Федеративная республика Германия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:38, доклад

Описание работы

По форме государственного устройства Германия –парламентская республика. Законодательная власть представлена 2палатным парламентом: верхняя палата – бундесрат и нижняя (более сильная) бундестаг. Бундестаг – состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоящие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активного избирательного права. При выборах депутатов Бундестага применяется смешанная система – так называемая «персонализированная пропорциональная».

Файлы: 1 файл

Федеративная республика Германия.docx

— 84.11 Кб (Скачать файл)

Федеративная республика Германия.

По форме государственного устройства Германия –парламентская республика. Законодательная власть представлена 2палатным парламентом: верхняя палата – бундесрат и нижняя (более сильная) бундестаг. Бундестаг – состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоящие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активного избирательного права. При выборах депутатов Бундестага применяется смешанная система – так называемая «персонализированная пропорциональная». Половина депутатов Бундестага (328) избирается в избирательных округах, по одному депутату от каждого округа. Другая половина избирается по так называемым земельным спискам партий. Каждый избиратель на выборах в Бундестаг имеет два голоса. Первый голос он подает за кандидата в депутаты в избирательном округе, второй голос – за земельный список кандидатов одной из партий. Оба голоса могут подаваться независимо друг от друга: избиратель вправе отдать свой «первый» голос кандидату от одной партии, а «второй» – земельному списку кандидатов от другой партии. Председателем Бундестага избирается представитель крупнейшей фракции. Блок Меркель победил на выборах в бундестаг, набрав 41,5% голосов, и получил 311 из 630 мест в парламенте нового созыва. Этого недостаточно, чтобы самостоятельно сформировать новое правительство. Поэтому ХДС/ХСС будет вынужден создать коалицию с СДПГ или "зелеными". Первый вариант считается наиболее вероятным. Однако внутри СДПГ такой союз поддерживают далеко не все. Среди противников и бывший кандидат партии на пост канцлера Пеер Штайнбрюк.

Одновременно  с ним избираются заместители  – соответственно числу фракций, представленных в Бундестаге, а также  несколько секретарей. Вместе они  образуют президиум палаты, который, никаких функций как коллегиальный орган не осуществляет. Функции Бундестага:

- развитие  законодательства;

- утверждение  федерального бюджета;

- избрание  Федерального канцлера;

- парламентский  контроль за деятельностью Федерального  правительства, ратификация международных  договоров;

- принятие  решения об объявлении состояния  обороны и некоторые другие  вопросы;

- законотворчество;

- утверждение  федерального бюджета. Проект  бюджета составляется Федеральным  правительством. Бундестаг вправе  предлагать свои поправки к  правительственному проекту бюджета,  но если они предусматривают  увеличение расходов или новые  расходы, то такие поправки  могут приниматься лишь с согласия  Правительства;

- решение  вопроса о главе Правительства.  В начале своей легислатуры  Бундестаг избирает Федерального  канцлера, который затем самостоятельно  формирует Правительство. 

Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит из председателя, вице-председателей и 24 членов, назначаемых фракциями пропорционально их численности. Его задачи:

- согласование  между фракциями численности  комитетов Бундестага, распределение  в них мест между фракциями;

- назначение  председателей комитетов и их  заместителей;

- согласование  повестки дня ближайших заседаний  Бундестага и план его заседаний  на более длительный срок;

- принимает  проект бюджета Бундестага, выносит  решения по его внутренним  делам.

Бундесрат – это верхняя палата парламента, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти Федерации, а также в делах Европейского Союза. Он не является выборным органом и состоит из членов правительств земель с заседаниями 1 раз в месяц. Бундесрат не имеет определенного срока полномочий: это постоянный орган, который не может быть распущен никаким другим органом. Земли с численностью населения до двух миллионов человек (Бремен, Гамбург, Саар, Мекленбург-Передняя Померания) имеют в бундесрате три голоса, от двух до шести миллионов человек (Берлин, Бранденбург, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия) — четыре голоса, от шести до семи миллионов человек (Гессен) — пять голосов, свыше семи миллионов человек (Бавария, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия) — шесть голосов. Количество голосов означает, в первую очередь, какое количество делегатов может отправить земельное правительство в бундесрат. Делегация, как правило, возглавляется председателем правительства земли. Голоса одной земли могут подаваться только согласованно. Бундесрат избирает своего председателя сроком на один год (Винфрид Кречманн из партии зеленых)

Председатель:

- созывает  заседания Бундесрата;

- определяет  повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении  голосования;

- замещает  Федерального президента, если последний  временно не может выполнять  своих функций.

Полномочия Бундесрата:

- принимает  участие в законодательной деятельности, он обладает правом законодательной  инициативы;

- участвует  в осуществлении исполнительной  власти Федерации. В согласии  Бундесрата нуждаются многие  постановления Федерального правительства,  издаваемые на основе федеральных  законов;

- наряду  с Федеральным правительством  Бундесрат участвует в федеральном  надзоре за землями. 

- по вопросам, относящимся к ведению Европейского  Союза, Бундесрат может создать  Европейскую палату, решения которой  приравниваются к решениям Бундесрата.

Согласно  Основному закону главой Федеративной Республики Германия является Федеральный президент. Должность с 18 марта 2012 занимает Иоахим Гаук. Он избирается Федеральным собранием, которое создается только для выборов Президента. Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами германских земель. Ландтаги избирают их на основе пропорционального представительства в количестве, устанавливаемом для каждой земли Федеральным правительством с учетом числа депутатов от данной земли и последних данных о численности населения. Федеральный президент избирается сроком на 5 лет с правом повторного переизбрания. Однако никто не может быть избран Президентом более двух раз подряд.

