Действие норм права во времени, в пространстве,по кругу лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:39, контрольная работа

Описание работы

Всякое понимание права основывается на том, что признается способность права быть регулятором общественных отношений. Исходное ценностное начало права - способность оказывать воздействие на волю и сознание людей. Отсюда и проистекает значение вопросов действия права в целом и отдельных норм права. Действие права - это его информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц.

Содержание работы

Введение
1.Действие норм права во времени 4
2.Действие норм права в пространстве 14
3. Действие норм права по кругу лиц 19
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

правоведение.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.Действие норм права во времени                                                                        4

2.Действие норм права в пространстве                                                               14

3. Действие норм права по кругу лиц                                                                  19

Заключение

Список  литературы

    Введение

    Всякое  понимание права основывается на том, что признается способность  права быть регулятором общественных отношений. Исходное ценностное начало права - способность оказывать воздействие на волю и сознание людей. Отсюда и проистекает значение вопросов действия права в целом и отдельных норм права. Действие права - это его информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц. Право потеряло бы всякий смысл, если бы не проявляло себя как активное творческое начало, если бы не формировало и не изменяло общественную среду, не определяло направление и формы поведения участников общественных отношений. Право действует и в сфере законотворчества, и в области активной реализации установленных законоположений, и в сфере пассивной охраны действующих нормативных актов. Действие права указывает на функционирование отдельных норм и всей правовой системы. Оно подчеркивает динамизм права, хотя и статическая функция права немыслима вне его действия.

    Действие  права означает переход (перевод) социальных моделей и абстрактных ценностей в реальную практику. Действие права материализует (пытается материализовать) присущую праву по определению справедливость в поведение отдельной личности, поведение социальных общностей, образ жизни общества. Право как серьезная социальная сила реализует свой потенциал в ходе воздействия на общественные отношения.

    Действие  права имеет свою внутреннюю и  внешнюю стороны. Внутренняя сторона  связана с восприятием права его адресатами. Внешняя - с формами и методами, которыми заявляет о себе право, а также формами и методами правомерного поведения управомоченных и обязанных субъектов.

    1.Действие  норм права во времени

    Социально-экономическая, политическая, культурная и собственно правовая обусловленность действия права составляет его система образующий стержень. По условиям современности мы имеем разве лишь более цивилизованное в целом проявление многочисленных факторов, но время не изменило их направленности на механизм действия права.

    Было  бы неправильно отрывать действие права  от деятельности государства. Этот момент освещается в темах о соотношении права и государства, о понятии права и государства, их воздействии на развитие общества.

    Право содержит многообразную информацию. И не просто правовую информацию, а  знание о самых разных сторонах жизни  общества. Неслучайно по историческим памятникам права мы многое узнаем о наших предках. А знание, как известно, учит и призывает соответствующим образом действовать. Очень важно поэтому, чтобы закладываемая вправо информация не была ложной, дезориентирующей, так как в противном случае через определенное время право перестанет действовать именно по этой причине. Законодатель рискует, например, декларируя демократизм и общенародный характер системы, в то время как в реальности господствуют другие ценности.

    С информативным действием тесно связано и действие ценностно-мотивационное. Следует, однако, заметить, что помимо действия определенных знаний на мотивацию адресатов права напрямую, законодателю приходится вводить специальные нормы и положения, закрепляемые, в частности, в преамбулах, дабы вызвать мотивы правомерного поведения.

    Информационное  и ценностно-мотивационное действие права в первую очередь призвано реализовать охранительную функцию  права. Но особой содержательной стороной действия права является собственно правовое регулирование, отражающее сугубо динамическую роль права. Здесь право организует поведение участников общественных отношений, заставляя их действовать активно в соответствии с возлагаемыми на них обязанностями. Здесь право стимулирует соответствующее поведение, фиксируя у своих адресатов субъективные права.

    Действие  норм права во времени продолжается с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента утраты им силы.

    Существует  следующий порядок вступления нормативных  правовых актов в силу (введения в действие).

    1. Момент введения в действие  чаще всего указывается в сопутствующем акту документе - постановлении о введении (о порядке введения) нормативного правового акта в действие или в самом акте. Делается это так.

    а) Называется конкретная дата введения нормативного правового акта в действие. Чаще всего срок между принятием нормативного акта и вступлением его в силу не превышает одного-трех месяцев. Но если для реализации нормативного правового акта нет еще социально-экономических, финансовых условий или требуется большая подготовительно-организационная работа, то срок между принятием нормативного правового акта и вступлением его в силу может быть значительными. Например, Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Однако статьи б (личная охрана, охрана жилища и имущества), 7 (выдача оружия, спецсредств индивидуальной защиты и оповещения об опасности), 11 (в части изменения внешности защищаемого лица) и 20 (о материальной компенсации) вступили в силу только 1 января 1996 г. А ст. 10 (в части, касающейся переселения защищаемого лица на другое место жительства) вступила в действие лишь 1 января 1997 г.

