Российский политический режим отличают:
а) отсутствие развитого и многочисленного
среднего класса; б) отсутствие консенсуса
в обществе по базовым ценностям; в) неразвитость
рыночных отношений; г) гипертрофированная
роль государства и бюрократии; д) коррупция
во всех эшелонах власти; е) сильно ограниченная
и сведенная к минимуму роль представительных
органов власти; ж) фактическая неподконтрольность
органов власти обществу; з) сохранение
и воспроизводство в обществе отношений
и связей патронажно-клиентального типа
в противовес горизонтальным. Поэтому
понятие «демократия» в его классическом
виде к современной России неприменимо.
Категории «посткоммунистическая» или
«посттоталитарная» указывают на существенные
отличия российской демократии от классических
образцов.
Тоталитарный режим,
его характеристика. |
Тоталитарный режим – это политический режим, стремящийся
к установлению абсолютного (тотального)
контроля над различными сторонами жизни
каждого человека и всего общества в целом.
Термин "тоталитаризм" происходит
от латинского слова "totalis" (весь,
целый, полный).
Он был введен в политический
оборот идеологом итальянского фашизма
Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. это понятие
впервые прозвучало в итальянском парламенте.
Его использовал лидер итальянского фа
шизма Б. Муссолини. С этого времени начинается
становление тоталитарного строя в Италии,
затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской
Германии (с 1933 г.). Государство поглощает
все общество и конкретного человека.
При этом власть на всех уровнях формируется
закрыто одним человеком или узкой группой
лиц из правящей элиты.
Признаки тоталитарного
режима:
• государство стремится к глобальному
господству над всеми сферами общественной
жизни, к всеохватывающей власти;
• общество практически полностью отчуждено
от политической власти, но оно не осознает
этого; в политическом сознании формируется
представление о "единстве", "слиянии"
власти и народа; моно- польный государственный
контроль над экономикой, средствами массовой
информации, культурой, религией, вплоть
до личной жизни, до мотивов поступков
людей;
• абсолютная "правовая", а точнее
антиправовая, регламентация общественных
отношений, которая базируется на принципе
"дозволено только то, что прямо разрешено
законом";
• государственная власть формируется
бюрократическим способом, по закрытым
от общества каналам, окружена непроницаемой
стеной и недоступна для контроля со стороны
народа;
• доминирующими методами управления
становятся насилие, принуждение, террор;
• господство одной партии, фактическое
сращивание ее профессионального аппарата
с государством, запрет оппозиционно настроенных
сил;
• права и свободы человека и гражданина
носят декларативный, формальный характер,
отсутствуют веские гарантии их реализации;
• экономической основой выступает крупная
собственность: государственная, монополистическая,
общинная;
• наличие одной официальной идеологии,
плюрализм фактически устранен;
• централизация государственной власти
в руках диктатора и его окружения;
• невозможность контроля со стороны
общества за деятельностью репрессивных
государственных органов;
• государственная власть осуществляется
по своему усмотрению, произволу, без учета
мнения большинства, в противоречии с
демократическими механизмами, нормами
и институтами. |
Тоталитарная идеология и разновидности
тоталитаризма
- Логика тоталитарной
мысли
Как мы выяснили, тоталитаризм
- это, можно сказать, своеобразная реакция
общества на кризисы периода индустриализации,
ускоренную модернизацию, форсированное,
догоняющее развитие. В такие периоды
общество испытывает сильные перегрузки:
разрушаются традиционные структуры,
у человека рождается чувство потерянности
и одиночества. В условиях возникновения
«массового производства» и «массового
человека» особую роль играет именно идеология.
В тоталитарной модели привлекательная
утопия приравнивается к абсолютной истине.
В связи с этим все остальные теории и
взгляды рассматриваются как заблуждения
или сознательная ложь, а их носители –
как враги, либо как темные заблудшие люди,
требующие перевоспитания.
Тоталитарная утопия представляется
в форме идеологии, которая обосновывает
цели коллективных действий. Дальнейшая
логика тоталитаризма примерно такова.
Общие цели конкретизируются и реализуются
с помощью экономического и социального
планирования. Всеобщее планирование
в свою очередь нуждается в надежной гарантии
реализации намеченных целей – всесильной
власти и массовой поддержки, что обеспечивается
благодаря гипертрофированному росту
институтов власти и социального контроля.
Подавляется всякое инакомыслие, так как
без единой идеологической веры невозможно
массовое послушание. Управляемая из центра
сложнейшая государственная машина не
допускает индивидуальной свободы граждан,
потому что это угрожает слаженности всего
целого. Ради достижения великой общей
цели позволительно использовать любые
средства, не считаясь с затратами и жертвами.
