Внешняя торговля Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:31, реферат

Описание работы

Реферат содержит актуальную информацию о структуре и темпах роста внешнеторгового оборота Японии. Источники статистических данных - сайты Организации объединенных наций и Всемирной торговой организации.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………..стр.3
Импорт Японии……………………………………………. стр.5
Экспорт Японии…………………………………………… стр.9
Инвестиции……………………………………………….. стр.12

Приложение: Показатели внешней торговли Японии…….. стр.16

Список литературы. ………………………………………….стр.17

Файлы: 1 файл

Реферат Внешняя торговля Японии.docx

— 45.18 Кб (Скачать файл)

 

План

 

Введение ………………………………………………………..стр.3

  1. Импорт Японии……………………………………………. стр.5
  2. Экспорт Японии…………………………………………… стр.9
  3. Инвестиции……………………………………………….. стр.12

Приложение: Показатели внешней торговли Японии…….. стр.16

Список литературы. ………………………………………….стр.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономика Японии - одна из самых развитых экономик мира. По размеру ВВП и объему промышленного производства Япония занимает 3-е место среди стран мира, после США и КНР. Развиты высокие технологии (электроника и робототехника), транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение. Рыболовный флот составляет 15 % от мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55 % продовольствия (по эквиваленту калорийности) импортируется. Имеется сеть скоростных железных дорог «Синкансэн» и скоростных автомагистралей.

В 1939, до начала Второй мировой войны, японская текстильная продукция доминировала на мировом рынке, а металлургия, машиностроение, в частности транспортное, химическая промышленность и другие имели высокий уровень развития. Во время Второй мировой войны была уничтожена значительная часть японского экономического потенциала.

Основы для последующего энергичного  подъема и структурных преобразований в хозяйстве были заложены в результате пересмотра правительственной политики в отношении науки и техники, организации подготовки высококвалифицированных  рабочих кадров, а также благодаря  использованию опыта промышленного  строительства, накопленного до и во время войны.

В послевоенные десятилетия, по крайней  мере до 1973, темпы экономического роста были чрезвычайно высокими: в среднем около 10 % в год в 1955—1973. До конца 1973 случались отдельные кратковременные спады до 4-6 %. В последующие годы, вследствие резкого скачка цен на импортируемую нефть, среднегодовые темпы роста производства снизились примерно до 4,3 %. В 1977—1987 они составляли 4,2 %. Кардинально изменилась структура национального дохода. Если в сельском хозяйстве, рыболовстве и лесном хозяйстве в 1955 было создано 23 % национального дохода, то в 1965 — 11 %, в 1995 только 2,1 %. В то же время, горнодобывающая, обрабатывающая промышленность и строительство, которые в 1955 давали 29 % национального дохода, в 1995 составляли около 40,7 %. Доля сферы услуг, включающая транспорт, торговлю, финансы и административную деятельность, составляла 48 % в 1955 и 58 % в 1995. В 1996 трудовые ресурсы оценивались в 67 110 000 человек, из которых 32,7 % были заняты в промышленности, 26,5 - в торговле и банковской деятельности, 24,6 - в сфере услуг и 5,5 % - в сельском хозяйстве и рыболовстве.

В 1980-х годах в стране произошло  сворачивание энергоемких и материалоемких производств в рамках структурной перестройки промышленности с целью снижения ее зависимости от импорта сырья и топлива. Своеобразная черта японской экономики — сочетание крупных концернов с большим числом мелких предприятий. Гигантские монополии (в том числе «Mitsubishi», «Mitsui», «Sumitomo», «Fuji», «Sanwa» и другие) контролируют почти все отрасли экономики.

В стране длительное время существовала «система пожизненного найма», когда  работнику нельзя было переходить из одной фирмы в другую. Если он решался это сделать, то его считали  предателем и относились к нему пренебрежительно.

В 2007 рост ВВП составил 2 %. 10 октября 2008 года индекс Nikkei 225 упал до самого низкого значения с мая 2003 года, опустившись на 881,06 пункта (-9,62 %) и составив 8276,43 пункта. Центробанк Японии заявил о намерении направить 35,5 млрд долл. для поддержки финансового рынка, ранее ЦБ выделил около 40 млрд долл]. В тот же день стала банкротом страховая компания Yamato Life Insurance Co. Ltd., сумма задолженности которой составила около $2,7 млрд.

Во втором полугодии 2008 экономика  Японии вошла в рецессию. Так, объём продаж автомобилей в ноябре 2008г упал более чем на 27 % до минимального с 1969 года уровня.

