Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 09:37, курсовая работа
Общепринято понимание уровня жизни населения как сложной социально-экономической категории. Уровень жизни населения, как видно из совокупности показателей, его определяющих, можно представить как результат социального и экономического развития.
Уровень жизни в регионе представляет собой очень актуальную тему, т.к. именно этот вопрос интересует всех без исключения жителей нашей Республики.
Целью моей работы является рассмотрение вопроса уровня жизни в РБ, его анализ и пути повышения благосостояния жителей Башкортостана.
Введение
1. Уровень и качество жизни: основные понятия
1.1 Уровень жизни населения и общественное развитие
1.2 Социальная сфера и уровень жизни
1.3 Оценка уровня жизни
2. Социальное регулирование в условиях переходного периода
2.1 Опыт европейских стран
2.2 Социальные программы
3. Практическая часть: Анализ уровня жизни населения РБ
3.1 Демографическая ситуация и социальная защита
3.2 Социальная ситуация в РБ и России
3.3 Денежные доходы населения
3.4 Уровень и качество жизни: проблемы, перспективы
Заключение
Список литературы
Приходится констатировать, что до социального государства, в его устоявшемся понимании, Российскому государству предстоит пройти еще долгий путь. При этом следует подчеркнуть, что необходима заинтересованная и целенаправленная работа по строительству такого государства. Общественное переустройство не ограничивается созданием необходимых условий для функционирования рыночной экономики. Не меньшее значение имеет и создание необходимого социального механизма регуляции, призванного обеспечить социальную защиту нуждающихся, проводить разумную политику в области формирования денежных доходов населения, перераспределения и занятости. Многое будет определяться исходя из того, насколько государство сможет обеспечить необходимый баланс между экономической и социальной составляющими общественного развития.
Одной из самых
острых проблем при определении
направлений развития социальной политики
является слабая взаимосвязь ее с
экономической политикой. Требования
системного подхода предполагают необходимость,
помимо чисто социальных вопросов,
определить, во-первых, социальное направление
экономической политики и, во-вторых,
экономические направления
В нашей стране реализуемые социальные программы рассматриваются в их узком понимании, предусматривая по сути, только оказание помощи малоимущим слоям населения. При этом их финансирование осуществляется в соответствии с остаточным принципом. Вместе с тем необходимо отметить, что никакие социальные программы, как бы профессионально они ни были составлены, не могут быть реализованы без изменения общего вектора общественных преобразований.
До тех пор, пока будет реализовываться псевдолиберальная модель экономики без создания необходимых социальных механизмов в обществе, Россия будет балансировать на грани кризиса и социального хаоса. Как показывает опыт высокоразвитых стран, отдельные элементы планирования в экономике могут эффективно использоваться для достижения поставленных целей. Вместе с тем отрицание целесообразности всего, что было ранее в экономике, и прежде всего регулирующей роли государства и использования такого метода управления, как планирование, вряд ли приведет к экономическому росту. Современный мир не столь категоричен в выборе между планом и рынком - наблюдается сочетание в разных пропорциях и того, и другого. Общемировое развитие при этом понимается, прежде всего, не как экономическое развитие, а как и экономическое, и социальное.
2.2 Социальные програм
Принимаемые государством социальные программы составлены достаточно конструктивно, но, как показывает опыт их реализации, они не могут дать ожидаемого от них результата. Социальные программы, ориентированные на остаточный принцип их финансирования, не дают ответов на поставленные вопросы: когда будут достигнуты социальные цели в обществе, когда завершится период социальной нестабильности в обществе. Несомненно, общество не достигло пока еще такого уровня, когда подходить к социальным программам по меркам развитых стран вряд ли правомерно. В условиях кризисного состояния должна быть принята экстренная чрезвычайная социальная программа.
