Внешняя торговля Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:31, реферат

Описание работы

Реферат содержит актуальную информацию о структуре и темпах роста внешнеторгового оборота Японии. Источники статистических данных - сайты Организации объединенных наций и Всемирной торговой организации.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………..стр.3
Импорт Японии……………………………………………. стр.5
Экспорт Японии…………………………………………… стр.9
Инвестиции……………………………………………….. стр.12

Приложение: Показатели внешней торговли Японии…….. стр.16

Список литературы. ………………………………………….стр.17

Файлы: 1 файл

Реферат Внешняя торговля Японии.docx

— 45.18 Кб (Скачать файл)

 

Основной статьей экспорта Японии являются машины, оборудование и транспортные средства. Однако, несмотря на то, что ее доля на 2010 год составляет более шестидесяти процентов  всего экспорта страны, можно увидеть, что этот показатель снизился по сравнению  с 2002 годом. Более того, среднегодовые  темпы роста этой статьи экспорта невелики (104,98%) и уступают большинству  статей экспорта Японии. Это связано прежде всего с мировым экономический кризисом, который ознаменовал падение спроса на товары длительного пользования, в частности на автомобили. В периоды экономического подъема население начинает активнее покупать такую продукцию. В то же время именно на ней люди экономят, когда ситуация на рынке ухудшается, что мы и наблюдаем на данном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Инвестиции

В 1980-е годы произошла  переориентация Японии с экспорта товаров  на экспорт капитала. Во второй половине 1980-х годов она занимала первое место по экспорту прямых капиталовложений. Среднегодовой объем вывоза в 1981—1985 гг. равнялся 5, в 1986—1990 гг. — 32, в 1991—1993 гг. — 20 млрд. долл. В начале 1990-х годов  японские компании в экспорте капитала пропустили вперед американские и французские  ТНК. По кумулятивному объему заграничных  прямых инвестиций японские компании, как отмечалось выше, вышли на второе мест после США. Восемь японских компаний по объему заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов в  мире («Хитачи», «Мацушита», «Тойёта», «Сони», «Ниссо Иваи» и др.).

В 1960-70-е годы вывоз капитала в форме прямых инвестиций в значительной мере был нацелен на обслуживание сбыт товаров и создание сети добывающих предприятий за рубежом. В последующем в связи с повышением стоимости рабочей силы, курса иены японские компании стали создавать предприятия трудоемких отраслей. Примерно 15% производства автомобилей в США осуществляют компании с японским капиталом. Однако до сих пор основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), в торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). Если в США и ФРГ за пределы своей территории выведено соответственно 30% и 20% промышленного производства, то в Японии - только 11%.

В обрабатывающей промышленности зарубежные капиталовложения концентрируются  в электротехнике, химии и транспортном машиностроении.

Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция  внедрения компаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика. Они не только образуют с американскими компаниями совместные предприятия, но и создают свои.

Далее в приоритетах японских компаний идет Западная Европа, где  они сконцентрированы в Британии и Нидерландах.

В Азии основными центрами притяжения японского капитала являются Индонезия (24%), КНР (свыше 20%), а в Южной  Америке - Панама (40%).

Происходит географическое смещение приоритетов. С середины 1980-х  годов после заключения ведущими западными странами валютного соглашения «Плаза» началось массированное  внедрение японского капитала в  страны Восточной и Юго-Восточной  Азии. Их объем увеличился почти  в четыре раза, достигнув 9,3 млрд. долл. в 1994 г. и превысив в два раза уровень  американских прямых инвестиций. Следствием изменения политики японских компаний явилось превращение западной части  Азиатско-тихоокеанского региона в  один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магнитофонов, кондиционеров. 
Японские капиталовложения в этом районе способствуют созданию отношений многообразной и сложной производственной специализации между местными и японскими предприятиями и местными предприятиями и их партнерами из соседних стран. Отношения производственной специализации способствуют тому, что одна или несколько стран становятся основными поставщиками отдельных видов продукции: электротехнических деталей и элементов электронных схем — Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Таиланд; станков и производственного оборудования — Тайвань, Южная Корея; бытовых электротоваров — Сингапур, Малайзия, Таиланд.

