Уровень жизни в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Общепринято понимание уровня жизни населения как сложной социально-экономической категории. Уровень жизни населения, как видно из совокупности показателей, его определяющих, можно представить как результат социального и экономического развития.
Уровень жизни в регионе представляет собой очень актуальную тему, т.к. именно этот вопрос интересует всех без исключения жителей нашей Республики.
Целью моей работы является рассмотрение вопроса уровня жизни в РБ, его анализ и пути повышения благосостояния жителей Башкортостана.

Содержание работы

Введение
1. Уровень и качество жизни: основные понятия
1.1 Уровень жизни населения и общественное развитие
1.2 Социальная сфера и уровень жизни
1.3 Оценка уровня жизни
2. Социальное регулирование в условиях переходного периода
2.1 Опыт европейских стран
2.2 Социальные программы
3. Практическая часть: Анализ уровня жизни населения РБ
3.1 Демографическая ситуация и социальная защита
3.2 Социальная ситуация в РБ и России
3.3 Денежные доходы населения
3.4 Уровень и качество жизни: проблемы, перспективы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Тимур.docx

— 42.84 Кб (Скачать файл)

Относительно  высокий уровень заработной платы  сложился у занятых финансовой деятельностью, на транспорте, в строительстве, некоторых  отраслях промышленности, относительно низкий - у работников социальной сферы. Динамика средних показателей вследствие высокого уровня дифференциации в должной  мере не отражает уровень жизни наемных  работников - почти 50% работающих имели  заработную плату ниже средней. Несмотря на рост реальной заработной платы, дифференциация по ней увеличивается. В 2000 г. соотношение  заработной платы 10% наиболее оплачиваемых работников и такой же доли наиболее низкооплачиваемых составило 23 раза, в 1999 г. - 19,3 раза (по РФ в 1999 г. 32,1 раза). Сложившийся механизм образования заработной платы не обеспечивает воспроизводство значительного числа работающих на самом минимальном уровне, не говоря об их семьях. Так, по данным выборочного обследования, 25% работающих имели заработную плату ниже прожиточного минимума. В наибольшей мере снижение уровня реальной заработной платы наблюдается среди квалифицированных работников, составляющих в странах с развитой экономикой социальную основу общества. В отраслях социальной сферы (здравоохранение, социальное обеспечение, образование, культура и искусство) почти каждый второй имел заработную плату на уровне или ниже прожиточного минимума. Во многом из-за сложившейся структуры занятости (высокая доля традиционно низко оплачиваемого сельского хозяйства) заработная плата в республике отстает от средней по РФ. Падение реальных доходов не могло не сказаться на уровне и структуре потребления. О продолжающемся снижении уровня жизни населения свидетельствует рост удельного веса расходов на питание в структуре потребительских расходов. В семьях городских жителей на покупку продуктов питания уходит около половины семейного бюджета, так как у городского населения, в отличие от сельского, ограничены возможности поступления продуктов из личного подсобного хозяйства. На изменении структуры потребительских расходов в большей мере сказался неравномерный рост цен на группы потребительских товаров. Более значительный рост цен на продукты питания и услуги обязательного характера по сравнению с непродовольственными товарами соответственно обусловили и значительный рост расходов на них. При этом наблюдается уменьшение потребления мясных и молочных продуктов. Сама структура потребления населением продуктов питания остается по-прежнему деформированной. В рационе питания особенно недостает фруктов, мясопродуктов, овощей, а необходимая среднесуточная калорийность набирается за счет потребления хлебопродуктов (хлебопродукты обеспечивают до 40% калорийности пищевого рациона и от 40 до 50% потребности в белках и углеводах) и картофеля, что, при определенной коррекции на климатические и национальные особенности, резко отличает страны с переходной экономикой от развитых стран мира. Неодинаково менялся уровень бедности у городского и сельского населения в динамике. Поскольку доходные ограничения домохозяйств в значительной степени компенсируются поступлениями из личного подсобного хозяйства (в т.ч. садовых и огородных участков), преимущественно в сельской местности, более реально оценить уровень бедности в зависимости от среднедушевых валовых доходов населения. В период кризиса разрыв в уровнях бедности села и города сокращается. По данным выборочного обследования, среднедушевой денежный доход за месяц в 2000 г. составил 1343,6 руб. и повысился по сравнению с предыдущим годом на 43,5. Показателем, отражающим все средства, которые находились в распоряжении домохозяйства в течение учетного периода, являются располагаемые ресурсы. Их размер в 2000 г. составил 1659 руб. на одного обследуемого, что выше среднедушевого денежного дохода на 23,5% и валового дохода на 7,2%. Между городским и сельским населением располагаемые ресурсы распределились в размерах соответственно 1936,7 и 1139,5 руб. на человека. Данный показатель в городе выше, чем в селе, в 1,7 раза. Разрыв в уровне денежных доходов еще выше - 2,1 раза. Продолжает оставаться весьма высокой дифференциация населения, характеризующаяся соотношением уровней доходов крайних децильных групп (10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения).  Несмотря на более высокую долю денежных расходов на покупку продуктов питания, сельское население затрачивает денежные средства на продукты питания на 39% меньше, чем городское (соответственно 340,7 против 559,9 руб.). Расходы городского населения в наибольшей степени превышают расходы сельского населения на картофель (расходы сельских жителей на картофель незначительны), яйца (в 4,6 р.), молоко и молочные продукты (в 4,6 р.), мясо и мясопродукты (в 3,5 р.), овощи и бахчевые (в 2,7 р.), т.е. на продукты, производимые в личном подсобном хозяйстве.

