Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 09:37, курсовая работа
Общепринято понимание уровня жизни населения как сложной социально-экономической категории. Уровень жизни населения, как видно из совокупности показателей, его определяющих, можно представить как результат социального и экономического развития.
Уровень жизни в регионе представляет собой очень актуальную тему, т.к. именно этот вопрос интересует всех без исключения жителей нашей Республики.
Целью моей работы является рассмотрение вопроса уровня жизни в РБ, его анализ и пути повышения благосостояния жителей Башкортостана.
Введение
1. Уровень и качество жизни: основные понятия
1.1 Уровень жизни населения и общественное развитие
1.2 Социальная сфера и уровень жизни
1.3 Оценка уровня жизни
2. Социальное регулирование в условиях переходного периода
2.1 Опыт европейских стран
2.2 Социальные программы
3. Практическая часть: Анализ уровня жизни населения РБ
3.1 Демографическая ситуация и социальная защита
3.2 Социальная ситуация в РБ и России
3.3 Денежные доходы населения
3.4 Уровень и качество жизни: проблемы, перспективы
Заключение
Список литературы
Относительно высокий уровень заработной платы сложился у занятых финансовой деятельностью, на транспорте, в строительстве, некоторых отраслях промышленности, относительно низкий - у работников социальной сферы. Динамика средних показателей вследствие высокого уровня дифференциации в должной мере не отражает уровень жизни наемных работников - почти 50% работающих имели заработную плату ниже средней. Несмотря на рост реальной заработной платы, дифференциация по ней увеличивается. В 2000 г. соотношение заработной платы 10% наиболее оплачиваемых работников и такой же доли наиболее низкооплачиваемых составило 23 раза, в 1999 г. - 19,3 раза (по РФ в 1999 г. 32,1 раза). Сложившийся механизм образования заработной платы не обеспечивает воспроизводство значительного числа работающих на самом минимальном уровне, не говоря об их семьях. Так, по данным выборочного обследования, 25% работающих имели заработную плату ниже прожиточного минимума. В наибольшей мере снижение уровня реальной заработной платы наблюдается среди квалифицированных работников, составляющих в странах с развитой экономикой социальную основу общества. В отраслях социальной сферы (здравоохранение, социальное обеспечение, образование, культура и искусство) почти каждый второй имел заработную плату на уровне или ниже прожиточного минимума. Во многом из-за сложившейся структуры занятости (высокая доля традиционно низко оплачиваемого сельского хозяйства) заработная плата в республике отстает от средней по РФ. Падение реальных доходов не могло не сказаться на уровне и структуре потребления. О продолжающемся снижении уровня жизни населения свидетельствует рост удельного веса расходов на питание в структуре потребительских расходов. В семьях городских жителей на покупку продуктов питания уходит около половины семейного бюджета, так как у городского населения, в отличие от сельского, ограничены возможности поступления продуктов из личного подсобного хозяйства. На изменении структуры потребительских расходов в большей мере сказался неравномерный рост цен на группы потребительских товаров. Более значительный рост цен на продукты питания и услуги обязательного характера по сравнению с непродовольственными товарами соответственно обусловили и значительный рост расходов на них. При этом наблюдается уменьшение потребления мясных и молочных продуктов. Сама структура потребления населением продуктов питания остается по-прежнему деформированной. В рационе питания особенно недостает фруктов, мясопродуктов, овощей, а необходимая среднесуточная калорийность набирается за счет потребления хлебопродуктов (хлебопродукты обеспечивают до 40% калорийности пищевого рациона и от 40 до 50% потребности в белках и углеводах) и картофеля, что, при определенной коррекции на климатические и национальные особенности, резко отличает страны с переходной экономикой от развитых стран мира. Неодинаково менялся уровень бедности у городского и сельского населения в динамике. Поскольку доходные ограничения домохозяйств в значительной степени компенсируются поступлениями из личного подсобного хозяйства (в т.