Зарубежные японские предприятия  в Восточной и Юго-Восточной  Азии направляют в Японию основную часть их экспорта - свыше 40%. Очевидно, что имевшая прежде подавляюще высокую степень зависимость от рынка США постепенно сдает свои позиции, что создает предпосылки для региональной экономической интеграции на микроуровне или интеграции, проводимой зарубежными капиталовложениями. Японские поставки продукции обрабатывающей промышленности в страны Восточной и Юго-Восточной Азии превысили соответствующий экспорт из Северной Америки и Западной Европы.

Японские зарубежные компании обычно имеют невысокую норму  прибыли. На предприятиях обрабатывающей промышленности она составляет 0,9%. В странах Азии она достаточно высока — 4,8%, а в Северной Америке  и Западной Европе зачастую имеет  отрицательную величину. Иными словами, контролируемые там японским капиталом  предприятия убыточны. Обычно это  относительно новые по времени их действия филиалы и дочерние компании, когда у них приоритетной целью является расширение масштабов деятельности, а не получение прибыли.

Япония не является крупным  объектом приложения иностранного капитала. Хотя значение иностранных прямых капиталовложений возрастает, их приток незначителен, уступая соответствующему японскому экспорту в 10-20 раз. В ведущих западноевропейских странах подобное соотношение находится в пределах 1-2,2 раза.

В прошлом Японией достаточно широко использовался иностранный капитал в форме кредитов, займов и портфельных инвестиций. В 1950-1960 гг. его доля в валовых капиталовложениях не превышала 2,5%. В 1950-1975 гг. было привлечено почти 32 млрд. долл. В новых отраслях иностранный капитал играл более значительную роль. Кредиты и займы предоставлялись Японии экспортно-импортным банком США.

Экономическое развитие Японии коренным образом изменило характер ее валютного положения. Повышение  конкурентоспособности японских товаров  на мировых рынках привело с середины 1960-х годов к резкому увеличению положительного сальдо по всем статьям  внешних расчетов. Превратившись  в один из полюсов притяжения международных  платежных средств, Япония стала  одним из крупнейших кредиторов. Она  играет важную роль в предоставлении правительственной помощи развивающимся странам, став крупнейшим донором, хотя по доле государственной помощи в ВВП Япония уступает многим странам - 0,20% ВВП.

Значительная часть помощи традиционно направляется в азиатский  регион (свыше 60%). Самую значительную часть ее получают Китай, Индия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Бангладеш. Произошли  изменения в географическом направлении  помощи. В 1970-е годы в число ее крупнейших получателей входили  Южная Корея, Пакистан, Индия. В 1980-е годы Япония усилила внимание к странам Африки (12,2%) и Латинской Америки (9,1% экономической помощи в 1992 г.), но в странах Азии она обеспечивает половину всей помощи западных стран, а Латинской Америке — 18%. В отличие от США и западноевропейских стран более половины двусторонней помощи представляется в виде йеновых займов под низкий процент.

По состоянию на 2010 год  Япония заняла второе место в мире после Китая по экспорту капитала. Экспорт капитала является в настоящее  время главной формой внешнеэкономической  деятельности. Больше всего японских капиталов работает в США (42,2%), странах  Азии (24,2%), Западной Европы (15,3%), Латинской  Америки (9,3%).

Правительство Японии намерено выделить более 300 млн долл. на развитие солнечной энергетики в десятках развивающихся стран Азии, Африки и Ближнего Востока. Основная цель инвестиций – захват мирового рынка японскими предприятиями-производителями солнечных панелей. Япония будет предоставлять и устанавливать оборудование на безвозмездной основе в рамках новой антикризисной программы. По оценке японского правительства, предпринимаемые усилия помогут повысить конкурентоспособность национальной промышленности. Япония является одним из лидеров рынка солнечной энергии по темпам ввода мощностей и установленной мощности. К 2020 году мощность солнечной энергетики Японии составит 37 ГВт, что в 26 раз превышает уровень 2005 года. 
Между тем, Япония активно привлекает иностранные инвестиции. Токио планирует довести объем инвестиций из-за рубежа в экономику страны до 5% от валового внутреннего продукта.

 

 

Список литературы

  1. И.Г.Калабеков «Российские реформы в цифрах и фактах», книга;
  2. И.В.Кушнир «Мировая экономика в таблицах и графиках», книга;
  3. Статистическая информация с сайта информационного агентства «Росбизнесконсалтинг»  www.rbc.ru;
  4. Статистическая информация с сайта агентства «Альпари».

 

 


Информация о работе Внешняя торговля Японии