К
государственной территории (условной
территории) приравниваются территории
посольств, морские, речные, воздушные
и космические корабли (станции)
под флагом или знаком российского
государства, кабели и трубопроводы, продолженные
в открытом море и соединяющие территории
государств, технические сооружения на
континентальном шельфе или в недрах открытого
моря. При этом военные суда приравниваются
условно к территории государства повсеместно,
а невоенные морские и воздушные суда
- соответственно только в водах и воздушном
пространстве своего государства в открытом
море и воздушном пространстве над ним.
На
государственной российской территории
и территории, условно приравненной
к ней, действуют нормативные правовые
акты Российской Федерации. Однако в определенных
случаях они уступают место нормам международного
права. Конституция Российской Федерации
гласит: "Общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора".
3.
Действие норм права по кругу лиц
С
действием норм права в пространстве тесно
связано их действие по кругу лиц. По общему
правилу, правовые нормы каждого конкретного
государства, распространяются на всех
лиц, проживающих или находящихся на территории
данного государства. Это и граждане государства,
и иностранцы, и лица без гражданства,
и государственные органы, и различные
организации, и прочие лица, являющиеся
субъектами права. В то же время из этого
правила есть исключения.
Во-первых,
в каждом государстве имеются
правовые нормы, которые распространяются
только на граждан государства и не действуют
в отношении иностранцев и лиц без гражданства.
Так, например, в Российской Федерации
иностранцы и лица без гражданства не
могут избирать и быть избранными в органы
государственной власти, не могут быть
назначены на некоторые государственные
должности (в частности, судьи, прокурора,
нотариуса), не обязаны нести военную службу
и т.д.
Во-вторых,
отдельные нормы права распространяют
свое действие только на определенные
категории субъектов: должностных
лиц, военнослужащих, врачей, учителей,
студентов и т.д. Например, норма, содержащаяся
в ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской
Федерации (злоупотребление должностными
полномочиями), действует только в отношении
должностных лиц.
В-третьих,
дипломаты, консульские работники, другие
лица, обладающие дипломатическим иммунитетом,
не могут быть привлечены к уголовной
или административной ответственности,
не подлежат аресту и задержанию в случае
совершения ими соответствующих правонарушений
на территории страны пребывания. Вопрос
об их ответственности за данные правонарушения
решается дипломатическим путем.
Кроме
того, в отношении граждан, а в
ряде случаев и некоторых других
лиц (иностранцев, лиц без гражданства,
организаций), нормы права действуют
не только на территории собственного
государства, но и за его пределами. Так,
например, граждане обязаны соблюдать
правовые нормы своей страны независимо
от того, где они находятся, а иностранцы,
лица без гражданства, иностранные организации
обязаны соблюдать законы прибрежного
государства на континентальном шельфе
и в исключительной экономической зоне.
Рассмотрим
пределы действия международно-правовых
норм. Международно-договорное происхождение
единообразных норм обусловливает
их специальное положение в системе
национального права. Функционирование
единообразных норм в системе национального
права определяется публично-правовыми
нормами конвенции. Содержание международно-правового
обязательства государства в отношении
этих норм заключается, прежде всего, в
обязанности регулировать определенный
круг общественных отношений именно этими
нормами, сохранять их в силе вплоть до
прекращения действия конвенции. Публично-правовые
нормы конвенции "определяют пределы
действия единообразных норм права и правила
их толкования в процессе применения.
Практика
создания международных конвенций
по унификации выработала три способа
ограничения пределов действия единообразных
норм права: конвенции, базирующиеся на
принципе взаимности; конвенции, исключающие
какую-либо взаимность; конвенции с
так называемой ограниченной взаимностью.
Указывая пределы действия единообразных
норм, конвенции по унификации тем самым
сами решают проблему соотношения действия
этих норм и иных норм национального законодательства.
Большинством
юристов признана необходимость таких
норм в международных конвенциях по унификации,
однако мнения об их природе расходятся.
Некоторые авторы рассматривают правила
применения как "специальные коллизионные
нормы", указывая на общность стоящей
перед ними задачи - разрешать конфликты
законов, только первые действуют внутри
правовой системы, а вторые - в международной
сфере. Между тем основная функция правил
применения - определение пределов действия
единообразных норм права. Они возлагают
на государство обязанность включать
единообразные нормы в национальную законодательную
систему, изменять соответствующим образом
законодательство, регулировать именно
этими нормами определенные отношения
и т. д. Правила применения - это публично-правовые
нормы конвенции; в результате их нарушения
наступает международно-правовая ответственность
государства, а не его физических и юридических
лиц.
Заключение
Действие
права охватывает собой предметное
действие; действие во времени; действие
в пространстве; действие по кругу
лиц. Все эти аспекты более подробно
рассматриваться в теме, посвященной действию
нормативно-правовых актов. Разного уровня
и разной юридической силы акты действуют
по-разному. Но есть и нечто общее, что
характеризует действие права в целом.
В
предмет правового регулирования
входят волевые отношения, что исключает
распространение действия права на события
или состояния, в которых не участвует
человеческая воля. Повлиять на их ход
право не может. Здесь оно бессильно. Цивилизованный
законодатель исключает привлечение к
ответственности за образ мыслей, считая
такую практику реакционной, объявляя
соответствующие нормативные акты неправовыми.
Во
времени действие права начинается
еще до появления государственного
веления. Напротив, именно право побуждает
к действию законодателя. Именно право
требует своего закрепления в законе.
И лишь затем актуализируется проблема
действия актов, изданных в установленном
порядке компетентными государственными
органами.
Действие
права в пространстве не ограничено
какими-либо территориальными пределами.
Неслучайно имеет место примат международного
права. Неслучайно намечается формирование
мирового права. Однако действие законов
и других нормативных актов, исходящих
от государства, ограничивается пределами
государственной территории.
Право
в принципе адресовано человеку. Но,
воплощаясь в нормативно-правовых актах
государства, оно ограничивается в своем
действии, как правило, кругом лиц, проживающих
на территории данного государства.
Список
литературы
1.
Конституция Российской Федерации от
12 декабря 1993 г.
2.
Бойцов А.И. Действие уголовного
закона во времени и пространстве.
СПб., 2001.
3.
Большой юридический словарь М.: 2002.
4.
Иванников И.А. Проблемы государства
и права России начала XXI в. М.; 2005.
5.
Коркунов Н.М. Лекции по общей теории
права М.; 2001
6.
Марченко М.Н. Проблема теории государства
и права. М.: изд. "Проспект" 2005.- 768с.
7.
Теория государства и права. / Под ред.
В.К. Бабаева, М.- 2002.- 592с.
8.
Теория государства и права / Под ред. В.Д.
Перевалова М.; изд. "НОРМА" 2006. 496 с.
9.
Постатейный комментарий к Конституции
Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д.
Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура,
2002.-959 с.
10.
Пьянов Н. А. Вопросы теории и истории государства
и права. Изд. ИГУ Иркутск 2003 г