Полномочия Президента ФРГ в области внутренней политики:

- подписывает  Федеральные законы и распоряжается  об их опубликовании; может  опротестовать принятый парламентом  закон как антиконституционный  перед Федеральным конституционным  судом; выдвигает кандидатуру  на пост Федерального канцлера (считаясь с соотношением партийных  фракций в Бундестаге);

- назначает  по предложению Федерального  канцлера федеральных министров,  обладает правом назначать и  увольнять федеральных чиновников  и федеральных судей; 

- осуществляет  право помилования, награждение  орденами и медалями и др.

Внешнеполитические полномочия Федерального Президента:

- представительство  Федерации в международных отношениях, назначение и отзыв послов  ФРГ в иностранных государствах, прием аккредитуемых при нем  полномочных представителей иностранных  государств. Президент имеет право  заключить от имени ФРГ договоры  с иностранными государствами.

Для вступления в действие распоряжений и указаний Федерального президента необходима их контрасигнация Федеральным канцлером  или компетентным федеральным министром.

Федеральный президент не несет политической ответственности перед представительными  органами ФРГ. Он не отчитывается о  своей деятельности ни перед Бундестагом, ни перед федеральным собранием. Однако Основной закон допускает  возможность смещения Президента с  должности до истечения срока  его полномочий.

Исполнительную  власть в ФРГ осуществляет Федеральное правительство. Основной закон предусматривает следующий порядок формирования Федерального правительства: Бундестаг по предложению Федерального президента избирает Федерального канцлера – главу Правительства. Срок полномочий Федерального канцлера совпадает в принципе со сроком полномочий Бундестага. В Правительство кроме Федерального канцлера входят Федеральные министры. Одного из министров Канцлер назначает своим заместителем (вице-канцлером); в коалиционных правительствах этот пост предоставляется партии, выступающей в блоке с партией большинства. Число членов Правительства устанавливается Канцлером.

Согласно  Основному закону власть Федерального канцлера значительно усилена за счет полномочий и Президента, и парламента, и министров. В результате глава Правительства – Федеральный канцлер – становится как бы политическим центром всей конституционной системы ФРГ. Неудивительно, что основным принципом этой системы признается канцлерский принцип и широко используется понятие канцлерской демократии.

Именно  Канцлер, а не парламент или Правительство  как коллегиальный орган определяет основной курс, общую политическую линию Федерального правительства (ст. 65). Федеральный канцлер руководит  в общем плане деятельностью  отдельных министров, которые самостоятельно ведут дела порученной им отрасли в рамках основной линии, определенной Федеральным канцлером.

При осуществлении  своих полномочий Канцлер опирается  на подчиняющийся вспомогательный  аппарат. Основу его составляют три ведомства: Служба Федерального канцлера, Служба прессы и информации Федерального правительства и Федеральная разведывательная служба. Важнейшей среди них является Служба (Ведомство) Федерального канцлера, в которой сосредоточены все нити правительственной политики.

Схематически  структуру управления ФРГ можно  представить следующим образом:

 

государственный управление германия

По отдельным  вопросам Правительство с согласия Бундесрата может издавать постановления, имеющие силу закона (ст. 119 Основного  закона). Наконец, в сфере управления Федеральное правительство и  министры могут издавать общие административные предписания. Федеральное правительство  располагает большими правами в  области контроля за деятельностью  органов управления в землях. Оно  контролирует исполнение землями федеральных  законов.

Правительство ФРГ опирается в своей деятельности на федеральные министерства.

- принципа  канцлерства, 

- ведомственного  принципа,

- принципа  коллегиальности. 

В зависимости  от индивидуальной способности к  руководству и авторитета самого главы правительства принцип  канцлерства может быть фактически слабее или сильнее. С правовой точки  зрения канцлер в рамках директив политики ограничен тем, что каждый министр руководит своей сферой деятельности самостоятельно и сам  несет за нее ответственность. Канцлер  не может, поэтому в обход министра давать чиновникам министерств прямых указаний. Если возникают разногласия  между министрами, их разрешает не единолично канцлер, а весь кабинет.

 

 

Германия  сегодня – это конститутивная федерация, т. е. федерация, основанная на конституции, а не на союзном или  федеративном договоре между ее субъектами. Она состоит из 16 земель: 10 старых западных земель, 5 воссоединенных территорий бывшей ГДР, а также Берлин. Субъекты ФРГ обладают довольно высокой степенью автономности. По своему статусу земли  не политические субъекты, а скорее регионы с государственной структурой и определенной самостоятельностью. В германской модели федерализма  фактически реализовано равенство  федеральных единиц. Субъекты Федерации  имеют свои конституции, парламенты и правительства. Вмешательство  Федерации в сферу суверенной компетенции земель допускается  лишь в исключительных случаях, предусмотренных  Основным законом.

Организация управления Федеративной республикой  – в основном дело земель. Большинство  федеральных министерств для  реализации принятых ими решений  собственного административного аппарата не имеет, а пользуется помощью и  содействием земельных управлений. Тот факт, что конкретная, детальная  работа должна обеспечиваться землями, создает исключительно сильные  позиции Бундесрата в процессе законодательства, которые, не в последнюю очередь, проявляются как соучастие в  административной деятельности.

Взаимоотношения Федерации  и земель строятся на основе следующих  ключевых положений:

- конституционный  строй земель должен соответствовать  основным принципам республиканского, демократического и социального  правового государства в духе  Основного закона (ч. 1 ст. 28);

- закрепляется  презумпция компетенции земель, одновременно закрепляется приоритет  федерального права перед правом  земель (ст. 31);

- устанавливается  обязанность учреждений Федерации  и земель оказывать друг другу  взаимную правовую и административную помощь (ст. 35);

Информация о работе Федеративная республика Германия