Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:15, реферат
Освоение космоса человеком началось еще в первой половине прошлого века, что создало предпосылки наступления новой космической эры, которая быстрыми темпами меняет жизнь современного человека. Уже мало кто представляет себе жизнь без мобильно телефона, спутникового телевидения, точных прогнозов погоды. Однако мало кто догадывается, что многие блага цивилизации связаны в первую очередь с космосом: именно космические аппараты сделали возможным передачу данных на огромные расстояния, а космические технологии 21 века проникли в повседневную жизнь, сделав ее еще комфортнее.
Освоение
космоса человеком началось еще
в первой половине прошлого века, что
создало предпосылки
Последние
разработки аэрокосмической промышленности
позволили получить новые материалы
и усовершенствовать
Необходимо
отметить, что авиационно-космическая
промышленность имеет важное политическое
и экономическое значение. Ею в значительной
мере определяются промышленный потенциал
и престиж государства: ее предприятия
поставляют свою продукцию на внутренний
и внешние рынки, обеспечивают заказами
другие отрасли хозяйства, предоставляют
большое количество рабочих мест.
Авиационно-космическая промышленность представляет собой совокупность предприятий, занятых конструированием, производством и испытаниями самолетов, ракет, космических аппаратов и кораблей, а также их двигателей и бортового оборудования (электрической и электронной аппаратуры и др.). Эти предприятия принадлежат государству или частным владельцам.
Производственное оборудование авиационно-космической промышленности соответствует сложности ее продукции. В ней широко применяются и новейшие станки, и ручной труд искусных мастеров. Многим узлам ракет и космической техники необходима прецизионная обработка, они должны функционировать даже более надежно, чем самолетные изделия; производственные площади таких предприятий похожи скорее на лаборатории, нежели на заводские цеха. Напротив, производству личных самолетов до сих пор присущи те же способы работы с листовым металлом, что применялись в самолетостроении 1930-х годов. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предшествуют выпуску всех новых типов продукции авиационно-космической промышленности, кроме малых самолетов гражданской авиации (их производство часто заимствует результаты изысканий из других областей техники).
Для успеха государства на рынке авиационно-космической техники необходимы определенные условия, а именно: 1) техническая компетенция и постоянство кадрового состава; 2) достаточный опыт выпуска продукции по своим конструкторским разработкам; 3) умелая организация сбыта готовых изделий; 4) диверсификация производства; 5) эффективность затрат; 6) устойчивость финансового положения. Перспективными для долгосрочного развития промышленности представляются авиалайнеры и космическая техника. Сокращение рынка вооружений может быть скомпенсировано объемом продаж на других секторах рынка, достаточных для получения приемлемых прибылей. По темпам развития авиационно-космическая промышленность превзошла другие отрасли и приобрела определяющее значение для современной цивилизации.
Космонавтика
— новая высокоэффективная
Промышленное
освоение космоса — это процесс,
который состоит в
Космические
информационные комплексы — современные
Космические
научные системы — научно-
Космическая индустриализация — производство фармакологических препаратов, новых материалов в интересах электронной, электротехнической, радиотехнических и других отраслей, проводить разработку ресурсов Луны, других планет Солнечной системы и астероидов, удалять в космос отходы вредных промышленных производств.
Сегодняшний день характеризуется новыми проектами и планами освоения космического пространства. Активно развивается космический туризм. Пилотируемая космонавтика вновь собирается вернуться на Луну и обратила свой взор к другим планетам Солнечной системы (в первую очередь к Марсу).
В 2009 году в мире на космические программы было потрачено $68 млрд, в том числе в США — $48,8 млрд, ЕС — $7,9 млрд, Японии — $3 млрд, России — $2,8 млрд, Китае — $2 млрд.
Тем не менее, на фоне космической гонки 70-х годов и обширной программы пилотируемой космонавтики СССР современное состояние космонавтики выглядит более скромным. Уже несколько десятилетий как прекращены пилотируемые полёты к другим планетам, прекращены программы многоразовых космических кораблей, осталась только одна орбитальная станция против двух одновременно поддерживаемых СССР в середине 80-х годов.