 

  1. Импорт

В Японии практически нет полезных ископаемых, их запасы по данным на 1976 год составляли: уголь — 8630 млн т; железные руды — 228 млн т; сера — 67,6 млн т; марганцевые руды — 5,4 млн т; свинцово-цинковые — 4,7 млн т; нефть — 3,8 млн т; медные руды — 2,0 млн т; хромиты — 1,0 млн т, а также золото, серебро и ртуть. Именно это обстоятельство в большей степени определило структуру импорта Японии – необходимое сырье страна преимущественно импортирует из заграницы, что делает ее уязвимой к внешним воздействиям.

До 1960-х годов японская экономика  работала на каменном угле, однако после  энергетической революции перешла  на потребление нефти. В связи  с нефтяными кризисами 1973 и 1979 годов, японское правительство приняло решение уменьшить нефтяную зависимость страны путем развития собственной ядерной энергетики и переводом части предприятий на природный газ.

Уголь используется в японской металлургии  и на тепловых электростанциях. Доля угля в энергобалансе страны составляет около 22 %. Япония полностью отказалась от добычи собственного угля в 1960-х и ввозит его в необходимых количествах для промышленности из Австралии (57 %), Индонезии (16 %) и КНР (13 %).

Нефть - основной энергетический ресурс Японии, доля которого в энергобалансе страны около 50 %. Из нефти производят основные нефтепродукты: бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, лигроин.

Практически всю перерабатываемую нефть Япония импортирует. 90 % нефтяного импорта приходится на страны Ближнего Востока: Саудовской Аравии (31 %), Объединенные Арабские Эмираты (25 %), Иран (13 %), Катар (9 %), Кувейт (8 %).

Природный газ используется на тепловых электростанциях, в городах, а также как топливо для автомобилей.

После катастрофы на АЭС «Фукусима-1» японские предприятия стали активно использовать природный газ как альтернативный источник топлива на фоне постепенного сворачивания ядерной энергии в Японии. Только в последние кварталы прошлого года Япония импортировала природного газа почти на 8 мллрд.долларов и судя по тенденции доля импорта будет расти с каждым годом все сильнее. Из всего потребляемого газа Япония самостоятельно производит только 4%. Основные импортеры: Индонезия, Малайзия, Австралия и Катар. В этом году в Японии закроются последние три АЭС. Всего через год доля атомной энергии сократится до 0%. При этом потребности Токио в поставках СПГ в 2011 г. выросли на 12%. А к 2013 г. стране понадобятся (в нефтяном эквиваленте) не менее 90 млн тонн газа.

Весь объем железной руды, алюминия и меди, используемой в японской промышленности, импортируется из заграницы. Крупнейшими поставщиками железной руды в Японию являются Австралия (62 %), Бразилия (21 %) и Индия (8 %); алюминия — Австралия (45 %), Индонезия (37 %), Индия (13 %); меди — Чили (21 %), Индонезия (19 %), Австралия (10 %).

Таблица1: Географическое распределение импорта Японии в 2002 и 2010г.

Страны-контрагенты

2002

2010

 

Стоимость в млн. долл. США

% к итогу

Стоимость в млн. долл. США

% к итогу

Всего по импорту, в т.ч.:

379662,9

100

762533,9

100

1. США

72509,1

19,10

78937,2

10,35

2. Китай

55100,2

14,51

143230,0

18,78

3. Республика Корея

20446,4

5,39

29476,0

3,87

4. Индонезия

16379,6

4,31

32624,1

4,28

5. ОАЭ

14835,1

3,91

47052,3

6,17

6. Австралия

14800,4

3,90

47531,8

6,23

7. Малайзия

14492,7

3,82

23155,9

3,04

8. Саудовская Аравия

14201,1

3,74

51116,5

6,70

9. Германия

12723,2

3,35

20852,1

2,73

10. Таиланд

10594,1

2,79

20786,4

2,73


 

Согласно приведенным  данным, состав основных партнеров по импорту Японии не изменился. Однако изменились их позиции. На первое место вышел Китай, обогнав тем самым США, доля которой снизилась почти вдвое. На третье место попала Саудовская Аравия, увеличив свою долю в импорте Японии с 3,74% до 6,7%. Затем следуют Австралия и Объединенные Арабские Эмираты, которые увеличили свои доли более чем на 2%. Доли в импорте Японии остальных стран снизились, однако, несмотря на это, они остались одними из крупнейших партнеров этой страны.

 

Таблица2: Динамика товарной структуры импорта Японии.

Разделы СМТК

2002

2010

Среднегодовые темпы роста (%)

 

Стоимость (млн. долл. США)

% к итогу

Стоимость (млн. долл. США)

% к итогу

 

Всего, в т.ч.

