Функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 11:02, реферат

Описание работы

Функции менеджмента — это целенаправленный вид управленческой деятельности, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.
Функции менеджмента — виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

Функции менеджмента.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

стадия жизненного цикла товара; 

подсистема системы менеджмента; 

сфера действия; 

цель; 

масштабность; 

организация выработки; 

продолжительность действия; 

объект воздействия; 

методы формализации; 

формы отражения; 

способ передачи; 

уровень управления. 

Показателями  качества управленческих решений являются: 

энтропия, т.е. количественная определенность связей между элементами системы менеджмента и решения; 

вероятность риска  достижения целей; 

количество задействованных  при формировании решения уровней  иерархии; 

применяемые при  принятии решения современные методы; 

затраты на принятие и реализацию решения; 

эффективность решения. 

В литературе представлены различные подходы к классификации  функций менеджмента (с точки  зрения различных критериев). 

Рассмотрим важнейшие  из них. 

По содержанию управленческой деятельности: 

планирование; 

организация; 

мотивация; 

контроль; 

координация. 

По масштабу времени: 

стратегическое  управление; 

тактическое управление; 

оперативное управление. 

По этапам процесса управления: 

целеполагание; 

определение ситуации; 

определение проблемы; 

принятие управленческих решений. 

По факторам производственного процесса: 

управление продуктом; 

управление персоналом; 

управление информацией; 

управление инновацией и др. 

По этапам производственного  процесса: 

управление подготовкой производства; 

управление процессом  производства; 

управление обеспечением производства; 

управление сбытом продукции. 

По объекту  управления: 

управление экономическими процессами; 

управление социально-психологическими процессами; 

управление организационными процессами; 

управление технологическими процессами. 

В литературе по менеджменту имеются и другие подходы к классификации функций. 

Так, в них  выделяют группы функций. 

Общие (основные) функции. Реализуются в управлении любой организацией. К ним относятся: 

планирование; 

организация; 

мотивация; 

контроль; 

принятие управленческих решений; 

коммуникации. 

Частные (обеспечивающие) функции. Выполняются отдельными структурными подразделениями (специалистами): 

управление персоналом; 

управление маркетингом; 

управление финансами; 

документационное  обеспечение управления; 

учет (бухгалтерский, управленческий); 

обеспечение оргтехникой  и др.

 Закончил  колледж? Получи диплом в МИЭМП  дистанционно за 3,5 года  

Выводы 

Функции менеджмента  — это целенаправленный вид управленческой деятельности, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления. 

Управленческую  деятельность подразделяют на четыре основные функции управления: 

планирование (выбор  целей и план действий по их достижению); 

организация (распределение  задач между подразделениями  или работниками и установление взаимодействия между ними); 

мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных  действий и достижению поставленных целей); 

контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными). 

Основные этапы  управленческого цикла: 

анализ и оценка обстановки; 

выработка и  принятие управленческих решений; 

планирование; 

организация исполнения планов и принятых решений; 

контроль; 

оценка деятельности. 
 

6.2. Группы методов  управления 

 

  

Организационно-распорядительные, или организационно-административные, методы управления. Любой экономический  механизм требует организаторской, распорядительной деятельности, координации усилий работников отдельных подразделений, отдельных функций, отдельных элементов управляемой системы. Через посредство организационных отношений, составляющих часть механизма управления, реализуется одна из важнейших функций менеджмента — функция организации. 

Задача организационно-распорядительной или организационно-административной деятельности состоит в координации  действий подчиненных. Организационно-административное воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок  работы в коллективе, Искусство менеджера будет проявляться в умении определить оптимальное сочетание организационно-административных и экономических методов. 

Организационно-административные методы решают те же задачи, что и  экономические методы, но отличаются формами и приемами воздействия. Различие в том, что экономические методы разрешают руководителям выбирать различные формы и приемы воздействия для решения определенной задачи, организационно-распорядительные же методы предполагают однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением. 

Организационные методы предусматривают разработку организационных решений, определение  необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль исполнения, за которым следуют  новые организационно-распорядительные действия. 

Организационно-распорядительные (организационно-административные) методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации  дисциплину. Руководитель или менеджер в этом случае является администратором. Не следует путать организационно-административные методы с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. с администрированием. 

Организационно-распорядительные методы оказывают прямое воздействие  на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, через контроль за их выполнением, а также систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Эти методы помогают обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Регламентируются они правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. 

Возможны три  формы организационно-распорядительных (организационно-административных) методов: 

1.         Обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.). 

2.         Согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов). 

3.         Рекомендации, пожелания (совет,  разъяснение, предложение, общение  и т.п.). 

Организационно-распорядительные (организационно-административные) методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. Эти методы — методы принуждения. 

В общем виде система организационно-распорядительных (организационно-административных) методов  может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: 

1.         Воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и  нормирование в системе управления). 

2.         Воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация  выполнения и контроль за управленческими  решениями). 

Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования. 

  

Принятые в  коллективе методы руководства оказывают  влияние на формирование системы подчинения. Формы подчинения должны носить самый благожелательный прогрессивный характер и не вызывать таких эмоций, как унижение, неловкость, досада, раздражение и даже стресс.  

Административное  воздействие связано чаще всего с тремя типами подчинения: 

вынужденным и  внешне навязанным, которое сопровождается чувством зависимости и воспринимается подчиненными как нажим «сверху»; 

пассивным, для  которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений; осознанным, внутренне обоснованным. 

В целом организационно-административные методы руководства существуют в  форме организационного и распорядительного  воздействия, которое включает в  себя следующие компоненты: виды и  типы воздействия; адресат; 

постановку задания; определение критерия его выполнения; установление ответственности; инструктаж подчиненных и т.д. 

Эти методы служат средством прямого воздействия  на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Прямые воздействия в конечном счете могут привести к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Косвенные методы являются наиболее эффективными, если они осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий. 

Экономические методы управления. Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. 

В деятельности практикующего высокопрофессионального  менеджера экономический анализ и экономический аспект в целом  играют основополагающую роль. По мнению некоторых специалистов по менеджменту, непрофессиональные менеджеры базируют свою деятельность на основе психологического подхода, а профессионалы — экономического. Не умаляя значимость психологических методов управления, следует сказать, что в настоящее время все более актуальной становится проблема экономической психологии — специального направления в психологической науке, изучающего экономическое поведение человека в организации, а также факторов, определяющих такое поведение. 

Данные методы применительно к управлению предприятием представляют собой совокупность экономических  рычагов, с помощью которых достигается нужный эффект. Говоря по-другому, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. 

Информация о работе Функции менеджмента