Суть тоталитарной
идеологии
Тоталитаризм – порождение человеческого
разума, его попытка поставить под непосредственный
рациональный контроль всю общественную
и личную жизнь, подчинить ее определенным
целям.
Существуют различные формы тоталитарных
идеологий, но всех их объединяют некоторые
общие черты. Прежде всего, это эсхатологическая
и телеологическая ориентация во взглядах
на развитие общества. Также, тоталитарная
идеология заимствует у ряда религий хилиастические
идеи о счастливом завершении истории
и достижении конечного смысла существования
человека. Такая привлекательная утопия
о манящем образе будущего строя, по сути,
изображается с целью оправдать огромное
количество жертв народа на пути к «светлому
будущему».
Телеологизм тоталитарной идеологии
проявляется в рассмотрении истории как
закономерного движения к определенной
цели, а также в приоритете цели над средствами
ее достижения, недаром одним из основных
девизов в СССР был девиз «цель оправдывает
средства».
Стоит отметить, что по своему содержанию
тоталитарная идеология революционна.
Она обосновывает необходимость формирования
нового общества и человека. Но вся идея,
по большей своей части, основывается
на социальных мифах. Эти мифы не подлежат
критике и имеют характер религиозных
символов. Лишь на их основе дается рациональное
объяснение всех общественных событий.
Тоталитарная идеология проникнута патерналистским
духом, покровительственным отношением
лидеров, постигших «социальную истину»,
к «недостаточно просвещенным» массам.
Идеология позиционируется как единственно
верное учение и носит обязательный для
всех характер.
Тоталитарное общество создает мощную
систему идеологической обработки населения,
манипулирования массовым сознанием.
При этом политическая пропаганда даже
ритуализируется и приобретает некоторые
черты религиозного культа.
Для тоталитаризма характерны монополия
власти на информацию, полный контроль
над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому
инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов
как политических противников. Тоталитарный
строй устраняет общественное мнение,
заменяя его официальными политическими
оценками. Отрицаются общечеловеческие
основы морали, а сама она подчиняется
политической целесообразности и по существу
вообще разрушается.
Государство всячески подавляет индивидуальность,
оригинальность, самовыражение отдельной
личности (по сути, подавляется и сама
личность). Люди обязаны носить одинаковую
одежду, одинаково мыслить, одинаково
себя вести. Культивируется стремление
не выделяться, быть как все. В связи с
этим возникают классовая и национальная
ненависть, зависть, подозрительность,
доносительство. В сознании людей создается
образ врага, с которым не может быть примирения.
Всячески поддерживаются боевые настроения,
атмосфера секретности, чрезвычайного
положения, не допускающая расслабления,
утраты бдительности. Все это служит оправданию
командных методов управления и репрессий.
“ИСТОКИ ТОТАЛИТАРИЗМА”
X. Арендт устанавливает четкие
хронологические рамки существования
тоталитарных режимов в Германии (1933—45)
и России (1929—53). Не имея широкого доступа
к советским источникам, она анализирует
прежде всего немецкую форму тоталитарного
господства, связывая генезис и основную специфику тоталитаризма
с проблемой антисемитизма как катализатора
национал-социализма. В книге раскрываются
социально-исторические причины тоталитарных
репрессий против определенной этнической
группы и показывается, какое место занимали представители этой группы
в европейской экономической системе.
Но преимущественная ориентация на немецкую
форму тоталитарного господства не мешает
вычленить основные особенности тоталитаризма,
общие как для национал-социализма, так
и для сталинизма. Автор настаивает на
принципиальной общности разных форм
тоталитарного господства, несмотря на
конкретные исторические особенности
их зарождения. Поэтому повышенное вниманиеАрендт к немецкой форме тоталитаризма
не снижает познавательной ценности ее
книги для российского читателя.
Согласно концепции Арендт,
тоталитаризм — это феномен 20 в., в корне отличный от всех иных форм
политического подавления (авторитаризма,
деспотизма, тирании) и базирующийся на
совершенно новых политических структурах
и механизмах. Основа тоталитарного господства
— массовое
общество, порожденное кризисом и распадом
классовой и политической систем в 1-й
трети 20 в., когда национальное государство в условиях экономического кризиса уже
не могло обеспечивать дальнейший рост
капиталистической экономики. Империалистическая
экспансия европейских стран подорвала устойчивость европейской системы национальных государств,
привела к 1-й мировой войне, к крушению
старой политической системы и соответствующей
социальной структуры. Опорой тоталитарных
движений стали атомизированные, изолированные
индивиды, лишенные нормальных социальных
связей. В Германии подобное состояние было продуктом исторических событий,
в России же большевикам для превращения
революционной диктатуры в полностью
тоталитарное правление потребовалось
искусственно создать атомизированное общество. Тоталитарные режимы нацелены на упразднение
свободы, полное уничтожение человеческой
спонтанности, и тем отличаются от авторитарных
форм правления, которые ограничивают,
но не отменяют свободу. Изоляция атомизированных
индивидов не только обеспечивает массовый
фундамент для тоталитарного правления,
но, распространяясь на властную систему,
провоцирует распад четко структурированной
правящей группы и создает абсолютную
монополию Вождя на власть. При этом вождь не связан групповой
иерархией, как в авторитарных режимах.
