Влияние индустрии туризма на мировую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. Туризм является мощным экономическим фактором развития государства и общества, поэтому рассматриваемая тема актуальна. Исходя из этого, ведущей целью представленной работы является необходимость охарактеризовать туризм, как отрасль экономики в мире, и показать роль и влияние данного феномена на мировую экономику. Данная цель включает в себя ряд следующих задач. Первая задача состоит в том, чтобы определить сущность туризма, а также его возникновение. Вторая задача связана с географией туризма, его развитием. И, наконец, третья задача включает в себя рассмотрение сравнительной характеристики туризма в Российской Федерации и в Испании, его влияние на экономику этих стран.

Содержание работы

Введение.......................................................................... 3
Глава 1. Сущность туризма.................................................4-9
1.1Понятие туризма...........................................................4-5
1.2 Виды туризма..............................................................5-6
1.3 История развития туризма........................................... 6-9
Глава 2. Тенденции развития международного туризма...... 9-18
2.1Факторы, влияющие на развитие туристской отрасли..... 9-11
2.2Место туризма в мировом хозяйстве............................ 11-15
2.3География мировых туристских потоков....................... 15-18
Глава 3. Сравнительная характеристика туризма в РФ и в Испании................................................................................ 18-22
3.1Состояние туристского рынка в РФ...............................18-19
3.2Состояние туристского рынка в Испании...................... 19-20
3.3Влияние туризма на экономику РФ.............................. 20-21
3.4Влияние туризма на экономику Испании...................... 21-22
Заключение................................................................... 23
Список используемых источников.................................... 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 70.82 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 на тему: «Влияние индустрии туризма на мировую экономику »

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Группа:

                 Проверил:

 

 

 

 

 

 

2011 г.

Содержание:

 

Введение.......................................................................... 3

Глава 1. Сущность туризма.................................................4-9

1.1Понятие туризма...........................................................4-5

1.2 Виды туризма..............................................................5-6

1.3 История развития туризма........................................... 6-9

Глава 2. Тенденции развития международного туризма......  9-18

2.1Факторы, влияющие на развитие туристской отрасли..... 9-11

2.2Место туризма в мировом хозяйстве............................ 11-15

2.3География мировых туристских потоков....................... 15-18

Глава 3. Сравнительная характеристика туризма в РФ и в Испании................................................................................ 18-22

3.1Состояние туристского рынка в РФ...............................18-19

3.2Состояние туристского рынка в Испании...................... 19-20

3.3Влияние туризма на экономику РФ..............................  20-21

3.4Влияние туризма на экономику Испании...................... 21-22

Заключение...................................................................  23

Список используемых источников....................................  24

 

 

 

 

 

Введение:

 

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Также туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых.  На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта (ВНП), 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов.

Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия  туризма на мировую экономику. Туризм является мощным экономическим фактором развития государства и общества, поэтому рассматриваемая тема актуальна. Исходя из этого, ведущей целью представленной работы является необходимость охарактеризовать туризм, как отрасль экономики в мире, и показать роль и влияние данного феномена на мировую экономику. Данная цель включает в себя ряд следующих задач. Первая задача состоит в том, чтобы определить сущность туризма, а также его возникновение. Вторая задача связана с географией туризма, его развитием. И, наконец, третья задача включает в себя рассмотрение сравнительной характеристики туризма в Российской Федерации и в Испании, его влияние на экономику этих стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность туризма

Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, но и название одной из отраслей экономики. Туризм - это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Кроме туристических организаторов и посредников к туристической сфере можно отнести и другие виды предприятий и организации. Это могут быть различные объединения, а также транспортные компании: железнодорожные и авиационные.

1.1   Понятие туризма

На сегодняшний день отрасль  международного туризма в условиях современного мирового хозяйства можно охарактеризовать следующим образом: это крупнейшая отрасль современной мировой экономики, имеющая примерно 3,5 трлн. долларов оборотного капитала и включающая в себя такие компоненты как: путешествия, проживание, питание. Эта отрасль является ведущим налогоплательщиком, обеспечивает работой более 250 млн. человек в мире, представляет собой самую быстро развивающуюся отрасль мировой экономики.

Учитывая множество различных  представлений об определении понятия  туризма, а также, принимая во внимания дифференцированные цели анализа данного явления, сущность туризма целесообразно рассматривать на основе выделения тройственности его содержания:

- как специфическую форму экономических  отношений;

- как особый вид деятельности;

- как форму отдыха и использования  свободного времени.

Изучение туризма как формы  экономических отношений позволяет  получить комплексное представление  о системе взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих в процессе межконтинентального, межстранового или межрегионального перемещения людей по целям, не связанным с получением дохода от трудовой деятельности.