379662,9

 

762533,9

 

109,11

Продовольственные товары и  живые животные

40976

10,79

53712,4

7,04

103,44

Напитки и табак

4895,9

1,29

6223

0,82

103,04

Сырье непродовольственное (кроме топлива)

25809,6

6,80

54841

7,19

109,88

Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы

77488

20,41

267784,3

35,12

116,77

Химические продукты

25747,7

6,78

54543,3

7,15

109,84

Обработанные изделия, классифицированные по материалам

35398,8

9,32

67685,1

8,88

108,44

Машины, оборудование и транспортные средства

105924,3

27,90

158860,3

20,83

105,20

Разные обработанные (готовые) изделия

56387,7

14,85

83952,7

11,01

105,10

Товары и сделки, не заключенные  в соответствующие разделы СМТК

6440,7

1,70

13196

1,73

109,38


 

Из таблицы мы видим, что  основными статьями импорта Японии в 2002 году являлись минеральное топливо, смазки и подобные им материалы, а  также машины, оборудование и транспортные средства, причем последние занимали лидирующую позицию – доля в импорте  страны составляла 27,90%.

В 2010 году на первое место  выходит минеральное сырье, его  доля вырастает более чем в  полтора раза, а среднегодовые  темпы роста составляют 116,77%, что  позволяет нам говорить об этой статье импорта, как о наиболее динамично развивающейся. Это связано с тем, что Япония имеет скудные природные запасы топлива и сырья, поэтому она вынуждена импортировать, к тому же развитие машиностроения и высокотехнологичных отраслей ведет к увеличению потребления минерального топлива, сырья и химических продуктов (эти статьи импорта также имеют хорошие показатели динамики развития). Это в определенной мере объясняет и снижение доли машин и оборудования в импорте страны (к 2010 году этот показатель снизился более чем на четверть).

 

 

2.Экспорт

В 2011 финансовом году дефицит торгового баланса Японии превысил 54 млрд долларов - рекордно высокий показатель за последние десятилетия. По данным министерства финансов страны, объем экспорта Японии в прошлом году составил 65,28 трлн иен (802 млрд долларов США), что на 3,7 проц меньше, чем годом ранее. Импорт, в свою очередь, взлетел на 11,6 проц и достиг 69,69 трлн иен (857 млрд долларов). Таким образом, дефицит торгового баланса - 4,41 трлн иен (54,2 млрд долларов).

Основными причинами, помимо последствий мирового финансового  кризиса, стали проблемы, связанные  с землетрясением и цунами 11 марта 2011 года. Из-за вынужденного отказа от атомных электростанций по всей стране, Японии пришлось значительно увеличить  закупки топливного сырья. И в  целом, японская экономика сейчас переживает не лучшие времена - национальная валюта продолжает находится на крайне высоком уровне, что негативно сказывается на крупных компаниях и корпорациях, которые ориентируются на экспорт.

Таблица 3. Географическое распределение экспорта Японии в 2010 году

Страны-контрагенты

2010

 

Стоимость в млн. долл. США

% к итогу

Всего по экспорту, в т.ч.:

781412,2

100

1. США

138705,0

17,75

2. Китай

124900,5

15,98

3. Республика Корея

59492,6

7,61

4. Таиланд

29431,1

3,77

5. Сингапур

29596,6

3,79

6. Германия

23955,5

3,07

7. Нидерланды

21075,3

2,70

8. Австралия

17296,0

2,21

9. Россия

16534,1

2,12

10. Великобритания

16463,8

2,11


 

Как видно из таблицы, лидирующее место в экспорте Японии занимает США, однако доля этой страны за десять лет снизилась почти в 2 раза. Все большее значение для Японии приобретает Китай, который в 2010 году потеснил Республику Корею и вышел на вторую позицию, увеличив свою долю в экспорте Японии более чем в 2,5 раза. Более того, согласно прогнозам многих экономистов, у Китая есть все шансы потеснить позиции США, особенно в период кризиса, когда Япония активно расширяет сотрудничество с Китаем.

Таблица 4. Товарная структура  экспорта Японии в 2002 и 2010 годах

Разделы СМТК

2002

2010

Среднегодовые темпы роста (%)

 

Стоимость (млн. долл. США)

% к итогу

Стоимость (млн. долл. США)

% к итогу

 

Всего, в т.ч.

479247,6

 

781412,2

 

106,30

Сырье непродовольственное (кроме топлива)

3269,6

0,68

10227,1

1,31

115,32

Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы

-

-

18775,8

2,40

-

Химические продукты

33906

7,07

69136,6

8,85

109,31

Обработанные изделия, классифицированные по материалам

47916,6

10,00

97629,7

12,49

109,30

Машины, оборудование и транспортные средства

328476,2

68,54

484399,1

61,99

104,98

Разные обработанные (готовые) изделия

43988,4

9,18

55186,9

7,06

102,88

Товары и сделки, не заключенные  в соответствующие разделы СМТК

17691,1

3,69

42079,9

5,39

111,44

Информация о работе Внешняя торговля Японии