Транспорт и проблемы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Транспорт – одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1. Общая характеристика транспорта ……………………………….....4
2. Проблемы транспорта России …………….……………………….10
Заключение………………………………………………………………..13
Список использованный литературы……………………………………15

Файлы: 1 файл

эноном георграфия транспорта.docx

— 32.32 Кб (Скачать файл)

 

В условиях формирования новой  модели развития мировой экономики  транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения  достойного места страны в мировой  хозяйственной системе. Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового обмена требуют  новых подходов к развитию транспорта, поиску новых технологий и рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов. В настоящее время  следует признать, что транспортная инфраструктура в России и особенно в ее восточных регионах развита  недостаточно. Россия отстает от США  по длине железнодорожных магистралей  в 2,3 раза. Если же рассматривать плотность  железных дорог на 1000 квадратных километров территории, то по этому показателю Россия занимает 12 место. Аналогичное  положение с сетью автомобильных  дорог. По плотности автомобильных  дорог на 1000 квадратных километров территории Россия значительно уступает зарубежным странам. Не завершено формирование опорной сети на Северо-Западе страны, на Севере, в Сибири и на Дальнем  Востоке. Таким образом, очевидно, что  Россия, для того, что бы стать  одним из мировых лидеров в  транспортной системе нуждается  в развитии транспортной сети. Особенно остро этот вопрос стоит для восточных  регионов России – от Урала до Дальнего Востока. Если обратиться к морскому транспорту, то и здесь существует ряд проблем. Во-первых, старение судов и недостаточное обновление российского флота. Во-вторых, переход части судов (как правило, наиболее современных и оснащенных) под флаги других государств. В-третьих, необходимость в модернизации российских портов. С распадом СССР Россия потеряла значительную часть наиболее крупных и оснащенных портов на Балтийском и Черном морях, в этой связи остро встает задача развития портов на Черном море и особенно на Балтике. Данная задача является не только транспортной, но и политической. В настоящее время идет процесс создания условий для переориентации российских грузов с портов стран Балтии (Латвии, Литвы и Эстонии) на российские порты Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Калининградской области, часть их комплексов уже в ведена в эксплуатацию, – в Ленинградской области – Усть-Луга и Приморск, в Калининградской – Балтийск. Необходимо отметить, что развитие Калининградской области как крупного транспортного центра имеет важное геополитическое значение, создавая условия и механизмы консолидированного развития анклавной территории в рамках единого федеративного государства. Идет активное развитие портов на Дальнем Востоке – Находка, Владивосток, порт Восточный и другие, на Черном море – Новороссийск, Туапсе и другие. Однако при развитии портов нужно помнить о комплексном подходе, то есть развивать не только портовую структуру, но и железнодорожные и автомобильные подходы. Но и этого мало. Недостаточно, если грузы будут быстро и качественно перерабатываться портами, нужно, что бы они в соответствии с установленными сроками доставлялись получателям (или проходили транзитом), а это значит нужно развивать железнодорожную и автомобильную сеть в целом по стране. То есть работа портов напрямую зависит от работы железнодорожного и автомобильного транспорта.

Автомобильный транспорт  – ключевой элемент транспортной системы страны. В настоящее время автомобильный транспорт выполняет более 50% объемов перевозок грузов и пассажиров страны, являясь, по сути, «главным перевозчиком» страны. Мировая тенденция глобализации экономических связей и усложнение спроса на транспортные услуги привели к росту объемов транспортно-экспедиционных услуг, в развитии которых автомобильному транспорту принадлежит особая роль. Однако, несмотря на благоприятные изменения, в деятельности автомобильного транспорта существует ряд серьезных проблем, которые, как показывает опыт зарубежных стран, будут усугубляться по мере экономического роста. Эти дисбалансы являются не просто причиной неудобств, они не приемлемы для растущего общественного сознания, противоречат концепции устойчивого развития. Это привело к тому, что в странах Западной Европы меняются приоритеты в пользу более экологически благоприятных, чем автомобильный, видов транспорта: железнодорожного и внутреннего водного. Авиационный и внутренний водный виды транспорта столкнулись с проблемой обновления парка транспортных средств. Для авиации ситуация усугубляется запретом ряда стран на использование отечественных самолетов, не удовлетворяющих условиям по уровню шума. Роль этого вида транспорта в пассажирских перевозках значительна, что объясняется большими расстояниями и недостаточной развитостью инфраструктуры, особенно в восточных районах страны. Для внутреннего водного транспорта, доля которого в общем объеме перевозок довольно незначительна по сравнению, например, с США, площадь которой сравнима с Россией, важнейшей задачей является создание современного флота и реконструкция ряда ключевых объектов на внутренних водных путях России.

