Управление региональной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 10:52, реферат

Описание работы

Важная составная часть системы государственного управления экономикой - различные целевые программы общенационального, регионального и местного уровней, позволяющие форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов, привлекать для этого дополнительные инвестиции и ресурсы. В нашей сегодняшней действительности попытка использования программных методов управления оказывается не вполне удачной, хотя в недалёком прошлом именно у нас широко использовался программно-целевой метод решения сложных государственных проблем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Индикативное планирование, его характеристика, стратегическая направленность……………………………………………………………...5
1.1. Индикативное планирование: сущность и функции………………...5
1.2 Необходимость индикативного планирования………………………8
2. Система государственных прогнозов регионального развития. Их содержание и использование………………………………………………11
2.1 Бюджетно-плановое регулирование ..................................................11
2.2 Государственное программирование…………………………………12
2.3 Нормативное регулирование………………………………………….15
2.4 Государственные прогнозы……………………………………………17
3. Региональные программы, их содержание. Роль использования в управлении…………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 46.14 Кб (Скачать файл)

Правительство Российской Федерации  обеспечивает разработку государственных  прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную  перспективу [2].

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической  ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения  Российской Федерации, состояния природных  ресурсов и перспектив изменения  указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом  по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу  разрабатывается раз в пять лет  на десятилетний период.

В концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу  разрабатывается на период от трёх до пяти лет и ежегодно корректируется.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

- оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;

- концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

- макроэкономическая политика;

- институциональные преобразования;

- инвестиционная и структурная политика;

- аграрная политика;

- экологическая политика;

- социальная политика;

- региональная экономическая политика;

- внешнеэкономическая политика.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу  разрабатывается ежегодно.

В перечне федеральных  целевых программ указывается:

- краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ;

- результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;

- требуемые объёмы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ;

- объёмы финансирования федеральных целевых программ за счёт средств федерального бюджета в предстоящем году;

- государственные заказчики программ.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная  система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации [2].

 

 

  1. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. ИХ СОДЕРЖАНИЕ.

РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  В УПРАВЛЕНИИ

Региональные программы  разрабатываются, утверждаются, используются и корректируются с учётом предложений  заинтересованных субъектов Федерации  и органов местного самоуправления, положений планов-договоров, заключаемых  федеральными плановыми органами с  территориальными плановыми органами, а также во взаимосвязи с региональными  и местными программами и индикативными  планами социально-экономического развития.

Центральные органы федеральной  исполнительной власти и территориальные  плановые органы, а также другие организации - заявители бюджетных  ассигнований в составе индикативных планов социально-экономического развития соответствующих отраслей и регионов:

- представляют в Министерство экономики Российской Федерации проекты бюджетных заявок на финансирование федеральных государственных нужд в предстоящем году;

- уточняют федеральные целевые программы, планируемые ассигнования на закупки и поставки продукции и товаров для федеральных государственных нужд, обеспечивая при этом согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач, а также проведение подконтрактной проработки размещения заказов для федеральных государственных нужд на предстоящий год [4].

Управление финансовыми  потоками, особенно теми, которые входят в сферу бюджетных отношений, - одна из главных функций государства. Реализация этой госфункции требует  понимания объективных закономерностей  финансовых отношений, ясности", "прозрачности" и чёткой правовой регламентации  принципов, полномочий и соответствующих  механизмов.

В настоящее время значение бюджетных ресурсов и управление ими резко возрастает в связи, во-первых, с той ролью, которую  играет бюджет в макроэкономической политике и обеспечении предпосылок возобновления экономического роста, во-вторых, с формированием нового механизма бюджетного федерализма, поисками его оптимальной российской модели.    Особую остроту проблеме управления финансовыми ресурсами и их потоками, естественно, придаст бюджетный кризис и та борьба, которая ведётся регионами за обладание дефицитными бюджетными ресурсами.

"Просвечивание" финансовых  потоков между регионами и  центром - предпосылка регулирования  этих потоков в интересах решения  задач бюджетного федерализма  в соответствии с целями региональной  политики. Весьма ценную информацию  дают балансы консолидированных  бюджетов страны и объектов  Федерации, а также свободные  балансы финансовых ресурсов  и затрат, которые разрабатываются  во многих регионах и показывают  группировки и сальдо финансовых  взаимосвязей [3].

Консолидированный бюджет субъекта Федерации как особый вид финансового  баланса позволяет оценить собственную  доходную базу бюджета района и различные  финансовые трансферты из федерального бюджета.

Финансовый баланс территории способен стать эффективным инструментом финансовой политики и регулирования  отношений центра с регионами.

В аспекте теории индикативного  управления финансовыми потоками может  быть рассмотрена проблема "прозрачности" межбюджетных отношений, считается, что  в России десяток регионов суть "доноры" остальные же выступают в качестве "реципиентов", живущих за счёт других субъектов Федерации. Официальная  статистика систематически показывает "вклад" каждого региона в  федеральный бюджет, фиксируя тем  самым бюджетное качество территорий в координатах "доноров" - "реципиентов".

Независимо от меры указанной  информации официальная градация регионов на "доноров" и "реципиентов" не служит, думается, делу улучшения  отношений бюджетного федерализма в России и неизбежно вызывает повышенные требования "доноров" к федеральному центру.

Речь идёт, в частности, о требованиях сократить "встречные  финансовые потоки" между Федеральными и региональными бюджетами в  пользу последних [1].

