Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 15:21, реферат
Цель работы – рассмотреть антимонопольное законодательство.
Задачи: 1) рассмотреть основные понятия действующего в РФ антимонопольного законодательства; 2) рассмотреть правовые основы ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
Введение 3
1 Основные понятия в сфере антимонопольного законодательства 4
2 Правовые формы ограничения монополистической деятельности 7
3 Правовые формы ограничения недобросовестной конкуренции 9
4 Государственное регулирование монополистической деятельности 10
5 Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий 13
Заключение 14
Список использованных источников: 15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»
Кафедра «Политология»
СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Правоведение»
на тему:
«Антимонопольное законодательство»
Выполнила:
студентка гр. ПП-452
Седова А. И.
Проверила:
ст. преподаватель
Потапов В. А.
Волгоград, 2014
Содержание
История развития монополий
является одновременно и историей борьбы
с ними. Негативные результаты монополизации
проявляются сразу, и это особенно ощущают
широкие слои населения. Существование
монополистической структуры приводит
к различным отрицательным последствиям
для общества, не позволяет использовать
все преимущества рыночного механизма.
Вокруг монополий формируется негативное
общественное мнение, которое требует
государственной защиты потребителей
от деятельности монополистов, ограничения
деятельности других. Ведь одной из важнейших
функции государства является создание
условий для нормального функционирования
рынка. Накопленный опыт и научные обобщения
помогли обществу понять все “плюсы”
и “минусы” монополий, выработать по
отношению к ним определенную политику,
которая получила название монопольной.
Монопольную политику разрабатывает и
реализует государство. Во всех странах
с рыночной
экономикой существует антимонопольное
законодательство.
Антимонопольное законодательство представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, является главным инструментом, ограничивающим монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.
Данная тема представляет особый интерес поскольку для нашей страны важно не только ограничивать монополизм, добиваться соблюдения правил конкуренции, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
Цель работы – рассмотреть антимонопольное законодательство.
Задачи: 1) рассмотреть основные понятия действующего в РФ антимонопольного законодательства; 2) рассмотреть правовые основы ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В центре антимонопольного законодательства находится Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – «Закон о конкуренции»), который вступил в силу с 27 октября 2006г., распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, которая определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Указанный Закон о конкуренции направлен на совершенствование антимонопольного законодательства и заменяет ранее действовавшие Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
Глава 7 Закона о конкуренции содержит перечень действий, которые могут совершаться с предварительного согласия Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС). В частности, с предварительного согласия ФАС осуществляются следующие действия:
Согласно ст.31 Закона о конкуренции в целях получения предварительного согласия ФАС (согласно статьям 27-29 Закона о конкуренции), или в целях уведомления ФАС (согласно статьям 30 и 31 Закона о конкуренции) соответствующие лица, представляют в ФАС ходатайства о даче согласия на осуществление сделок, иных действий, либо представляют в антимонопольный орган уведомления об осуществлении таких сделок, иных действий.
В течение тридцати дней с даты получения ходатайства о даче предварительного согласия ФАС обязан рассмотреть это ходатайство и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении.
Сделки, указанные в статьях 28 и 29 Закона о конкуренции и осуществленные без получения предварительного согласия антимонопольного органа, признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
Основные понятия в сфере антимонопольного законодательства также определены данным ФЗ:
2 Правовые
формы ограничения
"Закон о конкуренции" [6] устанавливает две формы монополистической деятельности:
- злоупотребление хозяйствующим
субъектом доминирующим
- соглашение (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
Ст. 5 Закона устанавливает, что: запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:
- изъятие товаров из
обращения, целью и результатом
которого является создание
- навязывание контрагенту
условий договора, невыгодных для
него или не относящихся к
предмету договора (необоснованные
требования передачи
- включение в договор
дискриминирующих условий, которые
ставят контрагента в неравное
положение по сравнению с
- создание препятствий
доступу на рынок (выходу на
рынок) другим хозяйствующим
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
- установление монопольно
высоких (низких) цен; сокращения или
прекращение производства
- необоснованный отказ
от заключения договора с
Статья 6 Закона устанавливает, что: запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на:
- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
- раздел рынка по
- ограничение доступа
на рынок или устранение с
него других хозяйствующих
- отказ от заключения
договоров с определенными
Также запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Нарушение требований является основанием для ликвидации в судебном порядке объединения коммерческих организаций (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего координацию предпринимательской деятельности, по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции).
Статья 10 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" устанавливает формы недобросовестной конкуренции, в том числе:
- распространение ложных,
неточных или искаженных
- введение потребителей
в заблуждение относительно
- некорректное сравнение
хозяйствующим субъектом
- продажа товаров с
незаконным использованием
- получение, использование,
разглашение научно-
Ряд ограничений недобросовестной конкуренции устанавливает федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. "О рекламе", так ст. 2 устанавливает, что ненадлежащая реклама - это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ.
Законодательство о рекламе выделяет следующие формы ненадлежащей рекламы: недобросовестная реклама (статья 6); неэтичная реклама (статья 8); заведомо ложная реклама (статья 9); скрытая реклама (статья 10).
Использование в радио-, теле-, видео-, аудио-, кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, которая оказывается не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускается.
К сожалению, многие нормы антимонопольного законодательства носят декларативный характер, т.е. за их нарушение государство не установило юридическую ответственность. Так, новый Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность в ст. 182 только за заведомо ложную рекламу, действующий Кодекс РСФСР об административных правонарушениях ответственности за ненадлежащую рекламу не устанавливает.
Для развития товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей существует Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет).
Антимонопольный комитет, согласно Положению о нем, выполняет следующие задачи в отношении хозяйствующих субъектов и органов власти. Дает обязательные для исполнения предписания:
- о прекращении нарушений
антимонопольного
- о расторжении (изменении) договоров, противоречащих Закону;
- о восстановлении
- об отмене (изменении) принятых неправомерных актов;
- о принудительном разделении.
Принимает решения о наложении штрафов:
- за нарушения антимонопольного законодательства;
- за неисполнение предписаний Комитета.
Обращается в суд или арбитраж с исками и заявлениями, участвовать при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.
Направляет в органы прокуратуры материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.
В отношении хозяйствующих субъектов :
Контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта.
Контролирует крупные продажи и покупки акций, ведущие к доминирующему положению хозяйствующего субъекта.