Доля трубопроводного  транспорта в транспортной системе  России значительна, что объясняется  большим экспортным потенциалом  нефте – и газодобывающей отрасли. Грузооборот трубопроводного транспорта в России превышает аналогичный  показатель США более, чем в 2 раза.

Несмотря на имеющиеся  проблемы в развитии отдельных видов  транспорта, выгодное геополитическое  положение позволяет Российской Федерации претендовать на одно из ведущих мест в транспортной инфраструктуре мира, играть важную роль в мировой  экономической системе и на международной  политической арене в качестве транспортного  моста между Европой, Азией и  Америкой (по направлениям Запад –  Восток, Север – Юг). Стратегическим интересам России отвечает формирование системы международных транспортных коридоров и реализация ее транзитного потенциала.

 

Заключение

 

Проведя исследование, можно  сделать следующие выводы:

Роль транспорта в экономике  России огромна. Транспорт оказывает  всестороннее воздействие на экономическое  развитие страны. Там, где правильно  понимают роль логистики, государство  успешно развивается в экономическом, политическом и социальном отношениях. И наоборот, недооценка значения транспортной системы неизбежно приводит к  замедлению развития государства. Транспортная система должна постоянно развиваться  адекватно растущим потребностям.

Недооценка и хроническое  отставание логистики в немалой  степени происходят из-за непонимания  государственного значения как особой отрасли народного хозяйства. Транспортный фактор обязательно учитывается  при размещении производства в то или ином регионе, он является одним  из важнейших.

Народное хозяйство страны ежегодно несет потери из-за диспропорции в техническом вооружении различных  видов транспорта, а особенно между  уровнем развития постоянных сооружений и парком подвижного состава, например, между емкостью станций и численностью парка вагонов; пропускной способностью линий и густотой движения транспортных единиц; протяженностью автомобильных  дорог и количеством тяготеющих к ним автомобилей.

Транспортные сети по территории нашей страны располагается неравномерно из-за структуры расселения населения  нашей страны. Основные транспортные магистрали располагаются именно в  европейской части страны. Здесь  происходит наибольший товарообмен  между соседним государствами.

Как и все отрасли экономики  нашей страны требуют привлечение  инвестиций, но эта проблема по-прежнему не решается из-за того, что зарубежные инвесторы боятся вкладывать деньги в российскую экономику из-за ее непредсказуемости. Проблемы из-за отсутствия инвестиций возникают в техническом оснащении транспорта особенно отечественного производителя, продукция которых отстает от западных аналогов на много лет из-за отсутствия разработок и воплощения этих проектов в жизнь.

Наличие инвестиций предполагает хорошее техническое оснащение  транспорта. Для России эта проблема наиболее актуальна, так как большее  количество транспортных средств, да и  оборудования в целом достались  нам от СССР. Это оборудование уже  отслужило свой срок и требует  замены. Состояние транспорта зависит  от уровня научно-технического прогресса. Государство должно принимать меры для развития транспорта. Нужно применять  щадящие налоги к российским перевозчикам, поддерживать наши дороги в хорошем  состоянии, технически оснащать транспортную отрасль, привлекать зарубежных инвесторов для вложения денег в российскую экономику в целом и в частности  в развитие транспорта. От того, как  государство будет относиться ко всем проблемам транспорта, будет  зависеть состояние нашей экономики.

Тема развития транспорта в нашей стране не до конца понимается нашим правительством. Есть множество проектов по реформированию транспортного хозяйства страны, но большинство этих проектов продолжают быть не воплощенными в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1.  Газета «Транспорт России»
  2. Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудовский А.Д. Единая транспортная система: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 2002.
  3. Журнал «Железнодорожный транспорт»
  4. Российская автотранспортная энциклопедия.
  5. Экономическая география транспорта/ Под ред. М.М. Казанского – М.: Транспорт, 2005. 280 с.

 


Информация о работе Транспорт и проблемы в России