Транспорт западно-сибирского экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Западно-Сибирский экономический район занимает обширное пространство к востоку от Уральских гор, простираясь практически до Енисея. Но в особенности велика протяженность с севера на юг. На западе район граничит с Северным и
Уральским экономическим районами, на юге — с Казахстаном, на востоке — с Восточно-Сибирским районом. На юге района Транссибирская железнодорожная магистраль пересекает наикрупнейшие сибирские реки (Обь и Иртыш).

Содержание работы

1. Характеристика Западно-Сибирского экономического района: 2
1.1 Природные условия и ресурсы. 2
1.2 Население. 3
1.3 Состав северо-западного экономического района. Экономика. 4
Алтайский край. 4
Кемеровская область. 5
Новосибирская область. 6
Омская область. 7
Томская область. 8
Тюменская область. 8
Ханты-Мансийский автономный округ. 12
Ямало-Ненецкий автономный округ. 13
2. Транспорт. Виды транспорта. 14
Автомобильный транспорт 15
Морской транспорт 15
Внутренний водный (речной) 15
Трубопроводный транспорт 15
3. Транспорт Западно-Сибирского экономического района. 16
Железнодорожный транспорт 17
Автомобильный транспорт 18
Речной транспорт 19
Морской транспорт 19
Воздушный транспорт 19
Трубопроводный транспорт 19
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

экономическая география.docx

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Валовой сбор зерна составляет до 1,5 млн. Тонн, овощей и картофеля - свыше 700 тыс. Тонн в год.

раз в год формируется региональный фонд зерна, инсталлируются гарантированные  закупочные цены товаропроизводителям, заключившим контракт, выдается аванс  в счет будущих поставок зерна  в виде материально-технических  и денежных ресурсов.

По размеру экспорта область  занимает 1 место не лишь в Западно- 
Сибирском экономическом районе, но и в России в целом.

главные продукты экспортной номенклатуры - продукция топливно- энергетического  комплекса - 86.3%, нефтехимической индустрии - 3.45%, машиностроения - 4.12%, древесина  и изделия из нее - 2.41%, продовольственные  продукты и сырье – 1%. В страны дальнего зарубежья экспортировано услуг на 4.2 млн.Баксов.

В импорте основное место занимают продукция машиностроения - 65.62%, темные и цветные сплавы - 12.94%, продовольственные  продукты - 8.63%, продукция нефтехимического комплекса - 6.4 процента.

Международные контракта, соглашения и протоколы связывают область  с 
Финляндией, Австрией, Болгарией, Польшей, Венгрией, Чехией, Республиками 
Молдова и Беларусь, провинцией Альберта (Канада), землей Нижняя Саксония 
(Германия), регионом Грампиан (Великобритания), разрабатывается проект программы "Кольцо нефтяных столиц" с городами Хьюстон (штат Техас, США), 
Дацин (провинция Хэйлунцзян, КНР), Калгари (Канада), Целле (ФРГ), Абердин 
(Великобритания).

Проводится активная работа по восстановлению разрушенных связей со странами СНГ  и Восточной Европы, подписаны  договоры и соглашения о взаимовыгодном торгово-экономическом сотрудничестве с регионами Белоруссии, Узбекистана, Украины, Казахстана, Киргизии, а также Молдавией, Венгрией и 
Болгарией. С 1995 г. Действует Генеральное представительство Украины в Тюмени.

Компании области устанавливают прямые связи и деловое сотрудничество с иностранными нефтяными, газовыми, машиностроительными и строительными компаниями.

Работает судоходство по Оби, Иртышу, Тоболу, Туре и иным рекам.

Развит трубопроводный (нефте и газопроводы) транспорт.

Ханты-Мансийский автономный округ.

Ханты-Мансийский автономный округ  расположен в центральной части  Западно- 
Сибирской равнины. Граничит: на севере - с Ямало-Ненецким автономным округом, на востоке - с Томской областью, Красноярским краем, на юге с 
Тобольским и Уватским районами, на западе - с республикой Коми и 
Свердловской областью.

В общей площади округа - 534.8 тысяч км2, сельскохозяйственные угодья (пастбища, пашни, залежи, сенокосы) занимают 3 
%, болота - 44.3 %, кусты - 2.1 %, поверхностные воды (реки, озера) - 
6.6 %, леса - 44 %.

Крупнейшие реки: Обь - 3650 км, Иртыш - 3580 км. Общественная протяженность используемой судоходной и сплавной частей рек составляет более 5 тысяч км. Более крупные озера в центральной части Западно-Сибирской равнины: Тормомтор, Вандмтор, Пильтанлор, Сырковое, Нум-То, Самотлор, Сыхтынлор.

Центр округа - город Ханты-Мансийск. Расстояние от Ханты-Мансийска до 
Москвы - 2759 км. Расстояние от Ханты-Мансийска до Тюмени - 490 км.

Средняя температура: январь - 19,2, июль + 18,1 градус по Цельсию.

Численность населения составляет 1326,2 тыс. человек, в том числе лиц коренной национальности - около 20 тыс. человек.

Экономика Ханты-Мансийского  автономного округа.

Большой район добычи нефти (месторождения: Самотлорское, Мамонтовское, Фёдоровское, Красноленинское и остальные) и газа (Игримское, Пунгимское и остальные).

Переработка нефти и газа, лесная и деревообрабатывающая, пищевая (в  т.Ч. Рыбная) индустрия, создание стройматериалов.

В сельском хозяйстве преобладает  животноводство, оленеводство, молочное скотоводство и звероводство (серебристо-чёрные лисицы, песец, норка). Пушной промысел. Загородное овощеводство, картофелеводство.

