Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:38, реферат
Быть может, уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Мириады мерцающих ночных светил заставляли его уноситься мыслью в безбрежные дали Вселенной, будили воображение, заставляли задумываться над тайнами мироздания. Шли века, человек приобретал все большую власть над природой, но мечта о полете к звездам оставалась все такой же несбыточной, как тысячи лет назад. Легенды и мифы всех народов полны рассказов о полете к Луне, Солнцу и звездам. Средства для таких полетов, предлагавшиеся народной фантазией, были примитивны: колесница, влекомая орлами, крылья, прикрепленные к рукам человека.
В 17 веке появился фантастический рассказ французского писателя Сирано де Бержерака о полете на Луну. Герои этого рассказа добрался до Луны в железной полоске, над которой он все время подбрасывал сильный магнит. Притягиваясь к нему, полоска все выше поднималась над Землей, пока не достигла Луны.
Введение……………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………….3
Актуальность…………………………………………………………..5
Цель…………………………………………………………………….5
Задачи…………………………………………………………………..5
Новизна работы………………………………………………………..5
Методы исследования…………………………………………..…6
Аналитический
Приближающаяся космическая эра………………………..….6
Космический корабль Земля……………………………..…….8
Этапы проникновения…………………………………………11
Проблемы освоения космоса………………………………….13
Освоенная человеком Вселенная……………………………..15
Человек в открытом космосе………………………………….17
Человек космический……………………………………….....20
Есть ли жизнь на Марсе?...............................................................21
Фантазии или пророчества……………………………………24
Космический век и экология………………………………….26
Практический…………………………………………………………30
Заключение……………………………….……….………………..32
Вывод………………………………………………………..…………33
Приложения……………………………………………………………34
Литература…………………………………………………………..…35
В январе 1986 года в результате взрыва одного из твердотопливных ускорителей потерпел катастрофу еще в нижней стратосфере, так и не достигнув космоса, «Чэлленджер». Погибло семь астронавтов. По оценке самих американских специалистов, этой катастрофы можно было избежать при более тщательной технической подготовке «челнока» к полету.
Одиночество, разумеется, не означает оторванности и изолированности от всех, как бывало в сурдокамерах при подготовке космонавтов к одиночным полетам. Теперь космонавты летают как минимум по двое, а вместе с экспедициями посещения иногда собираются вчетвером, вшестером и даже находятся одновременно в космосе всемером, как это было еще в 1969 году при совместном полете и сближении кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8».
И все-таки основную часть времени - изо дня в день и многомесячно - вдвоем; в лучшем случае втроем.
В 1982 году двое, Анатолий Березовой и Валентин Лебедев, провели в космосе 211 суток В 1984 году уже трое - Леонид Кизим, Владимир Соловьев и Олег Атьков - провели там 237 суток. Как-то космонавт Георгий Гречко устроил опыт со студентами - предложил им просто побыть вдвоем в комнате. Ребята выдержали только шесть суток. Отчасти так произошло потому, что они в основном бездельничали. Космонавты же трудятся ежеминутно, да и отдых направлен у них на поддержание работоспособности.
Однако при всей сложности повседневного общения двух или, реже, трех людей, оторванных от нормального человеческого общения (городской житель часто имеет больше сотни ежедневных контактов с другими людьми!), быть в космосе отшельником - отнюдь не идеал для космонавта. И совсем неверно изображать их сумрачными работягами, лишь по необходимости терпящими друг друга.
Иногда космонавты забавляются. Петр Климук пытался летать по жилому отсеку верхом на пылесосе, изображая некую модернизированную Бабу Ягу, которая, как известно, летала на метле. Не получилось, тяга оказалась слабой. Георгий Гречко на досуге, постукивая в стену станции, отделял от ее внешней оболочки крохотные частички, фотографировал их, а потом, на Земле, показывал снимки друзьям: вот, мол, смотрите, инопланетные «летающие тарелки». И многие верили. А Майкл Коллинз, американский астронавт, написавший книгу о первом путешествии людей на Луну, рассказывал, как бытовые отходы, выбрасываемые за борт и несколько дней сопровождающие корабль, горят разноцветными созвездиями, и шутливо добавлял: «Иногда достаточно очень немногого, чтобы получить истинно эстетическое наслаждение!»
