Федеративная республика Германия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:38, доклад

Описание работы

По форме государственного устройства Германия –парламентская республика. Законодательная власть представлена 2палатным парламентом: верхняя палата – бундесрат и нижняя (более сильная) бундестаг. Бундестаг – состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоящие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активного избирательного права. При выборах депутатов Бундестага применяется смешанная система – так называемая «персонализированная пропорциональная».

Файлы: 1 файл

Федеративная республика Германия.docx

— 84.11 Кб (Скачать файл)

- на всей  территории Федерации должен  быть обеспечен единый уровень  жизни (п. 2 ч. 3 ст. 106), каждый немец  в любой земле имеет равные  права и обязанности (ст. 33), в  федеральных учреждениях должны  использоваться в надлежащем  соотношении чиновники из всех  земель. В остальных ведомствах  Федерации сотрудники должны, как  правило, набираться из той  земли, в которой действуют  эти учреждения (ч.1 ст. 36).1

Разграничение компетенции между Федерацией и  землями

В сфере  законодательной компетенции доминирует Федерация, а в сфере управления и правосудия – земли.

В сфере  законодательной компетенции различаются:

- исключительная  компетенция федерального законодателя;

- конкурирующая  компетенция Федерации и земель;

- компетенция  по принятию основ федерального  законодательства;

- исключительная  компетенция земельного законодателя.

В ведении  земель, прежде всего, находятся: конституционное  законодательство и административное устройство земель, школа, культура, средства массовой информации, некоторые аспекты  социальной сферы и законодательство о местном самоуправлении. Последнее  объясняет, почему в ФРГ сложились  разные системы местного самоуправления.

Органы  местного управления – правоспособные учреждения, корпорации и фонды публичного права. Эти субъекты осуществляют государственное  управление опосредованно, то есть государство  передало им часть своих полномочий для осуществления.

Субъектами  государственного управления являются округа и общины (то есть муниципальные  образования). Они представляют собой  корпорации публичного права, то есть обладают не первоначальной, а делегированной властью. В этой группе они занимают особое место: как и государство, и другие юридические лица публичного права, они имеют определенный круг задач, но обладают территориальным  суверенитетом.

Функции территориального государственного управления осуществляются в ФРГ на нескольких уровнях:

- низовой  уровень земель – район;

-глава  государственной администрации  в районе – глава исполнительной  власти района – ландрат, или  директор;

- подчиняющаяся  ему районная администрация выполняет  функции государственной администрации  и администрации района как  местного сообщества;

- управленческие  округа, возглавляемые окружным  управляющим. Округ является условной  территориальной единицей, в рамках  которой осуществляется деконцентрация  государственного управления; их  количество может варьироваться  от 2 (Гессен) до 8 (Нижняя Саксония);

- на уровне  района и на уровне управленческого  округа существуют отраслевые  органы управления, подчиняющиеся  соответствующим министерствам.  Их деятельность координируется  на подотчетной им территории, окружным управляющим и ландратом  (районным директором);

- Ландрат  подчиняется окружному управляющему  в вопросах государственного  управления.

Контроль  за законностью принимаемых местными органами самоуправления решений осуществляется государственной администрацией общей  компетенции вышестоящего уровня, хотя в некоторых землях создаются  и специальные контрольные органы. В большинстве случаев, однако, контроль за законностью действий общин осуществляет районная администрация, подотчетная  ландрату, а контроль за деятельностью  районов как самоуправляющихся  сообществ – окружная администрация.

Наряду  с контролем законности, существует контроль, осуществляемый теми же органами. Он распространяется лишь на выполнение полномочий, делегированных органу самоуправления государственной властью, и опирается  на такие критерии, как целесообразность, рациональность, соответствие государственной  политике в данной сфере. Этот контроль может осуществляться не только после принятия решения, но и распространяться на проекты решений, то есть носить предварительный характер.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня в Германии каждая из 16 земель имеет  собственную организацию управления. Административные учреждения земель составляют единую систему с соответствующими федеральными административными учреждениями. Область их компетенции распространяется на образование, местное хозяйство, деятельность полиции, здравоохранение, социальное обеспечение. В праве  земель деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями в местном управлении и отдельными законами. В рамках этих нормативных актов прослеживается, как правило, идея «сквозного управления», при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность.

В Германии отсутствует центральное управление. Организация управления Федеративной республикой – в основном дело земель. Этот факт определяет сильные  позиции Бундесрата в процессе управления ФРГ. Территориальное управление осуществляется на нескольких уровнях, что позволяет  тщательно контролировать и координировать деятельность властных структур.

Современное правительство Германии имеет достаточно сильную федеральную администрацию. Теоретически она отвечает за контроль иностранных дел, сбор налогов, оборону, транспорт, почтовую службу, программы  социального обеспечения и разведывательную деятельность. Но на практике федеральное  правительство контролирует только наиболее общие внутренние программы. Даже сбор налогов центральная администрация  осуществляет совместно с правительствами  земель. Большинство же внутренних программ осуществляется администрацией земель при общем федеральном руководстве.

Отсутствие  центрального единого управления, хотя и несколько усложняет административный процесс, не может все-таки рассматриваться  как главная слабая сторона германской управленческой системы.

Конституция ФРГ почти полностью ограничивает федерального президента функцией высшего  представителя государства. Он стоит  вне партийно-политической борьбы и  споров вокруг политической власти: президент  призван символизировать единство государства. Основные же властные полномочия сосредоточены в руках Федерального канцлера, который является главой Федерального парламента.

Таким образом, можно говорить об основных принципах  структуры управления ФРГ, это: во-первых – принципа канцлерства, во-вторых – ведомственного принципа и, в-третьих  – принципа коллегиальности.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Конституция Германии от 23.05.1949 с изен. 31.08.1990г. Режим доступа  [http:// www/urist.ru].

2. Глазунова Н.И. Система государственного  управления: Учебник / Н.И. Глазунова.  – М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 438 с. 

3. Конституционное право зарубежных  стран: учебно-методический комплекс / Под ред. д. ю. н., проф. А.В.  Малько. – М.: Норма, 2005. – 320 с. 

4. Конституционное право зарубежных  стран: Учебник / Под общ. ред.  проф. М.В. Баглая. – М.: Норма, 2005. – 832 с.

5. Кнорринг В.М. Основы государственного  и муниципального управления: Учебник  / В.М. Кнорринг. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 326 с.

6. Пикулъкин А.В. Система государственного  управления: Учебник / А.В. Пикулькин.  – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2006. –  382 с.

7. Рой О.М. Система государственного  и муниципального управления: Учебник  / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2003. –  419 с.

8. Саюров Н. Механизм государственной  власти и управления ФРГ / Н.  Саюров. – М.: Юридическая литература, 2007. – 482 с.

9. Чиркин В.Е. Государственное  и муниципальное управление. –  М.: Юристъ, 2004. – 320 с.

10. Бусыгина И.М. Германский федерализм: история, современное состояние,  потенциал реформирования / И.М. Бусыгина // Полис. – 2004. – № 5. – С.42-46.

11. Васильев В.И. Некоторые аспекты  современной дискуссии о германском  федерализме / В.И. Васильев // Полис. 2005 –. №1. – С.71-76.

12. Кнемайер Ф.Л. Организация  местного самоуправления в Баварии  (Основные структуры, особенности,  недостатки) / Ф.Л. Кнеймар // Государство  и право. – М. – 2005. – №4. – С.118-120.

Размещено на Allbest.ru

1 Конституция Германии от 23.05.1949 с изен. 31.08.1990 г. Режим доступа [http:// www/urist.ru].


Информация о работе Федеративная республика Германия