Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:07, контрольная работа
Западно-Сибирский экономический район занимает обширное пространство к востоку от Уральских гор, простираясь практически до Енисея. Но в особенности велика протяженность с севера на юг. На западе район граничит с Северным и
Уральским экономическим районами, на юге — с Казахстаном, на востоке — с Восточно-Сибирским районом. На юге района Транссибирская железнодорожная магистраль пересекает наикрупнейшие сибирские реки (Обь и Иртыш).
1. Характеристика Западно-Сибирского экономического района: 2
1.1 Природные условия и ресурсы. 2
1.2 Население. 3
1.3 Состав северо-западного экономического района. Экономика. 4
Алтайский край. 4
Кемеровская область. 5
Новосибирская область. 6
Омская область. 7
Томская область. 8
Тюменская область. 8
Ханты-Мансийский автономный округ. 12
Ямало-Ненецкий автономный округ. 13
2. Транспорт. Виды транспорта. 14
Автомобильный транспорт 15
Морской транспорт 15
Внутренний водный (речной) 15
Трубопроводный транспорт 15
3. Транспорт Западно-Сибирского экономического района. 16
Железнодорожный транспорт 17
Автомобильный транспорт 18
Речной транспорт 19
Морской транспорт 19
Воздушный транспорт 19
Трубопроводный транспорт 19
Список используемой литературы 21
Валовой сбор зерна составляет до 1,5 млн. Тонн, овощей и картофеля - свыше 700 тыс. Тонн в год.
раз в год формируется региональный фонд зерна, инсталлируются гарантированные закупочные цены товаропроизводителям, заключившим контракт, выдается аванс в счет будущих поставок зерна в виде материально-технических и денежных ресурсов.
По размеру экспорта область
занимает 1 место не лишь в Западно-
Сибирском экономическом районе, но и
в России в целом.
главные продукты экспортной номенклатуры - продукция топливно- энергетического комплекса - 86.3%, нефтехимической индустрии - 3.45%, машиностроения - 4.12%, древесина и изделия из нее - 2.41%, продовольственные продукты и сырье – 1%. В страны дальнего зарубежья экспортировано услуг на 4.2 млн.Баксов.
В импорте основное место занимают продукция машиностроения - 65.62%, темные и цветные сплавы - 12.94%, продовольственные продукты - 8.63%, продукция нефтехимического комплекса - 6.4 процента.
Международные контракта, соглашения
и протоколы связывают область
с
Финляндией, Австрией, Болгарией, Польшей,
Венгрией, Чехией, Республиками
Молдова и Беларусь, провинцией Альберта
(Канада), землей Нижняя Саксония
(Германия), регионом Грампиан (Великобритания),
разрабатывается проект программы "Кольцо
нефтяных столиц" с городами Хьюстон
(штат Техас, США),
Дацин (провинция Хэйлунцзян, КНР), Калгари
(Канада), Целле (ФРГ), Абердин
(Великобритания).
Проводится активная работа по восстановлению
разрушенных связей со странами СНГ
и Восточной Европы, подписаны
договоры и соглашения о взаимовыгодном
торгово-экономическом
Болгарией. С 1995 г. Действует Генеральное
представительство Украины в Тюмени.
Компании области устанавливают прямые связи и деловое сотрудничество с иностранными нефтяными, газовыми, машиностроительными и строительными компаниями.
Работает судоходство по Оби, Иртышу, Тоболу, Туре и иным рекам.
Развит трубопроводный (нефте и газопроводы) транспорт.
Ханты-Мансийский автономный округ
расположен в центральной части
Западно-
Сибирской равнины. Граничит: на севере
- с Ямало-Ненецким автономным округом,
на востоке - с Томской областью, Красноярским
краем, на юге с
Тобольским и Уватским районами, на западе
- с республикой Коми и
Свердловской областью.
В общей площади округа - 534.8 тысяч км2,
сельскохозяйственные угодья (пастбища,
пашни, залежи, сенокосы) занимают 3
%, болота - 44.3 %, кусты - 2.1 %, поверхностные
воды (реки, озера) -
6.6 %, леса - 44 %.
Крупнейшие реки: Обь - 3650 км, Иртыш - 3580 км. Общественная протяженность используемой судоходной и сплавной частей рек составляет более 5 тысяч км. Более крупные озера в центральной части Западно-Сибирской равнины: Тормомтор, Вандмтор, Пильтанлор, Сырковое, Нум-То, Самотлор, Сыхтынлор.
Центр округа - город Ханты-Мансийск.
Расстояние от Ханты-Мансийска до
Москвы - 2759 км. Расстояние от Ханты-Мансийска
до Тюмени - 490 км.
Средняя температура: январь - 19,2, июль + 18,1 градус по Цельсию.
Численность населения составляет 1326,2 тыс. человек, в том числе лиц коренной национальности - около 20 тыс. человек.
