Уровень жизни в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Общепринято понимание уровня жизни населения как сложной социально-экономической категории. Уровень жизни населения, как видно из совокупности показателей, его определяющих, можно представить как результат социального и экономического развития.
Уровень жизни в регионе представляет собой очень актуальную тему, т.к. именно этот вопрос интересует всех без исключения жителей нашей Республики.
Целью моей работы является рассмотрение вопроса уровня жизни в РБ, его анализ и пути повышения благосостояния жителей Башкортостана.

Содержание работы

Введение
1. Уровень и качество жизни: основные понятия
1.1 Уровень жизни населения и общественное развитие
1.2 Социальная сфера и уровень жизни
1.3 Оценка уровня жизни
2. Социальное регулирование в условиях переходного периода
2.1 Опыт европейских стран
2.2 Социальные программы
3. Практическая часть: Анализ уровня жизни населения РБ
3.1 Демографическая ситуация и социальная защита
3.2 Социальная ситуация в РБ и России
3.3 Денежные доходы населения
3.4 Уровень и качество жизни: проблемы, перспективы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Тимур.docx

— 42.84 Кб (Скачать файл)

Приходится  констатировать, что до социального  государства, в его устоявшемся  понимании, Российскому государству  предстоит пройти еще долгий путь. При этом следует подчеркнуть, что  необходима заинтересованная и целенаправленная работа по строительству такого государства. Общественное переустройство не ограничивается созданием необходимых условий  для функционирования рыночной экономики. Не меньшее значение имеет и создание необходимого социального механизма регуляции, призванного обеспечить социальную защиту нуждающихся, проводить разумную политику в области формирования денежных доходов населения, перераспределения и занятости. Многое будет определяться исходя из того, насколько государство сможет обеспечить необходимый баланс между экономической и социальной составляющими общественного развития.

Одной из самых  острых проблем при определении  направлений развития социальной политики является слабая взаимосвязь ее с  экономической политикой. Требования системного подхода предполагают необходимость, помимо чисто социальных вопросов, определить, во-первых, социальное направление  экономической политики и, во-вторых, экономические направления социальной политики. Без эффективного труда  и занятости нельзя осуществить  стабилизацию экономики и, в свою очередь, осуществление мероприятий  в области социальной защиты невозможно без необходимых экономических  ресурсов. Эффективность социальной политики определяется не только оказываемой  социально уязвимым слоям населения  помощью, но и степенью воздействия  на экономику (прежде всего через  занятость населения, формирование заработной платы).

В нашей стране реализуемые социальные программы  рассматриваются в их узком понимании, предусматривая по сути, только оказание помощи малоимущим слоям населения. При этом их финансирование осуществляется в соответствии с остаточным принципом. Вместе с тем необходимо отметить, что никакие социальные программы, как бы профессионально они ни были составлены, не могут быть реализованы  без изменения общего вектора  общественных преобразований.

До тех  пор, пока будет реализовываться  псевдолиберальная модель экономики  без создания необходимых социальных механизмов в обществе, Россия будет  балансировать на грани кризиса  и социального хаоса. Как показывает опыт высокоразвитых стран, отдельные элементы планирования в экономике могут эффективно использоваться для достижения поставленных целей. Вместе с тем отрицание целесообразности всего, что было ранее в экономике, и прежде всего регулирующей роли государства и использования такого метода управления, как планирование, вряд ли приведет к экономическому росту. Современный мир не столь категоричен в выборе между планом и рынком - наблюдается сочетание в разных пропорциях и того, и другого. Общемировое развитие при этом понимается, прежде всего, не как экономическое развитие, а как и экономическое, и социальное.

2.2 Социальные  програм

Принимаемые государством социальные программы  составлены достаточно конструктивно, но, как показывает опыт их реализации, они не могут дать ожидаемого от них результата. Социальные программы, ориентированные на остаточный принцип  их финансирования, не дают ответов  на поставленные вопросы: когда будут  достигнуты социальные цели в обществе, когда завершится период социальной нестабильности в обществе. Несомненно, общество не достигло пока еще такого уровня, когда подходить к социальным программам по меркам развитых стран  вряд ли правомерно. В условиях кризисного состояния должна быть принята экстренная чрезвычайная социальная программа.

