Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:38, реферат
Исторический фактор обусловил концентрацию основной работы морского транспорта бывшего СССР в крупных портах Черноморско-Азовского и Балтийского бассейнов: на их долю приходилось 2/3 всего грузооборота морского транспорта СССР. Но переход под юрисдикцию других государств крупнейших портов привел к тому, что мощность морских портов России только на 1/2 удовлетворяет собственные потребности. В отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж – перевозки осуществляются между портами одного моря. Большой каботаж – перевозка грузов и пассажиров между портами разных морей.
Морской транспорт…………………………………………………стр 2
Речной транспорт ……………………………………………………стр 6
Воздушный транспорт………………………………….……………стр 9
Автомобильный транспорт…………………………………………стр 11
Железнодорожный транспорт……………………………………….стр 15
Трубопроводный транспорт…………………………………………стр 18
Список литературы……………………………………………………стр 20
Карта транспорта (железные дороги,автомобильные дороги,морские и речные пути,крупнейшие аэропорты) ………………………………………стр 21
На сегодняшний день Правительством РФ разработана Федеральная целевая программа, направленная на развитие рынка авиауслуг, рассчитанная на период с 2002 по 2015гг. А также — Стратегия развития транспорта (в том числе воздушного) вплоть до 2030г.
10
ПАСПОРТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
1.Экономико-географическая
характеристика автомобильного транспорта Автомобильный транспорт относится
к динамично развивающимся видам транспорта. По
общей протяженности автомобильных дорог
Россия превосходит почти все европейские
страны, кроме Франции, и занимает 7-е место
во всем мире. Общая протяжённость автодорог —
910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом,
45,4 тыс. км дорог федерального значения.
По данным на 2011 год, 92 % протяжённости федеральных
трасс страны представляют собой дороги,
где движение осуществляется по одной
полосе в каждом направлении; 29 % федеральных
трасс работают в режиме перегрузки. Плохое
состояние автодорог страны влечёт за
собой крайне низкую среднюю скорость
перемещения коммерческих грузов автотранспортом —
около 300 км в сутки (в странах Европы —
приближается к 1500 км в сутки). Сфера применения
автомобильного транспорта чрезвычайно
широка.
Автомобильный транспорт широко
применяется как для внутрипроизводственных
(технологических) перевозок, так и для
доставки грузов из пунктов производства
в пункты потребления продукции. Поэтому
в структуре перевозок основное значение
имеют строительные грузы (в том числе
кирпич и цемент), вскрышные породы и грунт,
хлебные грузы, черные металлы, лесные
грузы, товары народного потребления.
Автомобильный транспорт (автобусы)
выполняет основной объем пассажирских
перевозок - почти 90% от всех перевозок
пассажиров основными видами магистрального
транспорта. Однако основная их часть
- около 80% - приходится на внутригородские
перевозки. Доля пригородных поездок составляет
18%, а междугородных - лишь 2%. В последние
годы в крупных городах резко возрастает
парк индивидуальных легковых автомобилей,
что приводит к увеличению их доли в пассажирских
перевозках.
2. Транспортные магистрали
Конфигурация
автодорог во многом повторяет радиально-кольцевой
рисунок железнодорожной сети: крупнейшие
автомагистрали (12 дорог) лучами расходятся
от Москвы к Санкт-Петербургу (Ленинградское
шоссе), Риге
(Рижское шоссе), Минску (Минское шоссе), Киеву (Киевское
шоссе),
Симферополю (Симферопольское шоссе) и
т.д., а на некотором отдалении от
Москвы они соединяются кольцевыми и хордовыми
структурами. Однако к востоку от
Урала число автодорог резко сокращается. До настоящего времени еще не построена сквозная автодорога в широтном направлении, соединяющая западные и восточные районы страны.
Магистральные дороги федерального значения
Название |
Маршрут |
км |
Беларусь |
Москва — граница с Белоруссией |
440 |
Крым |
Москва — Тула — Орёл — Курск — |
720 |
Украина |
Москва — Калуга — Брянск — граница с Украиной |
490 |
Дон |
Москва — Воронеж — Ростов-на- |
1540 |
Урал |
Москва — Рязань — Пенза — |
2068 |
Каспий |
Москва (от Каширы) — Тамбов — |
1380 |
Волга |
Москва — Владимир — Нижний
Новгород — Чебоксары — Казань |
1340 |
Холмогоры |
Москва — Ярославль — Вологда — |
1270 |
Балтия |
Москва — Волоколамск — Ржев — граница с Латвией |
610 |
Россия |
Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург |
870 |
Скандинавия |
Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндией | |
Нарва |
Санкт-Петербург — граница с Эстонией (на Таллин) |
140 |
Кола |
Санкт-Петербург — |
1590 |
Псков |
Санкт-Петербург — Псков — |
500 |
Кавказ |
Краснодар (от Павловской) — |
1110 |
Байкал |
Челябинск — Курган — Омск — |
1530 |
Чуйский тракт |
Новосибирск — Бийск — Ташанта |
966 |
Байкал |
Новосибирск — Кемерово — |
1860 |
Енисей |
Красноярск — Абакан — Кызыл — граница с Монголией |
1063 |
Байкал |
Иркутск — Улан-Удэ — Чита |
1110 |
Лена |
Невер — Якутск |
3720 |
Колыма |
Якутск — Магадан | |
Амур |
Чита — Невер — Свободный — |
2100 |
Уссури |
Хабаровск — Раздольное — |
760 |
Восток |
Хабаровск — Сита — Долми — Южный — Соболиный — Чугуевка — Находка |
824 |
3.Важнейшие транспортные узлы
12
4. Расчёт густоты автомобильного транспорта по районам и по стране .
