Актуальные проблемы противодействия вовлечению молодежи в террористическую деятельность.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:36, доклад

Описание работы

На протяжении последних 15 лет Российская Федерация находится в состоянии постоянного противодействия террористическим угрозам. Первые годы XXI-го века также отмечены крупными, тщательно подготовленными террористическими актами на территории нашей страны. Среди них особое место занимают подрывы пассажирских самолетов в Ростовской и Тульской областях, взрывы домов в городах Москве, Буйнакске и Волгодонске, захват театрального центра на Дубровке и школы в г.Беслане, нападения крупных бандформирований на города Назрань, Грозный, Нальчик, подрывы скорого поезда № 166 «Невский экспресс» и электропоезда «Кисловодск - Минводы». Во всех указанных случаях теракты стали следствием деятельности бандподполья, функционирующего в ряде республик Северного Кавказа.

Файлы: 1 файл

Актуальные проблемы противодействия вовлечению молодежи в террористическую деятельность.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Актуальные проблемы противодействия вовлечению молодежи в террористическую деятельность. 

    (2,3 слайд). На протяжении последних 15 лет Российская Федерация находится в состоянии постоянного противодействия террористическим угрозам. Первые годы XXI-го века также отмечены крупными, тщательно подготовленными террористическими актами на территории нашей страны. Среди них особое место занимают подрывы пассажирских самолетов в Ростовской и Тульской областях, взрывы домов в городах Москве, Буйнакске и Волгодонске, захват театрального центра на Дубровке и школы в г.Беслане, нападения крупных бандформирований на города Назрань, Грозный, Нальчик, подрывы скорого поезда № 166 «Невский экспресс» и электропоезда «Кисловодск - Минводы». Во всех указанных случаях теракты стали следствием деятельности бандподполья, функционирующего в ряде республик Северного Кавказа.

    После снижения уровня террористической активности в 2006-2008-м годах в летний период 2009-го года наблюдалась определенная эскалация бандитской деятельности. Несмотря на принимаемые органами исполнительной власти меры и достигнутые при этом позитивные результаты, ситуация в северокавказском регионе остается хотя и подконтрольной федеральным властям, но достаточно сложной. Главари бандподполья не оставили намерений по ее дестабилизации и продолжают активную террористическую деятельность. Анализ данных за последние 4-5 лет показывает, что возраст четырех из пяти бандитов, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет.

    (4слайд). Статистика говорит о том, что из 546 членов незаконных вооруженных формирований, сдавшихся правоохранительным органам в период амнистии, объявленной 22 сентября 2006-го года Государственной Думой Федерального Собрания    Российской    Федерации    по     инициативе    Национального

антитеррористического комитета, около 80% составили молодые люди в возрасте от 19 до 30 лет.

    Из 92 ликвидированных в октябре 2005-го года боевиков - участников вооруженного нападения на объекты правоохранительных органов в г. Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика) 58 были молодыми людьми в возрасте до 25 лет.

    Средний возраст нейтрализованных в 2005-2007-м годах в Карачаево-Черкесской Республике членов диверсионно-террористической группы Ачемеза Гочияева (одного из организаторов взрывов жилых домов в Москве в 1999-м году) также составил 26-27 лет.

    (5слайд). Таким образом, очевидно, что основу рядового состава бандформирований и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.

    Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами. Вместо трудоемкого и долгого изучения теологических наук, позволяющих сформировать целостную картину мира и религии, идеологи терроризма предлагают набор вырванных из контекста цитат Корана и хадисов, обосновывающих необходимость постоянной борьбы с «кафирами» и «мунафиками».

    (6 слайд). В настоящее время основными идеологическими постулатами главарей бандподполья, используемыми при привлечении новых членов, являются:

  • неприятие ценностей как светского общества, так и традиционного ислама, приоритет в использовании экстремистских и террористических методов для борьбы с ними;
  • развитие комплекса обиды за «длящиеся столетиями геноцид и угнетение титульных народностей» со стороны «культурно, этнически и духовно чуждого имперского федерального центра»;
  • недоверие к федеральным и региональным органам власти как к коррумпированным, не способным обеспечить интересы населения, решить острые социально-экономические и политические проблемы;

    - необходимость создания параллельных властных структур, действующих по канонам шариата и адатов и осуществляющих не только административно-распорядительные, но и духовно-правовые функции.

    C учетом изложенного основная задача заключается в том, чтобы на фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Если удастся решить эту задачу и молодежь перестанет уходить в лес, то при сохранении нынешней эффективности борьбы с терроризмом численность бандформирований быстро сократится.

    Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, как уже говорилось, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации.