ч. садовых и огородных участков), преимущественно в сельской местности, более реально оценить уровень бедности в зависимости от среднедушевых валовых доходов населения. В период кризиса разрыв в уровнях бедности села и города сокращается. По данным выборочного обследования, среднедушевой денежный доход за месяц в 2000 г. составил 1343,6 руб. и повысился по сравнению с предыдущим годом на 43,5. Показателем, отражающим все средства, которые находились в распоряжении домохозяйства в течение учетного периода, являются располагаемые ресурсы. Их размер в 2000 г. составил 1659 руб. на одного обследуемого, что выше среднедушевого денежного дохода на 23,5% и валового дохода на 7,2%. Между городским и сельским населением располагаемые ресурсы распределились в размерах соответственно 1936,7 и 1139,5 руб. на человека. Данный показатель в городе выше, чем в селе, в 1,7 раза. Разрыв в уровне денежных доходов еще выше - 2,1 раза. Продолжает оставаться весьма высокой дифференциация населения, характеризующаяся соотношением уровней доходов крайних децильных групп (10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения). Несмотря на более высокую долю денежных расходов на покупку продуктов питания, сельское население затрачивает денежные средства на продукты питания на 39% меньше, чем городское (соответственно 340,7 против 559,9 руб.). Расходы городского населения в наибольшей степени превышают расходы сельского населения на картофель (расходы сельских жителей на картофель незначительны), яйца (в 4,6 р.), молоко и молочные продукты (в 4,6 р.), мясо и мясопродукты (в 3,5 р.), овощи и бахчевые (в 2,7 р.), т.е. на продукты, производимые в личном подсобном хозяйстве.
Доля расходов
на покупку продуктов питания
в наименее обеспеченных домохозяйствах2
остается высокой (в 2000 г. - 55,8%) и сохраняется
на протяжении последних четырех
лет почти на одном уровне. В
наиболее обеспеченных домохозяйствах
удельный вес жизненно необходимых
расходов существенно снизился по сравнению
с 1998-1999 гг., почти достигнув уровень
1997 г. (в 2000 г. - 27,4%).Ликвидация дефицита
потребительских товаров
3.4 Уровень и качество жизни: проблемы, перспективы
Проблема
определения обоснованного
Заключение
В условиях кризисного состояния общества должна резко возрасти роль государства в управлении социальными и экономическими процессами как в целом по РФ, так и в РБ. Особую значимость в условиях кризиса приобретает удовлетворение жизненно важных потребностей, напрямую связанных с национальной безопасностью республики: обеспечение продовольствием и энергоносителями. Сложившаяся структура экономики и возможности государственного регулирования, направленного на поддержку важнейших отраслей жизнеобеспечения, составляют достаточный потенциал для реализации этих важнейших задач. Исключительно важной задачей для нашей многонациональной республики является сохранение и развитие духовного и культурного потенциала. Развитие общества немыслимо без решения этой проблемы. Целесообразным представляется создание необходимых условий для возникновения духовной и культурной общности. Иначе говоря, должна быть выработана своеобразная региональная идея, в известной мере аналог национальной идеи (в наших условиях, конечно, эта идея должна носить обязательно наднациональный характер). Как представляется, без четко выраженной общей стратегии реформирования с четким определением его целей и методов невозможно построить новое общество. Особую значимость приобретает в этих условиях роль республиканских органов власти и управления. При этом должен быть использован весь спектр как рыночных, так и административных мер, направленных на обеспечение жизнедеятельности республики: прямой контроль за заработной платой, широкое использование перераспределительных методов, управление собственностью при необходимости и т.д.
Список литературы
1. Газизов А.М., Социальная защита населения/ Ватандаш №3, 2012.
2. Денисов Н. Социальное
3. Дмитриев И. Статистика уровня жизни населения. М., 2009.
4. Конституция Республики Башкортостан. Уфа, 2008.
5. Можина М. Анализ
6. Нищета, дети и социальная политика:
путь в более светлое будущее
// Региональный мониторинговый
7. Регионы России: Статистический ежегодник. М., 2007.
8. Республика Башкортостан: Статистический ежегодник. Уфа, 2009.
9. Сухотин Ю. Об эффективности и социальной справедливости социально-экономических процессов // ЭКО. 2012. № 12.
10. Экономика Башкортостана. Под ред. Проф. Барлыбаева Х.А. - Уфа 2013. - 385 c.
11. Экономические подрайоны