Можно было бы и закончить эту главу на «шутливой волне». Но вот космонавты возвращаются домой. Когда открывается крышка спускаемого аппарата, космонавты снимают шлемы и скафандров, их первое «воспоминание» - запахи трав, ветра, и «воспоминание» почвы.
Человек космический
Сегодня в космическом пространстве побывало множество человек. Первым человеком, которому суждено было совершить этот прорыв в космос, был гражданин СССР - Ю.А.Гагарин. 108 минут, один виток вокруг нашей планеты, предстояло сделать Юрию Алексеевичу Гагарину, который стартовал в корабле «Восток» утром 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур в Казахстане. Уже после полета это краткое космическое путешествие человека было названо «прыжком в неизвестность». А неизвестность была абсолютная. Водную и воздушную стихии человек познавал и осваивал долго и постепенно. Человек живет в воздушной среде и умеет плавать в воде и под водой. А что там, в космосе? Конечно, там те же самые созвездия и чернота, что видны с Земли. Но человек никогда не оказывался «лицом к лицу» со Вселенной. Выдержит ли его психика? Какие неожиданности может он встретить, защищенный не стокилометровой броней атмосферы, а броней стенок корабля толщиной меньше сантиметра, которые вибрируют при легком постукивании изнутри?
Гагарин выдержал испытание.
Единственное, от чего он не мог удержаться,
это от поистине «космического» восторга
при виде Земли из космоса, когда,
словами Пушкина, «одна заря сменить
другую спешит, дав ночи полчаса». В
космосе именно так и происходит,
с той лишь разницей, что воочию
наблюдаешь, как заря простирается
на полпланеты. Восторг не покидал 27-летнего
летчика и еще несколько
Есть ли жизнь на Марсе?
Аэлита - прекрасная марсианка из фантастического романа советского писателя Алексея Толстого, написанного в начале 20-х годов XX века. Революционный пафос молодой и первой на Земле социалистической республики обрел космическое измерение: на Марсе на страницах романа тоже совершается пролетарская революция.
Полвека спустя точнейшие приборы спускаемых аппаратов не обнаружили на Марсе даже ни единого микроба. Космонавтика не нашла жизни нигде в Солнечной системе, а вынесенные ею в космос оптические, радио-, гамма- и другие телескопы не обнаружили никаких признаков деятельности или сигналов искусственного происхождения во всей обозримой Вселенной.
Английский философ Бертран Рассел как-то говорил об «ужасе космического одиночества» как о неразрешимой трагедии рода -человеческого и каждого индивида. Усугубила ли космонавтика этот «ужас», экспериментально подтвердив наше одиночество, или же, напротив, способствовала его преодолению? Вопрос непрост.
Идея обитаемости мироздания,
«живой Вселенной» - это, если угодно, врожденная
идея человека, а быть может, и некая
интуиция, с которой должна считаться
и наука («интуиция» - вполне научная
категория). Идея множественности обитаемых
миров была присуща античной философии.
Эпоха Возрождения, которая и
обязана своим названием
С трудом и нежеланием человечество отказывалось от иллюзий насчет близкого соседства с «братьями по разуму», «Мы пришли с миром от всего человечества» - такую надпись оставил в 1969 году первый лунный экипаж «Аполлона». Надпись была скорее пожеланием, чем реальностью, не только потому, что человечество еще не установило мира внутри себя, по и потому, что, собственно говоря, не к кому было обращаться. Незадолго до начала космического века была популярна одна гипотеза: на обратной стороне Луны, никогда не видимой с Земли, имеются знаки посещения нашего естественного спутника представителями чужой высокоразвитой цивилизации, которые оставили их именно на обратной стороне, чтобы человеческая цивилизация развилась достаточно высоко и могла с помощью собственной космической техники обнаружить эти знаки и понять их, но ко времени высадки людей на Луну уже существовали снимки ее обратной стороны, представившие нам дикую горную страну и ничего больше.