Сегодня объем мирового рынка космических услуг составляет более 300 млрд долларов в год. При этом более 80% космического рынка контролируют США. На долю России же пока приходится около 0,5% этого сегмента. По уровню финансирования космической программы Российская Федерация делит с Индией пятое место. Тем не менее, Россия занимает первое место в мире в секторе пусковых услуг, осуществляя больше всех запусков ракет-носителей.
Только на разработку космических систем правительства и коммерческие структуры тратят более 18 млрд долларов в год, причем к работам в США, Европе, России и Японии в этой сфере присоединились Индия и Китай. Один из главных факторов роста космического рынка - это рынок спутникового телевидения, оценивающийся в 40 млрд долларов. Среди остальных факторов - растущий спрос на спутниковое радиовещание, а также на возможности системы глобального позиционирования.
По подсчетам International Space Business Council, общий объем инвестиций на мировом рынке спутниковой связи в период до 2012 года может составить около 600 млрд долларов. Общемировые инвестиции в космический сегмент и средства выведения на орбиту составят 60-80 млрд долларов, в оборудование абонентского доступа и предоставление услуг (связи, вещания, доступа к Интернету, мультимедиа) - более 400 млрд.
Продукция авиационной промышленности – самолеты, вертолеты и беспилотные летательные аппараты различного класса и назначения представляют собой сложные с технической точки зрения объекты.
Военное авиастроение – основа всего авиастроения в промышленно развитых странах. Оно включает в себя разработку и создание стратегических бомбардировщиков, истребителей, тренировочных, военно-транспортных самолетов и т.д. Особенностью этой отрасли также является и то, что государство, в первую очередь, заинтересовано в разработке новых моделей, финансируя ее в таком размере, какого она требует, тогда как пассажирское и транспортное авиастроение должны требовать как можно меньше расходов из-за того, что просто в дальнейшем их продукция может не окупиться. Таким образом, военное авиастроение – отрасль науко- и финансовоемкая, и позволить себе заниматься разработкой, испытанием и использованием ее продуктов могут лишь немногие страны.
Для того, чтобы разместить на своей территории предприятия такой отрасли машиностроения как авиастроение, необходимо, чтобы государство имело мощный экономический и ресурсный потенциал, так как авиастроение требует огромных финансовых средств, высоко квалифицированных кадров, возможность транспортировки недостающих материалов из дальних участков страны либо из других стран, полигоны для испытания новой продукции и многое другое. Таким мощным потенциалом обладают США, Великобритания, Германия, Испания, Франция, Россия, Швейцария. Отдельные конструкции для фирм вышеперечисленных стран производятся в Италии, Украине, Греции, Болгарии и других странах.
Объем
продаж мировой авиационной
В
общем объеме выручки от реализации
финальной продукции
Значительный
вклад в доходы отрасли (11% чистой
выручки отрасли, 24% доходов от продаж
гражданских воздушных судов) дает
продажа самолетов деловой
Сбыт
авиационно-космической
Военные
самолеты различаются по назначению.
Истребители перехватывают
Ракеты.
Назначение боевых ракет связано с их размерами. Баллистические ракеты обычно тяжелы и велики по размерам; самые большие из них – межконтинентальные. Основная часть траектории таких ракет лежит за пределами земной атмосферы. Ракеты меньших размеров обычно рассчитаны на дальности до сотен километров и управляются на протяжении всего полета; самые малые из них относят к категории снарядов.
Заказы на космическую технику поступают, как правило, от правительств и их агентств. В США этими проблемами ведает НАСА (NASA – National Aeronautics and Space Administration) – Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, в России – Российское космическое агенство. Космический летательный аппарат может быть пилотируемым или беспилотным. Возвращаемые на Землю аппараты при входе в плотные слои атмосферы движутся сначала по баллистической траектории, а в плотных слоях атмосферы и перед посадкой используют парашюты или крылья. Примером крылатого аппарата является американский воздушно-космический корабль «Шаттл». Космические аппараты выводятся в космос ракетами-носителями. В качестве ракет-носителей часто используются модифицированные баллистические ракеты. Для проведения научных исследований в космосе применяются и специальные исследовательские ракеты, размеры которых относительно невелики.
Космос
может быть использован в различных
целях – коммерческих, научных
и военных. В последние десятилетия
активизировались военные программы,
поэтому для защиты страны от нападения
из космоса были созданы ЦУКОС
МО РФ и Управление космических систем
ВВС США с задачей