Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 10:52, реферат
Важная составная часть системы государственного управления экономикой - различные целевые программы общенационального, регионального и местного уровней, позволяющие форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов, привлекать для этого дополнительные инвестиции и ресурсы. В нашей сегодняшней действительности попытка использования программных методов управления оказывается не вполне удачной, хотя в недалёком прошлом именно у нас широко использовался программно-целевой метод решения сложных государственных проблем.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Индикативное планирование, его характеристика, стратегическая направленность……………………………………………………………...5
1.1. Индикативное планирование: сущность и функции………………...5
1.2 Необходимость индикативного планирования………………………8
2. Система государственных прогнозов регионального развития. Их содержание и использование………………………………………………11
2.1 Бюджетно-плановое регулирование ..................................................11
2.2 Государственное программирование…………………………………12
2.3 Нормативное регулирование………………………………………….15
2.4 Государственные прогнозы……………………………………………17
3. Региональные программы, их содержание. Роль использования в управлении…………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………………..28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Индикативное планирование,
его характеристика, стратегическая
направленность…………………………………………
1.1. Индикативное планирование: сущность и функции………………...5
1.2 Необходимость индикативного планирования………………………8
2. Система государственных
прогнозов регионального
2.1 Бюджетно-плановое регулирование ................
2.2 Государственное программирование…………………………………
2.3 Нормативное регулирование………………………………………….
2.4 Государственные прогнозы……………………………………………17
3. Региональные программы,
их содержание. Роль использования
в управлении……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..28
ВВЕДЕНИЕ
Важная составная часть системы государственного управления экономикой - различные целевые программы общенационального, регионального и местного уровней, позволяющие форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов, привлекать для этого дополнительные инвестиции и ресурсы.
В нашей сегодняшней действительности попытка использования программных методов управления оказывается не вполне удачной, хотя в недалёком прошлом именно у нас широко использовался программно-целевой метод решения сложных государственных проблем.
В практике нашей страны
целевые комплексные программы
широко использовались в качестве составной
части государственных планов экономического
и социального развития, для решения
важнейших межотраслевых и
Основными особенностями программного подхода к решению задач социально-экономического развития являются:
- целевые программы, направленные на решение как общегосударственных, так и локальных проблем субъектов Федерации и ориентированы на конечный результат;
- программы рассматриваются как целостный объект управления независимо от ведомственной принадлежности составляющих её элементов и наделяются необходимыми финансовыми, материальными, кадровыми, и другими ресурсами;
- все программы взаимосвязаны и занимают определённое место в общей совокупности хозяйственных мероприятий правительства;
- региональные программы социально-экономической направленности интегрируют все другие, реализуемы на территории, в единую систему мероприятий, обеспечивающих достижение наиболее рационального использования ресурсов.
По значимости программы могут иметь статус президентских, федеральных, региональных, местных. Например, целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья" (1996-2005 гг.), имеет статус президентской. В её реализации непосредственно заинтересован как регион, так и государство в целом.
В 1992 году осуществлялось 11
федеративных целевых программ, в
числе которых были такие, как "Возрождение
российской деревни и развитие агропромышленного
комплекса", "Развитие индустрии
детского питания", "Развитие экономики
и культуры малочисленных народов
Севера", на реализацию которых было
израсходовано 20 % централизованных инвестиций
этого года. В 1993 году реализовалось
около 50 социально-экономических
Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций, средств бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти; инвестиционных и конверсионных кредитов, а также целевых кредитов банков под государственные гарантии.
Сложившиеся общественно-политические и экономические условия страны требуют обновления методик разработки федеральных программ, определения механизма их отбора, установления приоритетности национально-государственных интересов.
ЕГО ХАРАКЕРИСТИКА, СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
1.1 Индикативное планирование: сущность и функции.
После распада СЭВ и
демонтажа экономик социалистического
типа, роль института планирования
в экономической жизни
Исходя из постулата о
принципиальной несовместимости директивно-
Между тем в индустриально
развитой корпоративно-
Индикативное планирование (ИП) выступает в качестве совокупности процедур согласования процессов:
а) макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством;
б) территориального планирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей;
в) микропланирования, реализуемого в планах предприятий;
г) мезопланирования, т. е. планирования
отраслей, подотраслей, территориально-
Индикативное планирование - институт, относящийся и к сфере государственно-правовых отношений, хозяйственных субъектов, и к сфере отношений гражданско-правовых. Индикативное планирование представляет собой не только институт государственного регулирования рыночного хозяйства, но и институт экономического саморегулирования. Роль предприятий здесь не сводится к использованию плановой информации и выполнению установленных государственных норм: хозяйствующие субъекты оказывают значительное, во многом определяющее влияние на содержание целей индикативного плана и характер способов их достижения. Макропоказатели индикативного плана не "развёртываются" по "исполнителям", которые участвуют в их реализации лишь постольку, поскольку это соответствует их интересам.