    В принятом в 2006-м году Федеральном законе «О противодействии терроризму» было заложено принципиально новое определение понятия «терроризм», включившее в свой состав термин «идеология насилия», что фактически послужило законодательным, да и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов предупреждения и профилактики терроризма. В рамках противодействия идеологии терроризма нужно бороться не с системами общественных теорий, взглядов и идей, а, прежде всего, с теми их элементами, которые оправдывают насилие. Указанные элементы сами по себе также образуют относительно целостную систему идей и взглядов, в связи с чем их можно обозначить термином, принятым в российском законодательстве -«идеология насилия» или, что более спорно - «идеология терроризма».

    (7слайд). В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» и изданным в 2006 году Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму был образован Национальный антитеррористический комитет

(далее - НАК, Комитет), который включил в себя представителей 17 (ныне - 19) министерств и ведомств (в том числе ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранса России и других ведомств). Принципиально новыми чертами созданной системы противодействия терроризму,

позволяющими говорить о ее качественном совершенствовании, являются следующие:

    1. комплексное, системное решение вопросов по трем направлениям:

    а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и 
последующему устранению причин и условий, способствующих совершению 
террористических актов (профилактика терроризма);

    б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и 
расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

    в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

    2. наделение необходимым объемом компетенции Председателя 
Национального антитеррористического комитета и руководителей оперативных 
штабов в субъектах Российской Федерации;

    3. включение в состав Национального антитеррористического комитета и 
Федерального оперативного штаба первых лиц (руководителей) 
заинтересованных министерств и ведомств (аналогов нет);

    4. создание двух вертикалей управления и координации 
(антитеррористических комиссий и оперативных штабов), что позволило 
разделить функции профилактики и борьбы с терроризмом;

    5. четкое разделение компетенции между руководителями АТК и ОШ в 
субъектах Российской Федерации, а также руководителями федеральных 
органов исполнительной власти;

    6. внедрение принципа единоначалия и возложение персональной 
ответственности на соответствующих руководителей (в сфере противодействия 
терроризму - на глав субъектов Российской Федерации, в сфере борьбы с 
терроризмом - на руководителей территориальных органов безопасности);

  1. создание постоянно действующих аппаратов АТК и ОШ, что позволило поставить работу по противодействию терроризму на системную основу;
  2. создание оперативных штабов на постоянной, а не временной, основе, что позволило внедрить механизм воздействия на процесс реализации принимаемых решений, в т.ч. постоянство контроля;
  3. принципиально принятое решение о создании аппаратов ОШ в составе органов Федеральной службы безопасности, что, с учетом особой ответственности первых руководителей территориальных органов безопасности, позволило привлечь в их состав наиболее квалифицированных специалистов в сфере противодействия (борьбы) с терроризмом;

    10. упреждающее (заблаговременное) выделение сил и средств 
правоохранительных органов и спецслужб, позволивших поставить их 
подготовку, разработку порядка действий и планов антитеррористических 
мероприятий на заблаговременную основу (по принципу «тяжело в учении - 
легко в бою»);

    11. единое информационное обеспечение сферы борьбы с терроризмом 
путем создания Единого банка данных по проблемам борьбы с терроризмом 
(ЕБД), пользователями которого являются 19 министерств и ведомств;

    12. наделение одной структуры функциями информационно- 
аналитического обеспечения, выработки решений и реализации мер по всем 
направлениям противодействия терроризму (в области профилактики 
терроризма, борьбы с терроризмом и ликвидации последствий терактов).

    Позиция Национального антитеррористического комитета на современном этапе заключается в том, что институтам гражданского общества, научного, образовательного и бизнес-сообщества, СМИ следует более активно подключиться к антитеррористической деятельности государства и внести свой значимый вклад в дело защиты молодежи от влияния идеологов терроризма.

    Целесообразно раскрыть некоторые особенности распространения террористической идеологии в молодежной среде и соответствующие элементы работы Комитета по информационному противодействию терроризму.

    (8слайд). Не секрет, что наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодежь в последнее время становится Интернет. Причины востребованности Интернета преступниками - легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности.

    Экстремистские ресурсы широко используют средства психологической войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов. На Интернет-ресурсах террористических организаций освещается психологический ущерб, наносимый государствам - объектам атаки в результате терактов.

    Террористические организации, в том числе действующие в России, используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов-смертников из числа как исламистов, так и экстремистски настроенной молодежи с целью привлечения их сначала в радикальный ислам, а затем и в противоправную деятельность. Кроме того, Интернет используется для формирования лояльно настроенной среды, играющей активную роль в поддержке террористических организаций.

    (9слайд). В настоящее время во всемирной сети представлены практически все типы организаций, применяющих в своей деятельности террористические методы. Число сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, превышает 7 тысяч, в том числе более 150 русскоязычных, и оно постоянно растет. Многие из этих организаций располагают высококлассными специалистами в области компьютерных технологий.

Информация о работе Актуальные проблемы противодействия вовлечению молодежи в террористическую деятельность.