Туризм как вид деятельности направлен на предоставление туристскими  предприятиями различного рода услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению разнообразных культурных, духовных, познавательных и других потребностей туристов.

Понимание туризма как формы  использования свободного времени  включает путешествия и пребывания лиц в местах, находящихся за пределами  их обычной среды обитания, для реализации своей потребности в отдыхе, интересном проведении досуга, получении новых впечатлений, эмоций и знаний.

    1. Виды туризма

 

 На сегодняшний день существует множество классификаций туризма. Нужно отметить, что каждый вид  туризма по-своему индивидуален, имеет  свои особенности.

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Мы рассмотрим классификацию видов туризма в зависимости от потребности, обуславливающей туристическое путешествие.

Виды туризма

Особенности

1

Лечебный туризм

Основная потребность  этого вида туризма - лечение заболеваний. Этот вид туризма имеет несколько разновидностей, которые характеризуются природными средствами воздействия на человеческий организм.

2

Рекреационный туризм

Главная потребность людей, предпочитающих этот вид туризма  – это восстановление как физических, так и душевных сил.

3

Спортивный туризм

Активный спортивный туризм, связанный с основной потребностью людей в занятиях спортом, и пассивный спортивный туризм, т.е. интерес людей к какому- либо виду спорта.

4

Туризм с деловыми целями

Поездки (командировки) сотрудников компаний/организаций с деловыми целями, либо организация корпоративных мероприятий.

5

Конгрессный туризм

Туристические поездки с  целью участия в различных мероприятиях.

6

Культовый туризм

Этот вид туризма основан  на религиозных потребностях людей различных конфессий.

7

Ностальгический туризм

Этот вид туризма основан  на потребности людей в посещении  мест в области исторического проживания.

8

Познавательный туризм

Этот вид туризма основан  на потребности в расширении знаний по различным направлениям.

9

Транзитный туризм

Этот вид туризма основан  на потребности пересечения территории одной страны с целью посещения другой.

10

Самодеятельный туризм

Он объединяет людей активного  вида отдыха. Отличительной особенностью данного вида туризма является потребность участвующих в нём в самоорганизации.

11

Экологический туризм

Это новый вид туризма, который противопоставляется традиционному. Традиционные развлечения и бытовой комфорт уступает другим приоритетам

туристов. Туристы стремятся  к общению с природой, познанию её объектов, явлений, активному отдыху на природе.

12

Религиозный туризм

Включает в себя паломничество  по святым местам.

13

Фестивальный туризм

Связан с местами проведений показов достижений музыкального, театрального, кино и др. искусств.

14

Экскурсионный туризм

Поездка к объектам культурного наследия человечества, чтобы удовлетворить свои духовные и познавательные потребности. 


 

 

    1. История развития туризма

За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные  литературные материалы, отчёты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма. 

Процесс активизации хозяйственных  связей увеличивал подвижность населения, сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей и т.д. С появлением регулярного движения пассажирского транспорта, сети  предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска и трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с путешествиями. Однако туризм был доступен в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечений. 

Появление туризма стало возможным  в результате коренных изменений  в характере общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных отношений в различных сферах. Туризм имеет свою историю развития.

 

Этапы

Период

Характеристика

Особенности

1

До начала Х1Х в.

Элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг.

Определяется как предыстория  туризма.

Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у наших предков еще в глубокой древности. Перемещение (миграция) первобытных коллективов представляла собой распространенное явление. Переселения были необходимы. К причинам переселения можно отнести климатические, они носили, как правило, продолжительный характер: наступление ледников или межледниковые периоды исчислялись десятками и сотнями тыс.лет. Они несли изменения флоры и фауны. Это могли быть и скоротечные катаклизмы, например: землетрясения, разливы рек.

2

Х1Х в.

Первая мировая война  – революционные изменения в развитии транспорта, создание первых бюро путешествий

К середине Х1Х в. индустрия  отдыха расширяет сферу деятельности. Появляются первые бюро путешествий. Первое бюро было создано в 1841г. Англичанином Куком. Начиная с 1862г. появляются первые каталоги туристических поездок, отразившие процесс расширения туристического спроса.

В эпоху античности основными мотивами путешествий являлись торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились спортивные поездки, когда на Олимпийские игры собирались зрители со всей страны. Ранние финикийцы плавали по средиземному морю к берегам сегодняшних Сирии и Ливана, размещая там свои колонии и развивая торговлю

3

Период между двумя  мировыми войнами

Начало

становления массового туризма;

В средневековье усиливается  религиозный характер путешествий. Религиозные убеждения побуждали миллионы верующих совершать паломничества к святыням: мусульман в Мекку, христиан – в Иерусалим и Рим .Монастыри принимали путешественников. Странноприимные дома, как разновидность гостиниц, содержались религиозными орденами. Крестовые походы и предшествующие им массовые паломничества христиан в Святую Землю являлись наиболее массовыми «странствиями» в эпоху средневековья.