Судоходство по Оби, Иртышу, Конде, Северной Сосьве, Ваху.

Ямало-Ненецкий автономный округ.

Ямало-Ненецкий автономный округ относится  к добывающим сырьевым регионам. В 1996 г. В объеме продукции округа топливная  индустрия занимала 95,6%, в том  числе: газовая - 56,3%, электроэнергетика - 0,9%, индустрия строительных материалов - 1,4%, пищевая - 1,2%.

В 1996 г. Доля Ямало-Ненецкого округа в России по производству промышленной продукции составила 2%. размер промышленного  производства в 
1997 г. В окружении составил 24 877, 9 млрд. Руб. В 1 квартале 1997 года в 
Ямало-Ненецком автономном окружении, Ханты-Мансийском автономном окружении и 
Тюменской области произведено промышленной продукции на 31 трлн. Рублей. 
Всего в окружении работают 5175 компаний, в том числе в индустрии - 
362, в сельском хозяйстве - 77, в строительстве 1166, в торговле - 1045.

Добыча нефти с газовым конденсатом  в автономном окружении в январе - марте 
1997 года по сравнению с подходящим периодом прошедшего года не поменялась и составила 7,56 млн. Тонн, газа - возросла на 1% и составила 
147,186 млрд. М3.

Сократился выпуск сборного железобетона, щебня, кирпича, стеновых материалов, хлебобулочных  изделий, цельномолочной продукции. Возрос выпуск пиломатериала, дизельного топлива  и пищевой рыбной продукции. На стройку  объектов про Развит трубопроводный транспорт. В отдалённых районах  велика транспортная роль оленьих упряжек.

Судоходство по рекам Обь, Надым, Пур, Таз и Северному морскому пути.

Транспорт. Виды транспорта.

Прогресс человеческого  общества неотделим от истории развития транспорта. Если под словом "транспорт" понимать прежде всего процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения  орудий и предметов труда и  самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая либо другая целесообразная деятельность.

С появлением частной собственности  и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых назначение транспорта еще более повысилось. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли— все это привело  к дальнейшему быстрому развитию транспорта. Современный транспорт  представляет собой единую (в социально-экономическом  отношении) транспортную систему, включая  мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем  комфорта и скорости, современный  транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

В современном обществе очень  немногие потребности человека могут  быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки  грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров  и услуг.

Транспорт создает условия  для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной  стороны от транспортного фактора  зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития. В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Автомобильный транспорт

Не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня. Сфера применения автомобильного транспорта в России —внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Морской транспорт

Выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Внутренний водный (речной)

Транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Трубопроводный  транспорт

 В отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.

Ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному—32, 4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 16% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем  грузообороте последние десятилетия  падает. В тоже время доля узкоспециализированного  трубопроводного транспорта постоянно  увеличивается и в настоящее  время составляет 52, 5%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.

По объему перевозимых  грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт— 79%, на втором месте — железнодорожный — 10, 6%, на третьем — трубопроводный —8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов.

Роль отдельных видов  транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе. В междугородном  сообщении в пассажирообороте выделяются железнодорожный, воздушный и автобусный транспорт. На них приходится свыше 99% пассажирооборота. В перевозках пассажиров безусловным лидером является автомобильный  транспорт. Доля водных и воздушного транспорта крайне незначительна.

В пригородном сообщении 99% пассажирооборота и перевозок  пассажиров приходится только на два  вида транспорта: железнодорожный и  автобусный. Во внутригородском сообщении  ведущее место и по пассажирообороту (52, 2%), и по перевозкам пассажиров (48, 0%) занимают автобусы. На втором месте— городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус, метрополитен).

Транспорт Западно-Сибирского экономического района.

Освоение ускоренными  темпами нефтегазовых ресурсов на территории Западной Сибири повлекло за собой развитие всех видов транспорта и в первую очередь — трубопроводного и железнодорожного.

Главная транспортная сеть Западной Сибири сосредоточена главным  образом в наиболее освоенных  лесостепных и степных районах. Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.     Конфигурация транспортной сети сложилась под влиянием двух крупных городов – Барнаула и Бийска, к которым лучеобразно подходят основные транспортные пути края: железнодорожные, речные, автомобильные и воздушные. Железнодорожные и автомобильные пути имеют главное значение в конфигурации транспортной сети.

          Развитие в крае крупной тяжелой  и легкой промышленности, а также  самого большого в Сибири сельскохозяйственного  производства, обусловили широкие  связи с другими районами России. В межрайонных связях преобладает  железнодорожный транспорт, на  долю которого приходится 98% всего  межрайонного обмена грузов.

Основной поток грузов Западной Сибири имеет западное направление, на него приходится 75% вывоза и почти 60% ввоза всех грузов. Особенность межрайонных связей состоит в том, что 78% грузов из района идет по трубопроводному транспорту, 17% по железным дорогам и 5% по автодорогам. По прибытии грузов ведущее место занимает железнодорожный транспорт (82%), второе место — автомобильный (17%) и третье — авиационный (1%). Во внутрирайонных перевозках картина иная: на железнодорожный транспорт приходится 68%, на речной — 12%, автомобильный — 12,2%, трубопроводный — 0,8%.

Для хозяйства Западной Сибири характерно то, что затраты, связанные с перевозкой продукции, весьма значительны. Удельный вес затрат на железнодорожный транспорт, занятый перевозкой угля, составляет 38%, нефти — 45%, нефтепродуктов — 28%, леса и лесоматериалов — 20%, химических товаров — 12%, проката черных металлов — 10%.

Информация о работе Транспорт западно-сибирского экономического района