Необходимы серьезные коррективы и в процессы приватизации с точки  зрения социальной справедливости. Приватизация должна обеспечить повышение эффективности  производства и, в конечном счете, способствовать экономическому росту. Узкогосударственный  интерес в проведении приватизации - это обеспечение роста его  доходов (как от доходов, получаемых от продажи предприятия, так и  от дивидендов). Необдуманная приватизация привела к резкому снижению доходообра-зующей базы государства: приватизировались, в первую очередь, самые высокоэффективные  предприятия, выпускающие экспортную продукцию. Также была ликвидирована государственная монополия на алкогольную продукцию (лишь на 2% в настоящее время формируются доходы государства за счет денежных доходов алкогольной продукции, тогда как раньше - до 14%). По сути, произошла приватизация основного общественного богатства - природных ресурсов. Приватизация, вследствие отсутствия ее положительного результата, не обеспечила понимания социальной справедливости осуществляемых реформ у подавляющей части населения, а без этого невозможно внедрить в ментальность целесообразность понятия частной собственности. В условиях радикальных преобразований, когда происходит значительное высвобождение трудовых ресурсов, на рынке труда должна преобладать активная политика. Отсюда и основной финансовый поток должен направляться, в первую очередь, на мероприятия по проведению активной социальной политики. Как показывает опыт стран, сталкивающихся с аналогичными проблемами, занятость может осуществляться путем организации различных курсов по переподготовке с целью приведения предложения трудовых ресурсов в соответствие с реальными потребностями рынка труда. Одним из путей обеспечения занятости на необходимом уровне может явиться организация общественных работ Социальные факторы влияют на экономику, прежде всего, через социальную организацию общества и человеческий капитал. Уровень социальной организации определяется через функционирование системы социальных институтов (государственно-правовых, культурно-исторических традиций, моральных норм, религии, искусства, науки и др.), характер социальной мобильности, мотиваций и интересов. Определенным типам социальной организации соответствует адекватная экономическая модель. Нельзя не согласиться с утверждением, что способность нации к реформированию опирается на основные представления людей, заложенные в сознании культурой, религией и т.д. Формирование человеческого капитала, характеризующегося уровнем интеллектуального и духовного развития, относится также к основным социальным факторам. В этой связи необходимо внести серьезные коррективы в проведение реформ. Это, прежде всего, относится к повышению роли государства как выразителя общих интересов во всех сферах жизнедеятельности и, прежде всего, в экономике. Алгоритм проведения реформ должен быть эволюционным, в отличии от революционного, каковым является, по сути, «шоковая терапия». Одной из основных задач государства является создание социальной сферы, в которой вырабатывались бы необходимые неформальные, нравственные регуляторы. Именно эти регуляторы в либерально-демократическом обществе являются основным фактором противодействия криминализации экономики и коррумпируемости власти. Создание полноценной социальной сферы невозможно без становления российского среднего класса. Данный слой образует социальную базу гражданского общества - важнейшего элемента либерально-демократического общества. При этом именно средний класс является «предметным» носителем творческой деятельности, и соответственно воспроизводство среднего класса является обязательным условием общественного развития. Социальная политика в РБ в условиях, когда федеральный центр фактически ушел от практической деятельности в этом направлении, должна включать и общефедеральные функции. Это, прежде всего, относится к обеспечению минимальных гарантий для нуждающихся слоев населения. Принятие федерального закона о прожиточном минимуме, к сожалению, не дает никаких гарантий того, что проблема обеспечения минимальных гарантий будет решена как в Российской Федерации в целом, так и в нашей республике.  Выхолащивание исполнительной властью представленного Государственной Думой проекта данного закона (который должен определять конкретные периоды поэтапного сближения минимальной заработной платы с прожиточным минимумом, увязывать величину прожиточного минимума с уровнем денежных доходов) объективно обусловливает его декларативный характер.