Представители практически  всех социальных слоев приняли в них участие. Многочисленные мемуары, научная и исследовательская литература дают возможность оценить эти процессы и понять значение этого явления с точки зрения истории зарождения и развития туризма и различных сервисных служб в Европе в этот период.

4

После Второй Мировой Войны

Современный этап– массовый туризм, формирование туристической индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

Этот этап в истории  характеризуется революционными изменениями в транспорте. Изобретение паровоза, парохода, сопровождавшие расширением сети дорог, обусловили большую надежность и скорость передвижения при одновременном снижении расходов на путешествия. Повышения качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а также постепенное сокращение рабочего времени вызвали существенное увеличение потоков путешествующих. В связи с этим возникли первые предприятия ,специализировавшиеся в обслуживании временных посетителей. На смену скромным«комнатам для гостей» в домах священнослужителей пришли первые гостиницы.

После Второй мировой войны туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых стран. Формируется индустрия туризма со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления.        


 

 

История международного туризма:

1841г.Английский священник Томас Кук организовал прогулку по железной дороге от Ланкастера до Долнгборуга,  участие в которой приняли 600 чел.

1847г. Общество Кука стало распространять билеты на путешествия и экскурсии в том числе и за рубеж.

1852г. Кук основал в Лондоне первое Туристическое Бюро.

1863г. Кук организовал поездку в Швейцарию положив начало Международному туризму.

1918г. «Americanexpress»- туристическая фирма с филиалами на всех континентах.

1958г. Первый трансатлантический авиарейс.

1975г. Создана Всемирная туристическая организации с штаб квартирой в Мадриде.

 

Глава 2.Тенденции развития международного туризма

Туристское движение развивается  интенсивно, но неравномерно. Бесконечная  череда взлетов и падений придает  туризму характер весьма подвижной  системы с постоянно меняющимися  точками роста и причудливо переплетающимися долгосрочными и среднесрочными тенденциями развития. Увеличивается число туристских компаний. Всемирная туристская организация зафиксировала абсолютный рост их количества. По данным Всемирного совета по путешествиям и туризму, каждые 2,5 с. создается новое рабочее место в индустрии туризма и смежных с ней отраслях экономики. Появляется больше туристских рынков.

2.1Факторы, влияющие на развитие туризма

Во многих странах сложилась  и стабильно развивается индустрия туризма, располагающая огромной материальной базой, обеспечивающая занятость миллионов людей и взаимодействующая почти со всеми отраслями хозяйства. Сегодня туризм по валовому доходу занимает второе место в мире после нефти и первое место в мире – по предоставлению рабочих мест.

Основные факторы развития туризма  во второй половине XX в. и в настоящий период:

Фактор

Особенности

Политические

 На основной части планеты  присутствовали мирные взаимоотношения,  а мир – необходимое условие  развития туризма.

 

Экономические

Рост доходов населения в  экономически развитых странах позволял им тратить деньги на путешествия. Аналогичные процессы происходят сейчас и в развивающихся странах.

Социальные

Возрастает психологическая нагрузка на работающих в связи с интенсификацией  трудовых процессов, а также на всех людей по причине урбанизации  и технического прогресса. В развитых странах увеличивается средняя  продолжительность отпускных и  каникулярных периодов, увеличивается средняя продолжительность жизни человека. Все это вместе дает возможность удовлетворить возрастающие потребности в отдыхе и путешествиях.

Распространение культуры и образования.

Повышение культурного уровня всегда порождает и повышает интерес к познанию своего края и отечества, а также других народов и цивилизаций.

Развитие транспорта

Увеличились возможности кратковременных  поездок на дальние расстояния. Совершенствуются стандарты сервисного обслуживания на транспорте, который становится все более комфортным для пассажиров и туристов.

Развитие средств массовой информации

В силу своих особенностей развитие туризма серьезно зависит от возможностей информации туристов о местах отдыха и путешествий. Развитие печатных средств  массовой информации, радио, телевидения, компьютерных систем значительно расширило возможности предложения в туризме, а также повысило оперативность решения вопросов организации путешествий. Кроме того, рекламные технологии, совершенствующиеся на основе маркетинга, также оказывают положительное влияние на развитие туризма.

Информация о работе Влияние индустрии туризма на мировую экономику