Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 15:40, контрольная работа
Практически во всех странах современного мира политико-правленческие структуры включают в себя все три ветви государственной власти. В той или иной мере там соблюдается и принцип разделения властей. Тем не менее, в силу разнообразных причин, связанных с традициями, политическим опытом, степенью демократизации, страны мира во многих случаях различаются по форме государственного правления (или, иначе, форме государственной власти). Под этим термином имеется в виду устройство (структура) высших политических институтов, осуществляющих власть в стране, характер взаимоотношений между ними, а также степень влияния населения на их формирование.
Оглавление
1.Формы государственного правления 3
1.1 Монархическая форма управления государством 5
1.2 Республиканская форма правления 9
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Министерство сельского хозяйства РФ
Кемеровский
государственный
Кафедра Гуманитарных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Политология»
На тему: «Формы государственного правления»
Выполнил:
Проверил:
Дата сдачи______________
Дата защиты______________
Оценка______________
Кемерово 2011г.
Оглавление
1.Формы государственного правления 3
1.1 Монархическая форма управления государством 5
1.2 Республиканская форма правления 9
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Практически
во всех странах современного мира
политико-правленческие
Проще всего форму государственного правления можно определить по следующим признакам:
- каким
образом обретает власть глава
государства (путем
- какими
полномочиями обладают
В соответствии с отмеченными критериями выделяют две формы государственного правления: монархию и республику (рисунок 1).
Рисунок 1. Формы государственного правления
Изначально под монархией имелась в виду такая форма государственного правления, при которой вся полнота власти в стране принадлежит одному человеку (королю, царю, императору, хану, эмиру и т. п.), являющемуся главой государства и возглавляющему все высшие органы государственного аппарата (все ветви власти). В наше время, когда большинство монархов утратили значительную часть своих властных полномочий, монархию можно определить как форму правления, при которой глава государства эту должность получает пожизненно, как правило, на правах наследования и независимо от воли народа.
Как форма правления монархия существует во многих станах, в том числе и в самых демократических: половина западноевропейских государств, а также Японии – монархии. В, Японии, кстати, нынешний император Акихито – 125-й по счету в династии, которая не прерывалась с660г. до н.э. Всего в современном мире насчитывается более 30 монархий.
В качестве глав государств монархи выполняют определенные политические функции, за что и получают зарплату из государственного бюджета (в Японии, например, она составляет порядка 2,5млн долларов в год). В число этих функций, вне зависимости от формы монархии, входит издание законов о созыве и роспуске парламентов, о проведении выборов, о назначении премьер-министров, встречи с лидерами зарубежных государств, прием верительных грамот у послов, объявление амнистии.
Большинство современных монархов, выполняя положенный им, набор полномочий, стоят в стороне от текущих политических дел, находясь как бы вне политических баталий. Однако нередкие случаи, когда они принимают реальное участие в политической жизни своих стран, активно вмешиваясь, в политический и социально-экономический процессы. Типичен в этом смысле пример Испании. В 1975г. Испанцы возродили в стране монархию, хотя за последние двести лет народ совершил там пять антимонархических революций. Причиной восстановления в стране монархического строя явилась острая необходимость консолидации общества, стремление избежать гражданской войны после смерти диктатора Франко. И действительно, король Хуан Карлос Бурбон стал гарантом ускоренного и в то же время мирного, перехода страны от тоталитарного режима к демократическому. В странах Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии монархии нередко являются инициаторами социально-экономических преобразований. Развитие капитализма в этих ранее слаборазвитых странах-колониях (индустриализация, создание национального рынка, развитой системы образования и здравоохранения, появление значительного числа материально обеспеченных слоев и групп) начиналось и ныне осуществляется при активной поддержке абсолютных монархов.
В соответствии с объемом властных полномочий главы государства, современные монархии подразделяются на несколько разновидностей.
Одна из них – абсолютная, сохранившаяся лишь в странах Аравийского полуострова и в ряде государств Азии и Африки (Оман, Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бруней). Она характеризуется всевластием монарха, который возглавляет законодательную, исполнительную и судебную, а нередко и религиозную власть. Суть абсолютной монархии цинично, но достаточно точно в свое время определил французский король Людовиг XIV, провозгласивший: «Государство – это я!» С тех пор прошло более трех столетий, но и сегодня читаем: «Каждое утро, проснувшись, султан Брунея Хассанал Белкнал Муиззаддан Ваддаулах проводит консультации с премьер-министром, министров финансов, министром обороны и главой религиозного ведомства. Вызывать во дворец никого не надо – все три поста султан занимает сам». В стране при этом может существовать парламент или другие аналогичные органы (Государственный Совет, Собрание старейшин и т.п.), которые, однако, выполняют лишь совещательные функции, а их состав чаще всего формируется самим монархом. Система управления государством в данном случае характеризуется высшей степенью централизации.
