Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 10:52, реферат
Важная составная часть системы государственного управления экономикой - различные целевые программы общенационального, регионального и местного уровней, позволяющие форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов, привлекать для этого дополнительные инвестиции и ресурсы. В нашей сегодняшней действительности попытка использования программных методов управления оказывается не вполне удачной, хотя в недалёком прошлом именно у нас широко использовался программно-целевой метод решения сложных государственных проблем.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Индикативное планирование, его характеристика, стратегическая направленность……………………………………………………………...5
1.1. Индикативное планирование: сущность и функции………………...5
1.2 Необходимость индикативного планирования………………………8
2. Система государственных прогнозов регионального развития. Их содержание и использование………………………………………………11
2.1 Бюджетно-плановое регулирование ..................................................11
2.2 Государственное программирование…………………………………12
2.3 Нормативное регулирование………………………………………….15
2.4 Государственные прогнозы……………………………………………17
3. Региональные программы, их содержание. Роль использования в управлении…………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………………..28
Правительство Российской Федерации
обеспечивает разработку государственных
прогнозов социально-
Прогнозы социально-
Прогнозы социально-
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.
В концепции социально-
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трёх до пяти лет и ежегодно корректируется.
В программе социально-
- оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;
- концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
- макроэкономическая политика;
- институциональные преобразования;
- инвестиционная и структурная политика;
- аграрная политика;
- экологическая политика;
- социальная политика;
- региональная экономическая политика;
- внешнеэкономическая политика.
Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.
В перечне федеральных целевых программ указывается:
- краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ;
- результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
- требуемые объёмы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ;
- объёмы финансирования федеральных целевых программ за счёт средств федерального бюджета в предстоящем году;
- государственные заказчики программ.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации [2].
РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ
Региональные программы
разрабатываются, утверждаются, используются
и корректируются с учётом предложений
заинтересованных субъектов Федерации
и органов местного самоуправления,
положений планов-договоров, заключаемых
федеральными плановыми органами с
территориальными плановыми органами,
а также во взаимосвязи с региональными
и местными программами и индикативными
планами социально-
Центральные органы федеральной исполнительной власти и территориальные плановые органы, а также другие организации - заявители бюджетных ассигнований в составе индикативных планов социально-экономического развития соответствующих отраслей и регионов:
- представляют в Министерство экономики Российской Федерации проекты бюджетных заявок на финансирование федеральных государственных нужд в предстоящем году;
- уточняют федеральные целевые программы, планируемые ассигнования на закупки и поставки продукции и товаров для федеральных государственных нужд, обеспечивая при этом согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач, а также проведение подконтрактной проработки размещения заказов для федеральных государственных нужд на предстоящий год [4].
Управление финансовыми
потоками, особенно теми, которые входят
в сферу бюджетных отношений,
- одна из главных функций государства.
Реализация этой госфункции требует
понимания объективных
В настоящее время значение бюджетных ресурсов и управление ими резко возрастает в связи, во-первых, с той ролью, которую играет бюджет в макроэкономической политике и обеспечении предпосылок возобновления экономического роста, во-вторых, с формированием нового механизма бюджетного федерализма, поисками его оптимальной российской модели. Особую остроту проблеме управления финансовыми ресурсами и их потоками, естественно, придаст бюджетный кризис и та борьба, которая ведётся регионами за обладание дефицитными бюджетными ресурсами.
"Просвечивание" финансовых
потоков между регионами и
центром - предпосылка регулирования
этих потоков в интересах
Консолидированный бюджет субъекта
Федерации как особый вид финансового
баланса позволяет оценить
Финансовый баланс территории способен стать эффективным инструментом финансовой политики и регулирования отношений центра с регионами.
В аспекте теории индикативного управления финансовыми потоками может быть рассмотрена проблема "прозрачности" межбюджетных отношений, считается, что в России десяток регионов суть "доноры" остальные же выступают в качестве "реципиентов", живущих за счёт других субъектов Федерации. Официальная статистика систематически показывает "вклад" каждого региона в федеральный бюджет, фиксируя тем самым бюджетное качество территорий в координатах "доноров" - "реципиентов".
