Функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 11:02, реферат

Описание работы

Функции менеджмента — это целенаправленный вид управленческой деятельности, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.
Функции менеджмента — виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

Функции менеджмента.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Функции менеджмента  — это целенаправленный вид управленческой деятельности, осуществление которого рассматривается как составная  часть процесса управления.

Функции менеджмента  — виды деятельности, необходимые  для осуществления управления. Они  раскрывают содержание управленческой деятельности.

Процесс управления деятельностью организации находит  свое выражение в реализации определенных функций управления — направлениях управленческой деятельности, позволяющих  в совокупности осуществлять управляющее  воздействие и создавать необходимые условия для решения задач организации. Выполняемые в определенной последовательности, они образуют управленческий цикл, состоящий из нескольких этапов.

Основные этапы  управленческого цикла: 

анализ и оценка обстановки; 

выработка и принятие управленческих решений; 

планирование; 

организация исполнения планов и принятых решений; 

контроль; 

оценка деятельности.

Оценка деловой  обстановки как функция менеджмента  организации представляет собой  процесс познания по избранным критериям  состояния и динамики развития обстановки в целом или ее отдельных элементов. Вместе с тем это и результат указанного процесса, отражающий отношение субъекта управления к складывающейся обстановке и ее элементам, к их значению для решения задач организации. 

Оценка обстановки позволяет решать следующие основные задачи. 

Выявление и  осознание характера возникающих  в ходе развития обстановки проблем  и определение возможностей их разрешения. 

Определение степени  реальной и потенциальной опасности  источников внешних и внутренних угроз организации для выявления возможностей, путей и средств устранения или локализации этой опасности. 

Выявление факторов внешней и внутренней среды, оказывающих  существенное влияние на организацию  деятельности и требующих принятия адекватных управленческих решений. 

Постановка значимых целей и определение вытекающих из них конкретных задач и направлений  деятельности, требующих концентрации имеющихся сил и средств. 

Определение готовности сил и средств к действиям  в условиях изменения обстановки. 

Создание информационных баз данных для выработки и  принятия решений, планирование деятельности организации и реализации других управленческих функции. 

Планирование  — это процесс подготовки и  принятия взаимосвязанных управленческих решений по достижению цели (целей) предстоящей деятельности, результатом которого является план. Важно, чтобы вследствие планирования было обеспечено соответствие планируемых мероприятий текущей и прогнозируемой обстановке, приоритетным целям и задачам, которые предстоит решать организации либо отдельному работнику на протяжении определенного периода. Только тогда с помощью планирования достигается объединение в единый комплекс целей, задач и мероприятий предстоящей деятельности организации. 

Организация исполнения планов и принятых решений — функция менеджмента организации, суть которой составляет формирование взаимных отношений между подразделениями и отдельными работниками, а также обеспечение иных условий, необходимых для успешной реализации принятого решения (плана). Организация процесса реализации принятого решения включает: 

уточнение целей  решения, декомпозицию цели, оценку условий  реализации решения, а также доведение  до сведения исполнителей приятого решения  и условий его реализации; 

создание организационных  предпосылок для реализации принятого решения; 

расстановку имеющихся  сил и средств, необходимых для  решения задачи; 

координацию и  взаимодействие в процессе реализации решения; 

обеспечение исполнения принятого решения. 

Следующая функция  управления — контроль, представляет собой систему управленческих мер по наблюдению за ходом и проверке результатов деятельности организации, осуществляемую уполномоченными на то субъектами управления с целью выявления и устранения отклонений в этой деятельности от установленных требований или заданных параметров, что позволяет решать следующие основные задачи. 

Определение фактического состояния и соответствия деятельности организации требованиям соответствующих  законов, подзаконных актов РФ, ведомственных  НПА, нормативно-правовых документов организации основополагающим принципам ее деятельности. 

Предупреждение, своевременное выявление и исправление  ошибок, устранение недостатков в  работе по реализации действующих программ, планов работы, принятых решений. 

Оказание объектам контроля помощи в решении стоящих перед ними задач и совершенствовании управления их деятельностью. 

Повышение в  контролируемых объектах исполнительской  дисциплины и ответственности, изучение и оценка деятельности конкретных должностных  лиц для улучшения расстановки и более эффективного использования кадров. 

