Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 15:40, контрольная работа
Практически во всех странах современного мира политико-правленческие структуры включают в себя все три ветви государственной власти. В той или иной мере там соблюдается и принцип разделения властей. Тем не менее, в силу разнообразных причин, связанных с традициями, политическим опытом, степенью демократизации, страны мира во многих случаях различаются по форме государственного правления (или, иначе, форме государственной власти). Под этим термином имеется в виду устройство (структура) высших политических институтов, осуществляющих власть в стране, характер взаимоотношений между ними, а также степень влияния населения на их формирование.
Оглавление
1.Формы государственного правления 3
1.1 Монархическая форма управления государством 5
1.2 Республиканская форма правления 9
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Большим объемом властных полномочий в рамках президентской республики обладает и парламент, который президент не вправе распустить ни при каких обстоятельствах. Парламент способен ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение государственного бюджета. Президент в этих условиях обладает так называемым «правом отлагательного вето» по отношению к законопроектам, принимаемым парламентом. Законодатели, однако, могут учитывать мнение главы государства, но могут и пренебречь им, преодолев президентское вето двумя третями голосов. Более того, парламентарии при определенных обстоятельствах, оговоренных в конституции, могут отозвать президента с его поста. Хотя эта процедура (импичмент) сильно затруднена, история, в частности история США, знает несколько таких случаев. Подобные отношения между парламентской и президентской, а, следовательно, исполнительной ветвями власти в значительной мере уравновешивают их права, но и в, то, же время могут вести к серьезной конфронтации между ними. Особенно в условиях, когда президент, с одной стороны, и большинство парламентариев – с другой, придерживаются принципиально различных взглядов на пути развития государства. Такое, как правило, имеет место в тех случаях, когда президент и парламентское большинство являются представителями партий различной идейно-политической ориентации.
В силу наличия
у главы президентской
Сравнив парламентскую и президентскую республики, известный французский политолог М. Дювер же пришел к выводу, что парламентская модель более способна обеспечить стабильность и эффективность системы управления обществом и имеет большие возможности для предупреждения и преодоления кризисных ситуаций, несущих угрозу демократии, чем президентская. Президентская же республика, по его мнению, создает предпосылки для авторитаризма, о чем красноречиво свидетельствует крах парламентаризма в 1922 г. в Италии, в 1933 г. в Германии и в 1940 и 1958 гг. во Франции.
Парламентская
и президентская формы
Смешанная
модель республиканской формы
Следствием
значительных властных полномочий, имеющихся
у главы государства в
Рассмотренные все стороны формы государственного правления хоть и различны, но все, же относятся к одному явлению, они обладают единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в их признаках. В зависимости от конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти. Так, к примеру, истории известны случаи напряженной борьбы за республику, против монархии, т.е. за изменение формы правления. В послевоенные годы такая борьба развертывалась в Греции, Бельгии, Испании, в ряде стран Арабского Востока. В определенных случаях на первый план внутриполитического развития может выдвигаться форма государственного устройства.
Таким образом, взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму государства. В процессе развития государства имеется диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и всех граней устройства и организации этого содержания . Однако и в различных конкретных условиях главное значение для характеристики формы данного государства может переходить от одной стороны его организации к другой .
В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее, чем форма, которая, несмотря на ее активную служебную роль, является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства. Это противоречие решается в пользу в конечном счете в пользу содержания государства: форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти .
С научной точки зрения невозможно такое положение, при котором форма государства оставалась бы неизменной, несмотря на изменение содержания этого государства. Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения классового содержания государственной власти.