Расчёт густоты автомобильного транспорта на 1000 км2 территории
Административно- |
Территория, тыс. км2 |
Население, тыс. чел. |
Эксплуатационная длина дорог, км |
Густота дорог, км/1000 км2 территории |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Центральный экономический район |
486 тыс. км2 |
30,5 млн. чел. |
95,3 тыс. км. |
195,47км. |
Поволжский экономический район |
536,4 тыс.км2 |
16,06 млн. чел |
29,8 тыс. км. |
55,97 км. |
Уральский экономический район |
824 тыс. км2 |
19,5 млн. чел. |
93 тыс. км. |
112,86 км. |
Западносибирский |
2,427 тыс. км2 |
16,6 млн. чел. |
61,8 тыс. км. |
25,54 км. |
Северный экономический район |
1466,3 тыс. км2 |
5 млн. чел. |
142,1 тыс. км. |
|
Северо-Кавказский экономический район |
355,1 тыс. км2 |
15 млн. чел. |
40,3 тыс. км. |
112,6 км. |
Дальневосточный экономический район |
6215,9 тыс. км2 |
6,149 млн. чел. |
14 тыс. км. |
2252,28 км. |
Центрально-черноземный экономический район |
167,7 тыс. км2 |
7,26 млн. чел. |
11 тыс. км. |
65,59 км. |
Волго-Вятский экономический район |
263,3 тыс. км2 |
7,5 млн. чел |
35 тыс. км. |
133,07 км. |
5.Преимущества автомобильного транспорта
Автоперевозки являются наиболее распространенным и востребованным способом перевозки грузов. Это связано с быстротой доставки груза, которая не требует дополнительных перевалок. Кроме того, на скорость влияет и возможность гибкого планирования маршрута, что позволяет избежать наиболее загруженных транспортных узлов. Особенно заметна разница в скорости перевозки между такими видами как
автоперевозки
и железнодорожные
6.Недостатки автомобильного транспорта
Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость грузовых перевозок. К другим недостаткам этого вида грузовых перевозок относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность.
Высокий уровень себестоимости автоперевозок в России - результат не только малой грузоподъемности автомобиля как единицы подвижного состава (в сравнении с грузоподъемностью грузового поезда, морского и речного судна), но и следствие отсутствия развитой сети автодорог высокого технического класса (и связанный с этим повышенный износ автомашин, расход топлива и др.) и рациональной структуры автопарка (не хватает автомобилей малой и большой грузоподъемности, что оказывает отрицательное влияние на производительность труда при автоперевозках).
7.Перспективы развития автомобильного транспорта
В целом ряде секторов автомобильному транспорту нет альтернативы. Это обеспечение
13
розничной торговли,
перевозки дорогостоящих и
расстояния, транспортное обеспечение производственной логистики, малого бизнеса. Это именно те секторы, на развитие которых ориентирована экономическая политика России. Таким образом, эффективность развития автотранспорта во многом определит эффективность и темпы экономических реформ, а сдерживание развития автомобильного транспорта, в определенной степени, равнозначно торможению экономического развития и структурных преобразований.
В конце августа 2011года правительство
обнародовало информацию, что в ближайшие
годы государство собирается потратить
на развитие транспортной инфраструктуры
более 13 триллионов рублей. Такая сумма
заложена в Федеральной целевой программе
(ФЦП) «Развитие транспортной системы
России на 2010-2015 годы». На эти деньги должно
быть построено или реконструировано
почти 20 тысяч километров автодорог. Программой предусмотрено,
что федеральных автодорог высших категорий
станет больше на 4,7 тысячи километров.
Отметим, что в настоящее время, по данным
экспертов, основная часть федеральных
трасс однополосные, и только 8% имеют многополосную
проезжую часть. Предполагается, что к 2015 году
интенсивность движения на федеральных
дорогах вырастет на 40-50% . И поэтому все
«узкие» места необходимо расшивать, что
и предусмотрено ФЦП.