Гипотеза об искусственном
происхождении марсианских
Итак, отвергнуты многие научные
гипотезы, «морально устарели» целые
тома фантастической литературы. И
надо сказать, что с психологической
точки зрения такая ломка понятий,
«великий отказ» от слишком оптимистических
предположений о внеземных
В кругах философов и специалистов в области астрономии и астрофизики стала выдвигаться как бы антигипотеза Бруно: не исключено, что разумная жизнь и жизнь вообще не существует за пределами Земли.
Что означают эти взгляды? Когда Коперник выступил со своей негеоцентрической системой, тем самым был положен конец представлению о Земле как о центре мироздания. Что сталось бы с современной наукой, если бы ученые по-прежнему придерживались геоцентрической картины мира Аристотеля - Птолемея? Современной науки просто-напросто не существовало бы, ибо невозможно продвигаться вперед в познании мира, имея заведомо превратное общее представление о нем, из которого следуют и превратные принципы, методики и т.п. Сейчас система Птолемея годится разве что для любительской морской навигации, поскольку она в некотором роде может интерпретироваться как проекция на Землю истинного расположения и движения видимых светил. Но система Птолемея явно непригодна для космической навигации. Для этого уже понадобилась в практическом смысле система Коперника.
Между тем мысль Джордано
Бруно о множественности
Подобное возрождение
есть идеалистическая реакция на
последние события в космосе,
события, связанные с человеческой
деятельностью вне Земли, с космонавтикой,
ибо гипотеза об исключительности и
уникальности лишь одной точки мироздания
(Земли) по отношению к бесконечной
Вселенной не может иметь
Фантазии или пророчества?
Космос безмолвен. Но если принять во внимание соответствие между музыкальной октавой и цветами спектра, впервые использованное русским композитором Александром Скрябиным, то безвоздушный и, следовательно, не проводящий звука космос может зазвучать и для музыкального искусства. Есть космос и воздушный, хотя пока трудно предугадать, как будет эстетически восприниматься прямое звучание природных процессов на Венере, Марсе, Юпитере и других планетах и их спутниках, атмосферы которых способны распространить звук. Во всяком случае, мир музыки тоже способен чрезвычайно обогатиться новыми звучаниями.
Можно было бы сегодня в порядке принципиальной постановки проблемы говорить и о балетном искусстве в условиях невесомости. Какая свобода и какие великолепные возможности открываются здесь для развития и раскрытия этого вида искусства!
Интереснейшие перспективы
открываются космонавтикой в
архитектуре и
Но будет и свое, чисто космическое. Космонавт Константин Феоктистов говорил как-то о «роевом принципе» космического строительства: промышленные предприятия, энергетические установки, жилые комплексы, оранжереи, научные лаборатории могут свободно «плавать» в непосредственной близости друг от друга, образуя некое скопление, «рой». Это позволит устранить взаимные отрицательные воздействия объектов различного назначения и помехи, например, между жилыми помещениями, где желательна небольшая искусственная гравитация, достигаемая путем вращения «дома» вокруг своей оси, с одной стороны, и лабораториями, где приборы требуют абсолютного покоя, защиты от микрогравитации, встрясок и т.п. - с другой. В то же время все здания располагаются по соседству друг с другом и связь между ними легко осуществима. Приблизительно шарообразный, растущий во всех направлениях, без улиц, город-рой - такого земное градостроительство и земная архитектура еще не знали.
Космическое пространство, окружающее такие города, будет оставаться мертвым; здесь не будет пригородных зон отдыха. Поэтому в космических городах особенно будет ощущаться нужда в пластичных и «живых» архитектурных элементах, таких, как, например, колонна, имеющая богатейшую историю в земной архитектуре. А быть может, люди найдут новые формы и способы создания гармоничных ансамблей, «снимающих» космическое однообразие, пустоту, холод и мрак.