создается, то она в тот же момент потребляется. Ведь «продуктом» транспорта является транспортировка. Люди и товары едут вместе с определенным средством транспорта и движение последнего, его перемещение и есть тот процесс производства, который оно создает), обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Тем самым создавая транспортные издержки. Транспортные же издержки включаются в себе6стоимость продукции. Также необходимо сказать, что учет и минимизация транспортных издержек (транспортной слагающей) являются непременным условием рационального размещения производительных сил.
Влияние транспортной слагающей обусловлено соотношением массы сырья и топлива, с одной стороны, и массы готовой продукции – с другой, а также дальностью их транспортировки. Соотношение этих компонентов неодинаково в различных отраслях и может изменяться во времени. Поэтому необходим дифференцированный подход к учету влияния транспортных издержек на размещение предприятий различных отраслей народного хозяйства.
Предприятия добывающей промышленности – горнорудные, нефтедобывающие, угольные – располагают преимущественно вблизи месторождений сырья. С учетом транспортной слагающей определяют рациональную очередность ввода в промышленную эксплуатацию месторождений и устанавливают оптимальные размеры добычи.
При размещении предприятий
обрабатывающей промышленности учесть
влияние транспортной слагающей
сложнее. Как правило, рассматривают
три варианта: масса сырья и
топлива больше массы готовой
продукции; масса готовой продукции
превышает массу сырья и
При одинаковой транспортабельности
сырья и топлива выбор сырьевой
или топливной базы в качестве
места размещения предприятия обусловлен
преобладанием массы какого-
Предприятия по производству
алюминия, меди, никеля и другие энергоемкие
производства, где расход топлива
многократно превышает расход сырья,
размещаются, как правило, вблизи энергетической
базы. Когда масса готовой продукции
превышает массу сырья и