Планируется построить и реконструировать
почти 8 тысяч километров федеральных автотрасс,
в том числе — построить 1,9 тысячи километров
платных автомагистралей и скоростных
дорог в составе международных транспортных
коридоров.
ФЦП предусматривает, что доля
протяженности автомобильных дорог общего
пользования федерального значения, соответствующих
нормативным требованиям, возрастет до 48,6%.
Протяженность сети автотрасс высших
категорий составит 54%. Сегодня доля магистралей
федерального значения, работающих в режиме
перегрузки, достигла 29%, а в пределах Московского
транспортного узла — более 60%. По оценкам
экспертов, потери из-за низкой пропускной
способности сети автодорог составляют
3% ВВП страны. Это в 6 раз выше, чем в странах
Европейского союза. При прогнозируемых
темпах социально-экономического развития
спрос на грузовые перевозки автомобильным
транспортом к 2015 году увеличится до 10,5 миллиарда
тонн, а объем перевозок пассажиров автобусами
и легковыми автомобилями — до 35,8 миллиарда
человек. Интенсивность движения на автомобильных
дорогах федерального значения повысится
к 2015 году на 40-50% по сравнению с 2006 годом.
14
ПАСПОРТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
1.Экономико-географическая
характеристика
По-прежнему, ведущим видом
транспорта в России являются железные
дороги. На их долю приходится свыше 80%
грузооборота и около 40% пассажирооборота
страны.. В 2008 году по российским железным
дорогам было перевезено около 1 млрд.
160 миллионов тонн грузов. Прирост к уровню
2006 года составил более 7%. На сегодняшний
день железнодорожный транспорт не имеет
разумной альтернативы при перевозках
массовых грузов на дальние и средние
расстояния В структуре перевозимых железнодорожным
транспортом грузов резко выделяются
каменный уголь и кокс (занимает первое
место в грузообороте и второе - по объему
перевозок) и минеральные строительные
материалы (первое место по объему перевозок
и второе - по грузообороту). На третьем
месте идут нефтяные грузы (прежде всего
мазут и светлые нефтепродукты). Значительную
долю занимают руда, черные металлы, лесные
и хлебные грузы, минеральные и химические
удобрения. На долю этих восьми видов массовых
грузов приходится почти 9/10 всей грузовой
работы железнодорожного транспорта.
Железнодорожный транспорт
является основным видом транспорта для
перевозки таких видов массовых грузов,
как каменный уголь и кокс (свыше 90% от
объема их перевозки всеми видами транспорта),
руда, минеральные удобрения, цемент (около
90% по каждому виду), черные металлы (свыше
75%), лесные грузы (свыше 60%), хлебные грузы
(свыше 50%). .Основная функция железнодорожного
транспорта РФ — обеспечение надежного
транспортного обмена между отдельными
районами страны.
2.Транспортные магистрали.
Дальние пассажирские перевозки распределяются по железнодорожным линиям неравномерно. Преобладающее значение имеют два направления: южное, меридиональное - от Москвы по Курскому направлению и восточное, широтное - от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь. При этом восточный пассажиропоток складывается в основном из поездок пассажиров на средние расстояния (например, от Москвы до Казани, от Казани до Екатеринбурга и т.д.), так как на расстояниях свыше 1000 км начинают доминировать перевозки пассажиров воздушным транспортом. Большой пассажиропоток обслуживается железнодорожным транспортом также между Москвой и Санкт-Петербургом и на западных направлениях, связывающих Москву со столицами новых независимых государств - Минском, Киевом, Ригой и др.
Размещение железнодорожной
сети по территории России сложилось крайне
неравномерно. Это связано не только с
огромной территорией страны, но и с большой
территориальной дифференциацией в ее
заселенности, уровне и типе хозяйственного
освоения.
Общая протяженность железнодорожных
путей составляет 148 тыс. км, из них 87 тыс.
км приходится на дороги общего пользования,
а 61 тыс. км - на ведомственные. (1996 г.)
Плотность железнодорожной
сети в Российской Федерации мала - 5 км
на 1000 км2, поэтому очень высока грузонапряженность
железных дорог.
Наиболее густая и разветвленная
сеть железных дорог расположена в европейской
части страны. Здесь, за исключением Северного
экономического района, густота железных
дорог общего пользования в несколько
раз выше среднеевропейского уровня (51
км на 10 000 км2): она изменяется от 136 км в
Волго-Вятском до 276 км в Центрально-Черноземном
районе.
Конфигурация сети, расположенной
в европейской части страны, - радиально-кольцевая
с центром в Москве. От московского железнодорожного
узла отходят основные магистрали в направлении
Донбасса, Одессы, Чопа, Баку, Казани, Самары,
Саратова, Волгограда,