Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:07, контрольная работа
Западно-Сибирский экономический район занимает обширное пространство к востоку от Уральских гор, простираясь практически до Енисея. Но в особенности велика протяженность с севера на юг. На западе район граничит с Северным и
Уральским экономическим районами, на юге — с Казахстаном, на востоке — с Восточно-Сибирским районом. На юге района Транссибирская железнодорожная магистраль пересекает наикрупнейшие сибирские реки (Обь и Иртыш).
1. Характеристика Западно-Сибирского экономического района: 2
1.1 Природные условия и ресурсы. 2
1.2 Население. 3
1.3 Состав северо-западного экономического района. Экономика. 4
Алтайский край. 4
Кемеровская область. 5
Новосибирская область. 6
Омская область. 7
Томская область. 8
Тюменская область. 8
Ханты-Мансийский автономный округ. 12
Ямало-Ненецкий автономный округ. 13
2. Транспорт. Виды транспорта. 14
Автомобильный транспорт 15
Морской транспорт 15
Внутренний водный (речной) 15
Трубопроводный транспорт 15
3. Транспорт Западно-Сибирского экономического района. 16
Железнодорожный транспорт 17
Автомобильный транспорт 18
Речной транспорт 19
Морской транспорт 19
Воздушный транспорт 19
Трубопроводный транспорт 19
Список используемой литературы 21
Численность рабочих и служащих на всех видах транспорта в 1995 г. По стране составила почти 5 млн чел., или 7% общей численности занятых в народном хозяйстве. В Западной Сибири численность занятых на транспорте выше. Она составляет более 8%.
В пассажирский
перевозках железнодорожный и
автомобильный транспорт (
Главным проектом, позволившим
связать Европейскую часть, Урал, Сибирь
и Дальний Восток, стало строительство
Транссибирской железнодорожной магистрали
(конец 19-наало 20 вв), которую называют
«Великий Сибирский Путь». Транссиб соединяет
Москву и Владивосток, проходя по городам
Сибири и Дальнего Востока. (http://www.sibprom-region.ru/
Строительство железных дорог в районе интенсивно началось после Великой Отечественной войны, когда для усиления выходов из Кузбасса в западном направлении были введены в строй Южно-Сибирская магистраль (Кулунда — Барнаул — Тайшет), Среднесибирская магистраль (Иртышская — Карасук — Камень-на-Оби — Алтайская). Важное значение имела железная дорога на участке Татарск — Кулунда, которая связала Транссибирскую магистраль со Среднесибирской и Южносибирской магистралями. Затем была проложена железная дорога Томск — Асино — Белый Яр для перевозки леса и лесоматериалов. Лесовозными дорогами, построенными в 60-х гг., стали Ивдень — Обь и Тавда — Сотник. Большое значение имела железная дорога Кия — Шантырь — Ачинск, которая связала Кузбасс с Восточной Сибирью. Для освоения нефтегазовых ресурсов потребовалось строительство железнодорожной магистрали Тюмень — Тобольск — Уренгой — Ямбург с ответвлением от Сургута до Нижневартовска. Эта магистраль может быть продолжена до Норильска или до Салехарда и дальше на Ямал. Плотность железных дорог в районе за 1965—1995 гг. увеличилась в 2,8 раза и составляет 34 км на 10 тыс кв. км (в среднем по России — 51 км).
Высокая плотность железных дорог приходится на Кемеровскую (137,7 км на 1000 кв.км), Новосибирскую (8,5 км), Омскую (7,7 км) области и Алтайский край (6,5 км). По размерам железнодорожного отправления и прибытия грузов. Алтайский край уступает лишь Кемеровской и Новосибирской областям.
На перемещение массы
продукции район расходует
В строительстве автомобильных дорог с твердым покрытием отмечаются весьма скромные показатели. По протяженности автодорог с твердым покрытием Западная Сибирь занимает пятое место в стране (66,5 тыс км). Удельный вес района по территории 14%, по протяженности автомобильных дорог — 9,8%.
Исходя из свойств и значимости
автомобильных дорог в
• Автомобильная дорога в широтном направлении "Нижневартовск – Сургут - Ханты-Мансийск - Советский"
Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:
• на запад - г.Ивдель - г.Серов (Свердловская-область) - г.
• на восток - г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.
• Автомобильная дорога в меридиональном направлении "Тюмень - Тобольск - Сургут -Ноябрьск - ст. Пуровск" с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.
• Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым -г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский -г.Тюмень.
Обе меридиональные автомобильные
дороги, помимо большого воздействия
на социально-экономическое
Речной транспорт Западной Сибири играет большую роль во внутрирайонных связях. Его главная функция – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. По речным путям ежегодно перевозится свыше 6 млн т грузов. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Речной транспорт Обь-Иртышского бассейна является существенным дополнением железнодорожного транспорта. Освоение новых территорий Среднего Приобья и Крайнего Севера обусловило необходимость более широкого использования водных путей. С этой целью было осуществлено строительство Сургутского, Нижневартовского и Тобольского речных портов.
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.
В последние годы довольно
быстро развивается воздушный
Формирование в Западной
Сибири главной нефтяной базы страны
изменило ориентацию основных потоков
нефти. Нефть Волго-Уральского района
по трубопроводам направляется только
на запад. С 60-х гг. интенсивно строилась
Сибирская система
на запад: Усть-Балык — Курган — Альметьевск; Нижневартовск — Самара — Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск; Нижневартовск — Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон — Одесса; Сургут — Новополоцк;
на юг: Шаим — Тюмень; Усть-Балык — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу;
на восток: Александровское — Анжеро-Судженск.
Для транспортировки нефти Западной Сибири как на запад, так и на восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления. Из других магистральных направлений выделяются Волгоград — Новороссийск; Грозный — Армавир — Туапсе; Ухта — Ярославль; Оха — Комсомольск-на-Амуре.
Протяженность нефтепродуктопроводов составляет четвертую часть длины трубопроводов для перекачки нефтяных грузов. Для перекачки нефтепродуктов построены линии Самара — Пенза — Брянск (две нити); Уфа — Омск (две нити); Уфа — Петропавловск (две нити); Омск — Новосибирск (две нити); Грозный — Трудовая; Ишимбай — Уфа; Махачкала — Грозный.
Основной поток природного
газа в европейские районы страны
идет по газопроводам из северных районов
Западной Сибири. С 70-х гг. здесь стали
сооружать магистральные
При освоении Уренгойского месторождения была построена в одном коридоре система из шести магистралей. Крупнейшая из них: Уренгой — Помары — Ужгород — Западная Европа протяженностью почти 4,5 тыс км. Остальные направления: Уренгой — Москва; Уренгой — Грязовец; Уренгой — Елец; Уренгой — Петровск; Уренгой — Новопсков.
В настоящее время в
Западной Сибири разрабатывается Ямбургское
месторождение природного газа. Уже
действуют две нити газопровода:
Ямбург — Елец, Ямбург — Поволжье,
завершается строительство
Пневматический и
Информация о работе Транспорт западно-сибирского экономического района