Необходимы серьезные
3. Практическая часть: Анализ уровня жизни населения РБ
3.1 Демографическая ситуация и социальная защита
О глубине
социально-экономического кризиса, сопровождающего
реформирование общества, можно судить
по складывающейся демографической
ситуации. Демографические показатели
достаточно определенно позволяют
проследить за изменением уровня жизни
населения. Другие показатели, вследствие
«скрытого» характера социально-
3.2 Социальная ситуация в РБ и России
В 2000 г. в РБ зарегистрировано 1,1% безработных. По методологии МОТ, эта цифpa поднялась бы до 11,5 %, если бы сюда были включены лица, переведенные на неполный рабочий день и работающие лишь за часть вознаграждения или находящиеся в отпуске без содержания. Если учитывать то, что заметная часть населения получает заработную плату на уровне или ниже прожиточного минимума, а также высокий уровень задолженности по заработной плате (на некоторых предприятиях - больше года), то можно констатировать еще более высокий фактический уровень безработицы.Неудачи реформ были усугублены серьезным подрывом ранее существовавшей системы государственного управления. Это отрицательно сказалось на благополучии населения (нарушение правопорядка, увеличение травматизма, серьезно деформировалась сложившаяся система социальных гарантий и т.д.). Подъем уровня жизни населения невозможен без создания необходимых институциональных структур, требующих длительного времени. В настоящее время отсутствует или не действует необходимое законодательство, обеспечивающее социальные гарантии: индексирование заработной платы, социальную защиту населения, отношения между работодателями и работниками и т.д. На заработную плату в государственном секторе повлияли мероприятия, проводимые с целью обеспечения финансовой стабилизации. Отрасли, производящие так называемые «бесплатные» услуги, оказались в результате этого в худшем положении: отрыв в уровнях оплаты труда здравоохранении и в сфере культуры от среднего по экономике увеличился за период реформирования. Низкая оплата труда в этих отраслях ведет к снижению уровня жизни всего населения. Не секрет, что фактически многие услуги, особенно образования и здравоохранения, перестали быть бесплатными. В 2000 г. более половины учащихся даже в государственные вузы РБ поступили на платной основе. Социальная ситуация в нашей республике, как и в целом по России, во многом осложняется тем, что в дореформенный период приоритетным являлся технократический подход к экономике (развитие крупного производства, в особенности военно-промышленного комплекса). Социальная сфера, финансируемая по остаточному принципу, не получала достаточных ресурсов для своего развития. РБ подошла к экономическим реформам в неблагоприятных в социальном плане стартовых условиях: наблюдался резкий разрыв между уровнем экономического и социального развития. Республика, при наличии значительного ресурсного, промышленного и сельскохозяйственного потенциала, по ряду важнейших показателей социального развития отставала от Российской Федерации на 20-30%. При этом отставание наблюдалось по всем основным направлениям. Размещение предприятий топливной и нефтехимической промышленности обусловило сложную экологическую ситуацию. По выбросам вредных веществ республика входит в десятку самых неблагополучных регионов Российской Федерации. Отсутствие возможностей для приложения труда вследствие нерационального размещения производств привело к значительной миграции населения за пределы республики. Во многом из-за этого только в 1970-1990 гг. из нее выехало по оценке более 700 тыс. человек. Это привело к несбалансированности социально-демографической структуры населения, что выразилось в росте удельного веса его нетрудоспособной части. Серьезным фактором социальной дестабилизации является также сложившаяся в республике структура занятости. Высокий уровень занятости наблюдается в отраслях, находящихся в кризисном состоянии: машиностроении (прежде всего ВПК), сельском хозяйстве. В РБ проводятся определенные мероприятия с целью смягчения социальных издержек реформирования. Так, республика является одним из немногих регионов РФ, где принята Программа социальной поддержки населения. В качестве одного из инструментов социального регулирования в Программе предусмотрено использование прожиточного минимума. Для ряда нуждающихся категорий населения - неработающих пенсионеров, многодетных семей, инвалидов, студентов и т.д., предусмотрено обеспечение денежного дохода по уровню не меньше величины прожиточного минимума.
Одним из самых позитивных моментов
в социальном развитии республики является
сохранение относительно высоких темпов
ввода объектов социальной инфраструктуры
в трудных условиях проведения реформ.
Республика занимала в разные периоды
одни из передовых мест в Российской
Федерации по вводу жилья, школ, объектов
здравоохранения, газификации и
строительству дорог. Относительно
более значительные масштабы социального
регулирования в республике подтверждались
и субъективной оценкой населения
(по результатам обследования, проведенного
ТАСИС). Социальная ситуация в республике,
как и в целом по Российской
Федерации, складывается достаточно противоречиво.
Особенно наглядно это проявляется
при рассмотрении складывающихся денежных
доходов населения. С одной стороны,
рост общего уровня денежных доходов
населения, с другой - нарастание процессов
социальной поляризации. Характерным
является опережающий рост денежных
доходов зажиточной части населения,
проживающей преимущественно в
городской местности. Относительно
низкий уровень оплаты труда в
сельскохозяйственном производстве на
фоне высокой задолженности и
доходообразующая ограниченность поступлений
от личного подсобного хозяйства
обусловили дальнейшее увеличение разрыва
в уровнях денежных доходов сельского
населения по сравнению с городским
Экономические подрайоны
3.3 Денежные доходы населения
В условиях все большей коммерциализации социальной сферы наблюдается рост затрат на услуги, которые традиционно относились к разряду «бесплатных» Так, удельный вес медицинских услуг в общем объеме платных услуг увеличился за 1990-1998 гг. с 1,2% до 5.4,%. Изменения величины и структуры денежных доходов населения позволяют отследить основные тенденции экономических и социальных процессов, происходящих в республике. Денежные доходы через потребительский спрос в сфере конечного потребления оказывают определяющее влияние на развитие экономики, что в свою очередь влияет на уровень доходов. Несбалансированная структура потребления населения, нехарактерная для среднего класса и поэтому свидетельствующая о его практически полном отсутствии, явилась во многом следствием недостаточного государственного контроля за формированием оплаты труда и проведением необходимой государственной политики в области регулирования денежных доходов населения.