    б) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента опубликования. Так, Федеральный закон "О свободе  совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. был опубликован  в "Собрании законодательства Российской Федерации" 29 сентября 1997 г. и с этого же момента вступил в силу; Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. был опубликован 28 июля 1997 г. в "Собрании законодательства Российской Федерации" и с этого дня вступил в силу.

    Согласно  ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой "любые нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".

    Порядок опубликования и вступления закона в силу определен федеральным  законом от 14 июня 1994 г. "О порядке  опубликования и вступления в  силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".

    Согласно  ст. 2 этого Закона датой принятия федерального считается день принятия его Государственной Думой в  окончательной редакции.

    Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации" (ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. в редакции Федерального закона от 22 октября 1999 г.).

    Закон подлежит официальному опубликованию  в течение семи дней после его подписания Президентом Российской Федерации и вступает в силу, по общему правилу, по истечении десяти дней после официального опубликования.

Точнее  было бы указать: по истечении десяти суток, т.е., если, например, закон принят 1 марта, то с учетом того, что день опубликования не входит в десятидневный срок, закон следует считать вступившим в силу с 00 часов 12 марта.

    Законодатель  может установить и иной порядок  вступления принятого закона в силу. Действие закона может быть прекращено путем его отмены либо замены другим уголовным законом, а также в связи с изменением условий и обстоятельств, вызвавших принятие этого закона. Зарубежному законодательству известны также уголовные законы, действие которых рассчитано на определенный срок.

    в) Нормативный правовой акт вводится в действие поэтапно. При этом этапы  обозначаются либо сроками, либо связываются  с наступлением определенных условий. Примером такого порядка введения в  действие нормативного правового акта является уже упоминавшийся выше Закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Таким же является и Закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г., в котором введение в действие ч. 2 ст. 33 (о финансировании судов на основе нормативов) ставится в зависимость от последующего принятия и вступления в силу соответствующего федерального закона.

    г) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента его принятия. Это относится, прежде всего, к постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания.

    Этот  порядок введения в действие нормативных  правовых актов не слишком удобен. Реально акт начинает действовать  лишь тогда, когда о нем узнают субъекты, которым он адресован. Получить нее достоверную информацию о содержании нормативного правового акта можно лишь после его официального опубликования. Момент принятия акта и момент его опубликования никогда не совпадают - промежуток времени хотя бы  несколько дней между ними всегда будет.

    Это своего рода "период бездействия", ибо акт формально вступил в силу, а реально (до публикации) действовать не может. Например, постановление Государственной Думы "О неотложных мерах по стабилизации положения на фармацевтическом рынке Российской Федерации" было принято 18 сентября 1998 г., а опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" 5 октября 1998 г. Поэтому наиболее приемлемым моментом вступления в силу и этих нормативных правовых актов явился бы день их официального опубликования.

    д) Нормативный правовой акт вводится в действие со дня его подписания должностным лицом. Именно так вступают в силу ненормативные (индивидуальные) акты Президента, распоряжения Правительства, а также акты Президента и Правительства, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

    Время между подписанием актов Президента и Правительства и их официальным  опубликованием не должно превышать  десяти дней.

    2. Если в нормативном правовом  акте срок вступления его в  силу не указан, то применяется порядок, установленный Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов; актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. и Указом Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г.

    Нормативный правовой акт Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

    Акты  Президента Российской Федерации, имеющие  нормативный характер, и акты Правительства  Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус Федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

    Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

    3. Порядок постепенного вступления в силу (введения в действие) нормативных правовых актов. Речь идет об актах, не имеющих общего значения; чаще всего ведомственных, нередко имеющих ограничительный гриф и предназначенных строго определенным адресатам. Эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от правотворческого органа обусловливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие.

    Рассмотренные выше положения не исчерпывают всех вопросов, связанных с введением в действие нормативных правовых актов. Есть некоторые особенности вступления в силу актов органов исполнительной власти, требует совершенствования существующая процедура. Целесообразно издание единого закона о разработке, опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов, действующих на территории России.

    Прекращают  свое действие нормативные правовые акты: а) по истечении срока, на который  были приняты; б) с изменением обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания); в) при отмене данного акта другим актом (наиболее распространенный случай).

    Об  отмене устаревших нормативных правовых актов чаще всего говорится во вновь принятом и вступающем в силу акте. Это наиболее распространенный способ отмены прежних предписаний. Редко какой закон, указ, постановление, приказ не содержит пункта, указывающего на акты или положения, утрачивающие силу в связи с введением в действие нового нормативного правового акта. Например, в последней статье Федерального закона "О статусе военнослужащих" 1998 г. названы два закона Российской Федерации и два постановления бывшего Верховного Совета Российской Федерации, утрачивающих силу.

    Отмене  устаревших нормативных правовых предписаний нередка, посвящаются специальные акты. Таково постановление Правительства Российской Федерации "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием Конституции Российской Федерации" от 27 декабря 1994 г. № 1428, где признаны утратившими силу 76 актов Правительства либо их отдельных положений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. № 343 в связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу 17 постановлений бывшего Совета Министров РСФСР.

Информация о работе Действие норм права во времени, в пространстве,по кругу лиц