Отказ от использования апробированых в развитых капиталистических странах институтов регулирования экономики, включая ИП, послужил одной из причин затяжного и глубокого кризиса российской экономики. Его преодоление предполагает значительное в сравнении с нынешней ситуацией усиление государственного воздействия на экономику, в том, числе создание действенной системы ИП.
С определённой долей условности можно выделить следующие подходы к определению понятия Индикативного планирования, акцентирующие относительно различные его стороны и функции.
Первый: индикативное планирование - это макропланирование при самостоятельности предприятий. Так "макроэкономическое планирование в Китае основано на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании последнего". Поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности, поэтому планирование в Китае носит "не директивный, а индикативный характер"[1].
Подобное понимание, очевидно, близко к трактовкам народного хозяйственного планирования в условиях полного хозрасчёта в "позднем" СССР, а также к следующей современной интерпретации:
"Индикативное планирование - это процесс формирования системы параметров, характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров" [3].
Второй подход к ИП - ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формируемых государством. Основная функция ИП - информационно-ориентирующая, по сути выступающая и как мотивационная.
Третий подход к ИП - индикативный план сдержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, подстраиваясь под планы самого мощного "игрока" в рыночной системе - государства.
В соответствии с четвёртым подходом индикативное планирование - механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информационного значения, такое планирование выполняет координационную роль, т. е. предполагает согласование деятельности центра, отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями должна выявится схема экономического роста.
Координирующая функция индикативного планирования является основной. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах существуют и в системе централизованно-директивного планирования. Именно равноправное взаимодействие государственных институтов и хозяйственных единиц конституирует индикативное планирование. Необязательность выполнения плана решающей роли не играет, главное - непосредственная вовлечённость в плановой процесс предприятий и объединений, а также других независимых субъектов, включая региональные и местные власти, общественные организации. Индикативное планирование выступает одновременно и институтом госрегулирования экономики, и институтом его саморегулирования, корректируя как дефекты сугубо рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в производственные процессы.
Резюмируя всё выше изложенное,
индикативное планирование можно дифференцировать,
как механизм координации интересов
и деятельности государственных
и негосударственных субъектов
управления экономикой, сочетающей её
госрегулирование с рыночным и нерыночным
её саморегулированием, основанный на
разработке системы показателей
социально-экономического развития и
включающий определённые его общенациональные
приоритеты, целеполагание, прогнозирование,
бюджетирование, программирование, контрактацию
и другие процедуры согласования
решений на макро-, мезо- и микроуровне,
налоговые и иные меры государственной
поддержки хозяйствующих
1.2 Необходимость индикативного планирования.
В условиях современной рыночной
экономики государство не может
не планировать собственную
установления и взимания налогов на производство и оборот товаров, доходы и имущество юридических лиц на использование природных ресурсов;
осуществления бюджетных расходов на содержание госаппарата, закупки продукции для госнужд, помощь отраслям, регионам;
привлечения, погашения и обслуживания госзаймов;
приобретения, продажи и использования госимущества;
деятельности госпредприятий.
Разработка бюджета на будущий год основываться должна на достоверных оценках доходов и расходов налогоплательщиков и бюджетополучателей. Но поскольку развитие разных рынков, отраслей, регионов и предприятий взаимосвязано, учитывать эти взаимосвязи следует при прогнозировании налогового потенциала и бюджетных потребностей.
Народохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных показателей и показателей бюджетных, причём исполнение последних обязательно.
Осуществление индикативного планирования, как показывает мировой опыт, включает и создание специальных плановых органов, и наделение определёнными планирующими функциями различных министерств и ведомств.
Так, формирование индикативных планов и разного рода прогнозов во Франции осуществляется Генеральным комиссариатом по планированию во взаимодействии с Комиссариатом по модернизации.
В России переход к индикативному планированию должен быть надёжно правообеспечен. Прежде всего, следовало бы, принять пакет специальных юридических документов, включающий:
федеральные законы "Об индикативном
планировании социально-экономического
развития Российской Федерации" и "О
системе органов