Важная составная часть  системы государственного управления экономикой - различные целевые программы  общенационального, регионального  и местного уровней, позволяющие  формировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных  регионов, привлекать для этого дополнительные инвестиции и ресурсы.

В нашей сегодняшней действительности попытки использования программных  методов управления оказываются  не вполне удачными. Объяснить сложившееся  положение можно тем, что комплексные  программы как инструмент государственного управления, отлаженного хозяйственного механизма и, самое главное, высокой  профессиональной подготовки лиц, занятых  разработкой, управлением, реализацией  программ, а также контролем за ходом их выполнения. Многочисленные и бесчисленные перестройки хозяйственного механизма разрушили целостность  старого и не создали системы  нового, более соответствующего ситуации. Ни одного из перечисленных требований не выполняется, и перед государственными органами возникла задача по обеспечению  необходимых условий для осуществления  функций государственного управления на основе программного подхода.

Анализ и обобщение  зарубежной и отечественной практики разработки и реализации целевых  программ и других методов государственного регулирования экономики позволит концентрировать ресурсы на главных  направлениях экономического и социального  развития.

В области применения государственных  целевых программ при проведении региональной политики лидирует Западная Европа. Интересный опыт регионального  программирования накопили в Германии. Через государственные программы реализуется развитие 40 % территории Великобритании, 90 % - Норвегии. Программы регионального развития, региональные бюджетные фонды и реализующие их ведомства или административные органы созданы во всех западноевропейских странах.

В регионах, на основе программ, создаются государственные предприятия, вкладывающие бюджетные средства в  развитие инфраструктуры. Наиболее известный  пример такого рода регионов - юг Италии, отставший в социально-экономическом  развитии. Доля государства в финансировании промышленности этого региона составляет более половины средств, намеченных программой социально-экономического развития юга.

В практике нашей страны целевые комплексные программы  широко использовались в качестве составной  части государственных планов экономического и социального развития для решения  важнейших межотраслевых и региональных проблем [3].

Выделим основные особенности программного подхода к решению задач социально-экономического развития.

Целевые программы направлены на решение как общегосударственных, так и локальных проблем субъектов  Федерации и отдельных городов  и ориентированы на конечный результат.

Программы рассматриваются  как целостный объект управления независимо от ведомственной принадлежности составляющих её элементов и наделяются необходимыми финансовыми, материальными, кадровыми и другими ресурсами.

Все программы взаимосвязаны  и занимают определённое место в  общей совокупности хозяйственных  мероприятий правительства.

Региональные программы  социально-экономической и экологической  направленности интегрируют все  другие, реализуемые на территории, в единую систему мероприятий, обеспечивающих достижение наиболее рационального  использования ресурсов.

Управление программами  осуществляется специально учреждённым  органом или путём перераспределения  прав и обязанностей существующих структур с использованием различных форм координации. В зависимости от функциональной направленности выделяются научно-технические, производственные, инвестиционные, экологические, социальные и комплексные программы.

Исходя из характера поставленных целей, разрабатываются программы  конъюнктурного и структурного характера. Первые из них решают задачи текущей  сбалансированности и стабилизации экономики в краткосрочном временном  интервале (продолжительностью до 2-х  лет), вторые - предполагают решение  среднесрочных (от 3 до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) проблем качественных преобразований экономики, глобальных изменений её основных структур.

По значимости программы  имеют статус президентских, федеральных, региональных, местных.

Перечень программ, финансируемых  из федерального бюджета, формировался в последние годы Минэкономики РФ, исходя из приоритетных направлений  социально-экономического развития страны, оценки современного состояния экономики, социально-экономической значимости программ.

В 1996 году из федерального бюджета  было выделено на финансирование 51 программы 72,6 миллиардов рублей. Вклад бюджетных  средств субъектов Федерации  и местных бюджетов составил 58 миллиардов рублей, внебюджетных - 390 миллиардов рублей.

В 1998 году финансировалось 45 федеральных программ, на выполнение которых потребовалось 6 триллионов рублей [3].

В настоящее время наряду с аналогичными целями федеральные  программы всё чаще начинают разрабатывать  для решения частных региональных и ведомственных проблем, что  порождает параллелизм, нестыковки.

В условиях жёсткого дефицита финансовых ресурсов необходим более  совершенный механизм контроля за целевым  использованием всех видов финансовых средств в рамках программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях относительного сбалансированного развития экономики  индикативное планирование может осуществляться в упрощённой, конъюнктурной форме, т. е. как некоторая координируемая совокупность бюджетов, целевых программ и соглашений, и участвующими в  их реализации предприятиями, планов предприятий  госсектора и контрактов с поставщиками продукции для государственных  нужд - координируемая с помощью  косвенных экономических инструментов, увязываемых на основе прогноза социально-экономического развития. Функция индикативного  планирования в этой его форме - улучшение  экономической конъюнктуры путём  комплексного использования бюджетно-налоговых, денежно-кредитных и иных макрорегуляторов.

Индикативное планирование в своей структурной форме  призвано обеспечить реализацию государственной  структурной политики в отношении  отдельных регионов, отраслей и секторов экономики путём тщательного  согласования действий и интересов  предприятий и государства, внутрифирменных  планов и макропланов. Планирование, таким образом, активнее распространяется на мезо- и микроуровень. Именно эта  форма, дополненная элементами развития в сторону третьей, стратегической, формы, в которой индикативное планирование резко расширяет временной горизонт и в максимальной мере выступает  как способ организации, разработки и реализации долгосрочной общенациональной экономической политики.

Информация о работе Управление региональной экономикой