3. Практическая  часть: Анализ уровня жизни  населения РБ

3.1 Демографическая  ситуация и социальная защита

О глубине  социально-экономического кризиса, сопровождающего  реформирование общества, можно судить по складывающейся демографической  ситуации. Демографические показатели достаточно определенно позволяют  проследить за изменением уровня жизни  населения. Другие показатели, вследствие «скрытого» характера социально-экономических  процессов, не поддаются достаточной  статистической оценке. Интересным представляется сравнение РФ по основным демографическим  показателям со странами, осуществляющими  аналогичные общественные преобразования. По уровню общего коэффициента рождаемости, который можно считать довольно четким показателем, определяющим уровень  социальных и экономических ожиданий в обществе, РФ оказалась в неблагоприятном  положении. Так, с 1989 по 1994 год этот показатель снизился с 16,7 до 9,4. Даже страны, находящиеся  долгое время в состоянии войны (Армения, Азербайджан, Грузия), имели  более высокий показатель. РФ по данному показателю можно сравнить только с Болгарией, но у этой страны снижение рождаемости имело в  период реформирования меньшие масштабы Экономика Башкортостана. Под ред. Проф. Барлыбаева Х.А. - Уфа 2003. - 385 c..Аналогичная  картина складывается и по общему коэффициенту смертности: если в дореформенный  период Россия имела в этом отношении  относительно благоприятную ситуацию в сравнении с другими странами, то в настоящее время резко  ухудшила свое положение и занимает соответственно одно из последних мест (уступая даже Белоруссии и Украине). Естественно, крайне неблагоприятная  демографическая ситуация складывается и по ожидаемой продолжительности  жизни при рождении - в стране наблюдаются самые низкие показатели среди всех посткоммунистических стран. Демографическая ситуация в республике складывается на относительно более  благоприятном уровне. Вместе с тем  и в нашей республике, начиная с 1994 г., наблюдается превышение смертности над рождаемостью. Общие коэффициенты рождаемости и смертности (на 1000 населения). Cложившаяся ситуация обусловлена, прежде всего, низким уровнем социальной защищенности населения в России. В период реформирования Россия занимала одно из последних мест по доле государственных расходов на социальные нужды в ВВП. Данные об изменении благополучия в 18 восточно-европейских странах 1989-94 гг. свидетельствуют о гораздо большем проценте ухудшений в России по сравнению с другими странами - 93,1%, минимальный уровень в Словении составил 32%, в Белоруссии и Украине - 84% (расчеты проводились экспертами ООН по 32 показателям социального развития) Там же.. По другим показателям, характеризующим уровень социального регулирования, положение относительно других стран также неблагоприятно. Так, если в странах, добившихся определенных успехов в становлении рыночных отношений, соотношение минимальной и средней заработной платы составляло 30-40 %, то в России оно было на уровне 10%. По сути, минимальная заработная плата не выполняла своей необходимой роли в формировании заработной платы и, в конечном счете, денежных доходов основной части населения. Почти такая же картина складывается и при рассмотрении соотношения минимальной пенсии и средней заработной платы. Семейная и общественная солидарность (как предлагали специалисты МВФ и на которую рассчитывали реформаторы) не способны обеспечить приемлемый уровень социальной защиты. Вместе с тем упование именно на эти формы социальной поддержки обусловили отказ от финансируемой федеральным правительством системы социальной защиты западного типа.

3.2 Социальная  ситуация в РБ и России

В 2000 г. в  РБ зарегистрировано 1,1% безработных. По методологии МОТ, эта цифpa поднялась  бы до 11,5 %, если бы сюда были включены лица, переведенные на неполный рабочий день и работающие лишь за часть вознаграждения или находящиеся в отпуске без содержания. Если учитывать то, что заметная часть населения получает заработную плату на уровне или ниже прожиточного минимума, а также высокий уровень задолженности по заработной плате (на некоторых предприятиях - больше года), то можно констатировать еще более высокий фактический уровень безработицы.Неудачи реформ были усугублены серьезным подрывом ранее существовавшей системы государственного управления. Это отрицательно сказалось на благополучии населения (нарушение правопорядка, увеличение травматизма, серьезно деформировалась сложившаяся система социальных гарантий и т.д.). Подъем уровня жизни населения невозможен без создания необходимых институциональных структур, требующих длительного времени. В настоящее время отсутствует или не действует необходимое законодательство, обеспечивающее социальные гарантии: индексирование заработной платы, социальную защиту населения, отношения между работодателями и работниками и т.д. На заработную плату в государственном секторе повлияли мероприятия, проводимые с целью обеспечения финансовой стабилизации. Отрасли, производящие так называемые «бесплатные» услуги, оказались в результате этого в худшем положении: отрыв в уровнях оплаты труда здравоохранении и в сфере культуры от среднего по экономике увеличился за период реформирования. Низкая оплата труда в этих отраслях ведет к снижению уровня жизни всего населения. Не секрет, что фактически многие услуги, особенно образования и здравоохранения, перестали быть бесплатными. В 2000 г. более половины учащихся даже в государственные вузы РБ поступили на платной основе. Социальная ситуация в нашей республике, как и в целом по России, во многом осложняется тем, что в дореформенный период приоритетным являлся технократический подход к экономике (развитие крупного производства, в особенности военно-промышленного комплекса). Социальная сфера, финансируемая по остаточному принципу, не получала достаточных ресурсов для своего развития. РБ подошла к экономическим реформам в неблагоприятных в социальном плане стартовых условиях: наблюдался резкий разрыв между уровнем экономического и социального развития. Республика, при наличии значительного ресурсного, промышленного и сельскохозяйственного потенциала, по ряду важнейших показателей социального развития отставала от Российской Федерации на 20-30%. При этом отставание наблюдалось по всем основным направлениям. Размещение предприятий топливной и нефтехимической промышленности обусловило сложную экологическую ситуацию. По выбросам вредных веществ республика входит в десятку самых неблагополучных регионов Российской Федерации. Отсутствие возможностей для приложения труда вследствие нерационального размещения производств привело к значительной миграции населения за пределы республики. Во многом из-за этого только в 1970-1990 гг. из нее выехало по оценке более 700 тыс. человек. Это привело к несбалансированности социально-демографической структуры населения, что выразилось в росте удельного веса его нетрудоспособной части. Серьезным фактором социальной дестабилизации является также сложившаяся в республике структура занятости. Высокий уровень занятости наблюдается в отраслях, находящихся в кризисном состоянии: машиностроении (прежде всего ВПК), сельском хозяйстве. В РБ проводятся определенные мероприятия с целью смягчения социальных издержек реформирования. Так, республика является одним из немногих регионов РФ, где принята Программа социальной поддержки населения. В качестве одного из инструментов социального регулирования в Программе предусмотрено использование прожиточного минимума. Для ряда нуждающихся категорий населения - неработающих пенсионеров, многодетных семей, инвалидов, студентов и т.д., предусмотрено обеспечение денежного дохода по уровню не меньше величины прожиточного минимума.