Независимо от меры указанной информации официальная градация регионов на "доноров" и "реципиентов" не служит, думается, делу улучшения отношений бюджетного федерализма в России и неизбежно вызывает повышенные требования "доноров" к федеральному центру.
Речь идёт, в частности, о требованиях сократить "встречные финансовые потоки" между Федеральными и региональными бюджетами в пользу последних [1].
Важная составная часть системы государственного управления экономикой - различные целевые программы общенационального, регионального и местного уровней, позволяющие формировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов, привлекать для этого дополнительные инвестиции и ресурсы.
В нашей сегодняшней
Анализ и обобщение
зарубежной и отечественной практики
разработки и реализации целевых
программ и других методов государственного
регулирования экономики
В области применения государственных целевых программ при проведении региональной политики лидирует Западная Европа. Интересный опыт регионального программирования накопили в Германии. Через государственные программы реализуется развитие 40 % территории Великобритании, 90 % - Норвегии. Программы регионального развития, региональные бюджетные фонды и реализующие их ведомства или административные органы созданы во всех западноевропейских странах.
В регионах, на основе программ,
создаются государственные
В практике нашей страны
целевые комплексные программы
широко использовались в качестве составной
части государственных планов экономического
и социального развития для решения
важнейших межотраслевых и
Выделим основные особенности программного подхода к решению задач социально-экономического развития.
Целевые программы направлены
на решение как
Программы рассматриваются как целостный объект управления независимо от ведомственной принадлежности составляющих её элементов и наделяются необходимыми финансовыми, материальными, кадровыми и другими ресурсами.
Все программы взаимосвязаны и занимают определённое место в общей совокупности хозяйственных мероприятий правительства.
Региональные программы
социально-экономической и
Управление программами
осуществляется специально учреждённым
органом или путём
Исходя из характера поставленных
целей, разрабатываются программы
конъюнктурного и структурного характера.
Первые из них решают задачи текущей
сбалансированности и стабилизации
экономики в краткосрочном
По значимости программы имеют статус президентских, федеральных, региональных, местных.
Перечень программ, финансируемых
из федерального бюджета, формировался
в последние годы Минэкономики РФ,
исходя из приоритетных направлений
социально-экономического развития страны,
оценки современного состояния экономики,
социально-экономической
В 1996 году из федерального бюджета было выделено на финансирование 51 программы 72,6 миллиардов рублей. Вклад бюджетных средств субъектов Федерации и местных бюджетов составил 58 миллиардов рублей, внебюджетных - 390 миллиардов рублей.
В 1998 году финансировалось 45 федеральных программ, на выполнение которых потребовалось 6 триллионов рублей [3].
В настоящее время наряду
с аналогичными целями федеральные
программы всё чаще начинают разрабатывать
для решения частных
В условиях жёсткого дефицита финансовых ресурсов необходим более совершенный механизм контроля за целевым использованием всех видов финансовых средств в рамках программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях относительного
сбалансированного развития экономики
индикативное планирование может осуществляться
в упрощённой, конъюнктурной форме,
т. е. как некоторая координируемая
совокупность бюджетов, целевых программ
и соглашений, и участвующими в
их реализации предприятиями, планов предприятий
госсектора и контрактов с поставщиками
продукции для государственных
нужд - координируемая с помощью
косвенных экономических
Индикативное планирование
в своей структурной форме
призвано обеспечить реализацию государственной
структурной политики в отношении
отдельных регионов, отраслей и секторов
экономики путём тщательного
согласования действий и интересов
предприятий и государства, внутрифирменных
планов и макропланов. Планирование,
таким образом, активнее распространяется
на мезо- и микроуровень. Именно эта
форма, дополненная элементами развития
в сторону третьей, стратегической,
формы, в которой индикативное планирование
резко расширяет временной