К категории
абсолютных монархий с позиций всеобъемлющих
властных функций главы государства
можно отнести и такое
Значительно
большее распространение в
При дуалистической форме монархического правления, характерной для таких стран, как Марокко, Иордания, Кампучия, Кувейт, Малайзия, Таиланд и другие, монарх наделен исполнительной властью и лишь частично – законодательной, поскольку право принимать законы в данном случае принадлежит как монарху, так и парламенту.
В условиях парламентской монархии, более всего распространенной в Западной Европе, монарх обладает по преимуществу представительскими функциями. Правительство в условиях этого типа монархии формируется на основе парламентского большинства и подотчетно парламенту, хотя формально право на формирование Кабинета министров премьер получает из рук монарха. Эта процедура чаще всего просто входит в «правила игры». Как и то обстоятельство, что по сей день жители стран с подобной формой правления считаются подданными монарха, а не гражданами государства. Главная политическая роль монарха в данном случае – быть гарантом общественной стабильности, национального согласия, хранителем традиций, символом государственной власти. Это тот случай, о котором говорят: «Царствует, но не правит».
В современных парламентских монархиях (Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония и др.) монарх осуществляет в основном представительские функции, иногда имеет право вето на решения парламента. Правление страной осуществляют фактически парламент и правительство, образованное им и ответственное перед ним.
Парламентская монархия, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение к государству и власти, фактически мало, чем отличается от республики – второй и самой распространенной в современном мире формы государственного правления.
Республика, как и монархия, возникла на заре человеческой цивилизации. Так, Древние Афины и Древний Рим, и различные периоды своей истории были республиками.
Республика представляет собой такую форму организации политического господства, при которой единственным источником власти в стране является народ. Он избирает высшие законодательные (представительные) органы государства и, прямо или косвенно, - другие ветви власти, а также главу государства – президента.
Современные
модели республиканской формы
1) президент
- глава государства и глава
исполнительной власти. Он самостоятельно
формирует правительство,
2) два высших органа государственной власти - законодательный и глава государства - избираются населением;
3) жесткое
разделение властей,
Президентская
республика преобладает в странах
Латинской Америки, некоторых странах
Азии и Африки, СНГ, где существовали
длительные авторитарные традиции. Нередко
эта форма правления
В условиях парламентских республик, которым, в частности, относятся такие государства, как ФРГ, Швейцария, Италия, Испания, Индия, Венгрия, Греция, Израиль, Ливан, законодатели самостоятельно формируют правительство (чаще всего на основе парламентского большинства) и назначают премьер-министра, как правило, - лидера партии, обладающей в парламенте наибольшим количеством депутатских мест. Последний во время своего премьерства является единоличным главой центральной исполнительной власти. Парламент осуществляет постоянный контроль за работой правительства, которое несет перед ним полную политическую ответственность. В случае недовольства деятельностью премьера и его министров парламент может выразить им вотум недоверия, что автоматически влечет за собой отставку правительства.
Глава парламентской
республики – ее президент избирается,
как правило, парламентом или
специальной избирательной
Иная ситуация характерна для республик с президентской формой правления, присущей США, а также ряду стран Азии, Африки и Латинской Америки. Бесспорным политическим лидером здесь является президент – не только формальный, но и фактический глава государства.
Верховная власть президента в данном случае обеспечивается тем, что он, во-первых, избирается на основе всенародного голосования, что делает его в значительной мере независимым от законодательного органа власти, и, во-вторых, является не только главой государства, но и главой государства, но и главой правительства, практически неподотчетному парламенту, поскольку оно создается на внепарламентской основе. В соответствии с конституциями президентских республик, парламент вправе выразить вотум недоверия правительству, но вопрос о его отставке решает только президент. Он же руководит внутренней и внешней политикой страны, является верховным главнокомандующим ее вооруженных сил. В чрезвычайных обстоятельствах (социальные конфликты, войны, стихийные бедствия и т.п.) президент может установить режим президентского правления либо на территории отдельных районов страны, либо во всем государстве. В этих условиях прекращается деятельность всех местных или центральных органов власти, а управление осуществляется самим президентом или назначенными им лицами.