Выявление, обобщение, распространение и внедрение  положительного опыта в целях  совершенствования деятельности организации. 

Миссия организации  — это ее общая цель, смысл  существования и предназначения; в ней фиксируются причины ее возникновения, общественные потребности, которые она призвана удовлетворить, важнейшие принципы деятельности. В миссии отражены интересы собственников организации, потребителей ее продукции, персонала, местного сообщества, партнеров, государственных органов, а также общества в целом. 

Цель управления деятельностью организации имеет  два аспекта. 

Поддержание системы  управления организации в устойчивом равновесии в случае ее соответствия целям и задачам деятельности и складывающейся деловой обстановке, осуществление развития системы управления и перевод ее в новое состояние в направлении приспособления к новым целям и задачам и изменившейся обстановке. 

Изыскание и  осуществление таких путей и  форм достижения целей и решения  задач организации, которые обеспечивают наибольшую полноту и эффективность их реализации.

9.2.

Функции управления 

Функция (дословно — действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления. 

Очевидно, что  в любом виде управленческой деятельности (функции управления) можно выделить задачи управления и входящие в них  процессы и операции. Принятие решений  является первичной функцией менеджмента, и в то же время это составная часть любой функции управления. 

Функции управления можно условно разделить на общие  и специальные. Количество и состав тех и других не определены. Иногда все общие функции управления объединяют в следующие группы: 

планирование; 

организация; 

оперативное управление; 

мотивация; 

контроль; 

координация. 

Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью или цикличностью в процессах управления, поэтому  общие функции можно назвать  и типовыми элементами управленческого  цикла. 

Чаще всего управленческую деятельность подразделяют на четыре основные функции управления: 

планирование (выбор  целей и план действий по их достижению); 

организация (распределение  задач между подразделениями  или работниками и установление взаимодействия между ними); 

мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных  действий и достижению поставленных целей); 

контроль (соотнесение  реально достигаемых или достигнутых  результатов с запланированными). 

Эти четыре основные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. 

Планирование  является важной функцией управления. К главным принципам планирования относятся все научные подходы  к менеджменту. Их соблюдение является обязательным условием разработки обоснованного плана. 

К дополнительным принципам планирования относятся: 

ранжирование  объектов по их важности; 

сбалансированность  плана; 

согласованность плана с параметрами внешней  среды; 

преемственность стратегического и текущего планов; 

социальная ориентация плана; 

автоматизация планирования; 

экономическая обоснованность показателей; 

обеспечение обратной связи системы планирования при  управлении. 

В целом функция  планирования осуществляется в современных  организациях на двух уровнях: 

стратегическом; 

оперативном. 

Следующей функцией управления является организация управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на: 

основные; 

вспомогательные; 

обслуживающие. 

Основными условиями  рациональной организации управленческих процессов являются: 

пропорциональность; 

непрерывность; 

параллельность; 

прямоточность; 

ритмичность; 

концентрация  однородных предметов труда в  одном месте; 

гибкость процесса. 

К вспомогательным  управленческим процессам относятся  операции, в результате которых создаются  нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов. 

К обслуживающим  управленческим процессам относятся: 

накопление; 

контроль; 

передача предмета труда. 

Мотивация —  процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей. 

В теориях мотивации  выявлены основные виды потребностей, побуждающих людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При разработке концепций наибольшее значение имели  работы А. Маслоу, Ф. Герцберга и др. 

Последняя функция  управления — контроль, который  устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию  системы управления, реально достигнутых  результатов и целей запланированных, выявляет отклонения и их причины. 

Контроль можно  классифицировать: 

по объектам контроля; 

по исполнителям; 

по степени  охвата объектов контроля; 

по режиму контроля; 

по времени  контроля; 

по периодичности  выполнения контрольных операций; 

по уровню механизации (автоматизации); 

по стадиям  жизненного цикла объекта. 

Управленческие  решения 

Решение — это  социально–психологический акт  выбора одного или нескольких вариантов  из множества возможных. 

Управленческие  решения классифицируются по следующим  признакам: 

Информация о работе Функции менеджмента