 

Одним из самых позитивных моментов в социальном развитии республики является сохранение относительно высоких темпов ввода объектов социальной инфраструктуры в трудных условиях проведения реформ. Республика занимала в разные периоды  одни из передовых мест в Российской Федерации по вводу жилья, школ, объектов здравоохранения, газификации и  строительству дорог. Относительно более значительные масштабы социального  регулирования в республике подтверждались и субъективной оценкой населения (по результатам обследования, проведенного ТАСИС). Социальная ситуация в республике, как и в целом по Российской Федерации, складывается достаточно противоречиво. Особенно наглядно это проявляется  при рассмотрении складывающихся денежных доходов населения. С одной стороны, рост общего уровня денежных доходов  населения, с другой - нарастание процессов  социальной поляризации. Характерным  является опережающий рост денежных доходов зажиточной части населения, проживающей преимущественно в  городской местности. Относительно низкий уровень оплаты труда в  сельскохозяйственном производстве на фоне высокой задолженности и  доходообразующая ограниченность поступлений  от личного подсобного хозяйства  обусловили дальнейшее увеличение разрыва  в уровнях денежных доходов сельского  населения по сравнению с городским  Экономические подрайоны Республики Башкортостан: проблемы формирования и развития. Учебное пособие. - Уфа: Китап, 1995. - 184 с.. Одним из основных показателей, определяющих уровень жизни, являются денежные доходы населения. Как видно  из динамики реальных денежных доходов  населения (с учетом индекса потребительских  цен и обязательных платежей), в  республике в основном удалось преодолеть отрицательные последствия кризиса. В 2000 г. основные показатели уровня жизни населения были более благоприятны по сравнению с предшествующими годами. Начиная со второй половины 1999 г. и по 2000 год наблюдается рост реальных денежных доходов населения (с учетом индекса потребительских цен). Так, если в 1997 г. соотношение минимального потребительского бюджета и денежных доходов составляло 101,0%, то в 2000 г. - 103,7% (в 1998 г. -93,2%, в 1999 г. - 91,9%). При этом рост доходов населения одновременно сопровождается увеличением уровня социальной дифференциации.

3.3 Денежные  доходы населения

В условиях все большей коммерциализации социальной сферы наблюдается рост затрат на услуги, которые традиционно относились к разряду «бесплатных» Так, удельный вес медицинских услуг в общем  объеме платных услуг увеличился за 1990-1998 гг. с 1,2% до 5.4,%. Изменения величины и структуры денежных доходов населения позволяют отследить основные тенденции экономических и социальных процессов, происходящих в республике. Денежные доходы через потребительский спрос в сфере конечного потребления оказывают определяющее влияние на развитие экономики, что в свою очередь влияет на уровень доходов. Несбалансированная структура потребления населения, нехарактерная для среднего класса и поэтому свидетельствующая о его практически полном отсутствии, явилась во многом следствием недостаточного государственного контроля за формированием оплаты труда и проведением необходимой государственной политики в области регулирования денежных доходов населения.

Информация о работе Уровень жизни в регионе