Доля расходов на покупку продуктов питания  в наименее обеспеченных домохозяйствах2 остается высокой (в 2000 г. - 55,8%) и сохраняется  на протяжении последних четырех  лет почти на одном уровне. В  наиболее обеспеченных домохозяйствах удельный вес жизненно необходимых  расходов существенно снизился по сравнению  с 1998-1999 гг., почти достигнув уровень 1997 г. (в 2000 г. - 27,4%).Ликвидация дефицита потребительских товаров явилась  одним из главных социальных результатов  периода реформирования. Наблюдается  увеличение обеспеченности предметами культурно-бытового назначения длительного  пользования.

3.4 Уровень  и качество жизни: проблемы, перспективы

Проблема  определения обоснованного уровня прожиточного минимума тесно взаимосвязана  с задачей оптимизации структуры  денежных доходов, в том числе  и увеличения уровня заработной платы. Отсутствие социальных регуляторов (одним  из которых является приведение уровня минимальной заработной платы в  соответствие с прожиточным минимумом) привело к крайне заниженному  уровню заработной платы. В результате доля заработной платы в общем  объеме денежных доходов составляет только 40%. При этом проблема увеличения заработной платы решается исходя не столько из складывающихся экономических условий, сколько проводимой государством социальной политики. Как показывает международный опыт, поиск тех или иных нормативов для определения величины прожиточного минимума не играет существенной роли. Его величина определяется, прежде всего, объемами ресурсов, которые общество готово выделить на социальные цели. Недооценка социальных факторов обусловливает во многом неэффективность, низкую результативность проведения реформ в обществе. Наиболее наглядно это проявляется при анализе динамики основных социально-экономических показателей, характеризующих уровень жизни населения. По уровню ВВП Российская Федерация оказалась отброшенной на рубеж конца 70-х гг., при этом по ожидаемой продолжительности жизни (основного показателя, характеризующего уровень жизни населения) - на уровень 50-х гг. Как видно, социальная составляющая явилась наиболее значительным фактором, повлиявшим на снижение уровня жизни населения. При этом снижение было обусловлено не столько ухудшением количественных параметров потребления материальных благ, сколько глубинными, качественными сдвигами: отсутствием уверенности в завтрашнем дне, ощущением все большей социальной несправедливости, потерей жизненных ориентиров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

В условиях кризисного состояния общества должна резко возрасти роль государства  в управлении социальными и экономическими процессами как в целом по РФ, так и в РБ. Особую значимость в условиях кризиса приобретает  удовлетворение жизненно важных потребностей, напрямую связанных с национальной безопасностью республики: обеспечение продовольствием и энергоносителями. Сложившаяся структура экономики и возможности государственного регулирования, направленного на поддержку важнейших отраслей жизнеобеспечения, составляют достаточный потенциал для реализации этих важнейших задач. Исключительно важной задачей для нашей многонациональной республики является сохранение и развитие духовного и культурного потенциала. Развитие общества немыслимо без решения этой проблемы. Целесообразным представляется создание необходимых условий для возникновения духовной и культурной общности. Иначе говоря, должна быть выработана своеобразная региональная идея, в известной мере аналог национальной идеи (в наших условиях, конечно, эта идея должна носить обязательно наднациональный характер). Как представляется, без четко выраженной общей стратегии реформирования с четким определением его целей и методов невозможно построить новое общество. Особую значимость приобретает в этих условиях роль республиканских органов власти и управления. При этом должен быть использован весь спектр как рыночных, так и административных мер, направленных на обеспечение жизнедеятельности республики: прямой контроль за заработной платой, широкое использование перераспределительных методов, управление собственностью при необходимости и т.д.

 

 

 Список  литературы

1. Газизов А.М., Социальная защита  населения/ Ватандаш №3, 2012.

2. Денисов Н. Социальное расслоение  общества: причины, последствия,  меры по ограничению // Экономист.  2009. № 1.

3. Дмитриев И. Статистика уровня  жизни населения. М., 2009.

4. Конституция Республики Башкортостан. Уфа, 2008.

5. Можина М. Анализ дифференциации  доходов населения // Экономист.  2005.

6. Нищета, дети и социальная политика: путь в более светлое будущее  // Региональный мониторинговый доклад  Детского фонда ООН. М., 2008 г.

7. Регионы России: Статистический  ежегодник. М., 2007.

8. Республика Башкортостан: Статистический  ежегодник. Уфа, 2009.

9. Сухотин Ю. Об эффективности  и социальной справедливости  социально-экономических процессов // ЭКО. 2012. № 12.

10. Экономика Башкортостана. Под  ред. Проф. Барлыбаева Х.А. - Уфа  2013. - 385 c.

11. Экономические подрайоны Республики  Башкортостан: проблемы формирования  и развития. Учебное пособие. - Уфа: Китап, 2005. - 184 с.

 


Информация о работе Уровень жизни в регионе