Экономика Ханты-Мансийского автономного округа.
Большой район добычи нефти (месторождения: Самотлорское, Мамонтовское, Фёдоровское, Красноленинское и остальные) и газа (Игримское, Пунгимское и остальные).
Переработка нефти и газа, лесная и деревообрабатывающая, пищевая (в т.Ч. Рыбная) индустрия, создание стройматериалов.
В сельском хозяйстве преобладает животноводство, оленеводство, молочное скотоводство и звероводство (серебристо-чёрные лисицы, песец, норка). Пушной промысел. Загородное овощеводство, картофелеводство.
Судоходство по Оби, Иртышу, Конде, Северной Сосьве, Ваху.
Ямало-Ненецкий автономный округ относится к добывающим сырьевым регионам. В 1996 г. В объеме продукции округа топливная индустрия занимала 95,6%, в том числе: газовая - 56,3%, электроэнергетика - 0,9%, индустрия строительных материалов - 1,4%, пищевая - 1,2%.
В 1996 г. Доля Ямало-Ненецкого округа
в России по производству промышленной
продукции составила 2%. размер промышленного
производства в
1997 г. В окружении составил 24 877, 9 млрд.
Руб. В 1 квартале 1997 года в
Ямало-Ненецком автономном окружении,
Ханты-Мансийском автономном окружении
и
Тюменской области произведено промышленной
продукции на 31 трлн. Рублей.
Всего в окружении работают 5175 компаний,
в том числе в индустрии -
362, в сельском хозяйстве - 77, в строительстве
1166, в торговле - 1045.
Добыча нефти с газовым
1997 года по сравнению с подходящим периодом
прошедшего года не поменялась и составила
7,56 млн. Тонн, газа - возросла на 1% и составила
147,186 млрд. М3.
Сократился выпуск сборного железобетона, щебня, кирпича, стеновых материалов, хлебобулочных изделий, цельномолочной продукции. Возрос выпуск пиломатериала, дизельного топлива и пищевой рыбной продукции. На стройку объектов про Развит трубопроводный транспорт. В отдалённых районах велика транспортная роль оленьих упряжек.
Судоходство по рекам Обь, Надым, Пур, Таз и Северному морскому пути.
Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Если под словом "транспорт" понимать прежде всего процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая либо другая целесообразная деятельность.
С появлением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых назначение транспорта еще более повысилось. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли— все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта. Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.
В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.
Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития. В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.
Автомобильный транспорт
Не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня. Сфера применения автомобильного транспорта в России —внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.
Морской транспорт
Выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.
Транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.
Трубопроводный транспорт
В отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.
По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.
Ведущее место по грузообороту
среди универсальных видов
По объему перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт— 79%, на втором месте — железнодорожный — 10, 6%, на третьем — трубопроводный —8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов.
Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе. В междугородном сообщении в пассажирообороте выделяются железнодорожный, воздушный и автобусный транспорт. На них приходится свыше 99% пассажирооборота. В перевозках пассажиров безусловным лидером является автомобильный транспорт. Доля водных и воздушного транспорта крайне незначительна.
В пригородном сообщении
99% пассажирооборота и перевозок
пассажиров приходится только на два
вида транспорта: железнодорожный и
автобусный. Во внутригородском сообщении
ведущее место и по пассажирообороту
(52, 2%), и по перевозкам пассажиров (48,
0%) занимают автобусы. На втором месте—
городской электрический
Освоение ускоренными темпами нефтегазовых ресурсов на территории Западной Сибири повлекло за собой развитие всех видов транспорта и в первую очередь — трубопроводного и железнодорожного.
Главная транспортная сеть
Западной Сибири сосредоточена главным
образом в наиболее освоенных
лесостепных и степных районах.
Транспортные магистрали Западной Сибири
отличаются высокой грузонапряженностью.
Развитие в крае крупной
Основной поток грузов Западной Сибири имеет западное направление, на него приходится 75% вывоза и почти 60% ввоза всех грузов. Особенность межрайонных связей состоит в том, что 78% грузов из района идет по трубопроводному транспорту, 17% по железным дорогам и 5% по автодорогам. По прибытии грузов ведущее место занимает железнодорожный транспорт (82%), второе место — автомобильный (17%) и третье — авиационный (1%). Во внутрирайонных перевозках картина иная: на железнодорожный транспорт приходится 68%, на речной — 12%, автомобильный — 12,2%, трубопроводный — 0,8%.
Для хозяйства Западной Сибири характерно то, что затраты, связанные с перевозкой продукции, весьма значительны. Удельный вес затрат на железнодорожный транспорт, занятый перевозкой угля, составляет 38%, нефти — 45%, нефтепродуктов — 28%, леса и лесоматериалов — 20%, химических товаров — 12%, проката черных металлов — 10%.
Информация о работе Транспорт западно-сибирского экономического района