Основной орган власти при тоталитаризме — тайная полиция,
характерные черты которой становятся
общими качествами тоталитарного общества:
взаимное подозрение пронизывает всю
систему социального взаимодействия.
Тотальный террор, необходимый для поддержания атмосферы
панического страха, но абсолютно бессмысленный
с утилитарной точки зрения, является
сущностью тоталитаризма, который опирается
на принципиально новое понимание власти. Действиями тоталитарных
режимов руководит не жажда власти или
прибыли, а логика идеологического мышления, неколебимая вера в вымышленный мир. Но тоталитаризм неизбежно несет в себе
собственное уничтожение, ибо его господство означает разрушение нормального человеческого
общежития, а вместе с ним и самой сущности
человека как такового.
Социально-философская и теоретико-социологическая значимость книги Ханны Арендт позволяет назвать
ее одним из значительнейших трудов в
области политической философии 20 в., до
сих пор не потерявшим своей ни научной,
ни практической актуальности.
Истоки и разновидности авторитаризма.
Исторически авторитаризм в государстве
возникает двумя путями, соответственно
можно выделить две разновидности авторитаризма.
Первая - "традиционный" авторитаризм,
свойственный всем государствам до возникновения
гражданского общества. Вторая разновидность
- авторитаризм, возникший в результате
государственного переворота во время
политического кризиса, связанного с экономической
разрухой и (или) войнами. Обычно их называют:
· Традиционный додемократический авторитаризм
· Постдемократический авторитаризм
Рассмотрим эти разновидности подробнее.
Исторически все отношения - экономические
(обменные), политические (управленческие)
и т.п. были слиты с кровнородственным моноотношением,
существовали внутри рода и цементировали
весь род. Гражданского общества не существовало,
общество и государство совпадали, при
этом государство - публичная власть -
доминировало над обществом, господствуя
над ним то в форме восточной деспотии,
то в форме Римской империи, то в форме
средневековой монархии. Здесь наблюдался
авторитарный режим, характерный для всех
государств до образования гражданского
общества, так как в таких обществах его
члены не могут вступать в политическую
жизнь, индивиды выступают лишь частицами
поглотивших их социальных образований
- племени, нации, общественного класса
и т.д. В качестве истоков данной разновидности
авторитаризма выступают традиции и вера
в необходимость им следовать. Также можно
указать на отсутствие иных возможных
форм правления, отсутствие на данном
этапе развития человечества даже умозрительного
представления об ином - демократическом
- режиме.
Здесь авторитаризм часто принимает
форму автократии - такой формы правления,
в которой наблюдается неограниченное
и бесконтрольное полновластие одного
лица (деспотии Древнего востока, империи:
Рим, Византия; абсолютные монархии Средневековья
и Нового времени). Таким лицом на данном
этапе чаще всего выступает семья (монархическая
династия).
Интересно взглянуть на истоки вождизма
в более поздних авторитарных и тоталитарных
государствах с описываемых позиций. Ко
второму десятилетию XX века республика
с ее демократическими институтами еще
не стала привычной формой государственного
устройства в большинстве промышленно
развитых и развивающихся стран. Отдельные
государства еще сохранили монархию, а
иные совсем недавно установили республиканский
строй. Этим, по-видимому, и объяснялась
тоска уставших от революционных потрясений
и войны народов по подобной монарху политической
фигуре как объединительном начале нации.
И если в фашистской Германии фюрер смог
заменить ушедшего императора Вильгельма
II в душах немецких граждан, что придавало
устойчивость гитлеровскому режиму, то
в Италии Муссолини этого сделать не сумел.
Причиной тому было, надо полагать, существование
в Италии всеми признанного монарха, хотя
и не игравшего большой роли в итальянском
обществе. В католической Испании Франко
через фалангу пытался возвыситься до
уровня свергнутого короля; однако это
ему удавалось плохо. Поэтому каудильо
вновь и вновь обращался к королю, пытаясь
фактически восстановить монархию в приемлемой
для Франко форме. Придя к власти Франко
восстановил монархию, но : без монарха.
В 1945 году испанский король в эмиграции
издал манифест, осудивший диктатуру,
чем окончательно испортил отношения
с Франко.