Государство и личность: взаимная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Понятие гражданского общества, известным с давних времен, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании. Гораздо больше утвердилась идея правового государства. Гражданское общество не нашло четкого отражения в новой Российской Конституции, которая даже не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.).

Содержание работы

Введение
Глава 1. История отношений государства и личности
1.1 Понятие правового статуса личности
1.2 Положение личности в государстве
1.3 Государство и защита прав личности
Глава 2. Взаимодействие государства и личности
2.1. Современные взгляды на государство и личность
2.2. Взаимная ответственность государства и личности как принцип правового государства
2.3. Российская правовая государственность и гражданская личность
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по политологии.docx

— 60.07 Кб (Скачать файл)

Для правового государства  свойственно преобладание среднего класса, заинтересованного в развитии и стабильности общества и достаточно материально обеспеченного. Но в  действительности произошло размывание среднего класса. Общество расслоилось  на очень богатых и очень бедных (хотя, не отрицаю, в последнее время  появляются люди со средним достатком). Большой рост безработицы и неплатежей приводит к росту экономических  преступлений (краж, грабежей), преступлений против личности (убийств); низкий уровень  заработной платы – к снижению исполнительской дисциплины, а в  государственном аппарате зачастую и к коррупции.34

Формируя правовое государство, нужно проводить преобразования во всех сферах жизни общества одновременно. Нельзя улучшать законодательство, но в то же время ставить население  в ещё более плохие экономические  условия. К сожалению, пройдёт ещё  не один десяток лет, прежде чем идея правового государства воплотиться  в действительность. Ведь, страны, вышедшие на самый высокий уровень экономического развития в мире, имеющий многолетний  опыт формирования правового государства, не могут похвастаться, что они  уже в действительности являются правовыми. Положительный результат  зависит от того, насколько успешно  будут преодолеваться обстоятельства, препятствующие созданию правового  государства.35

В Российской Федерации отсутствует  эффективная система защиты человека от произвола государства. Граждане России не всегда могут защитить свои права, отстоять свои законные интересы. До сих пор многие государственные и муниципальные органы власти ещё не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничена правом. Не адаптировались к новой обстановке, складывающейся в России и многие граждане, которые не знают, как отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных ситуациях, а государственные и муниципальные органы не оказывают должной помощи гражданам в их ориентации в окружающей социальной среде.

По теории, одним из основных признаков правового государства  является защита и ценность прав и  свобод гражданина. Хотя в реальной жизни, этот признак повсеместно  нарушается (и не только в нашей  стране, но и во всем мире). Это выражается в нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении  правового равенства граждан, использовании  прав и свобод в антиконституционных  целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и  свободы российских граждан, их реальную гарантированность.36

Необходимо упомянуть  и о несоответствии теории с реальностью  в принципе разделения властей. Это  видно не только потому, что касается функций Совета Федерации, который  состоит из представителей исполнительных органов, но наделён большими законодательными полномочиями, но, прежде всего, потому, что в институте президентства  оказались сосредоточенны важнейшие  функции как исполнительной, так  и законодательной власти. Теоретики  спорят о том, соответствует ли принципу разделения властей такое сосредоточение власти в руках президента, причём в условиях, когда он не относится  ни к органам законодательной, ни к органам исполнительной власти, тем более он, естественно, не относится  и к органам судебной власти. Президент  как бы координирует все три власти. На мой взгляд, здесь прослеживается явное противоречие.

Также «единоличное» право  президента без согласия парламента назначать ключевых министров и  даже практически произвольно распускать Государственную Думу выходит за рамки существующего принципа. Подобный «передел» власти в пользу президента и исполнительных структур не уравновешивает их с законодательной и судебной властями, нарушает систему взаимных «сдержек и противовесов», что оставляет  соблазн при удобном случае воспользоваться  этим с корыстными побуждениями, в  целях восстановлении справедливости перераспределить эту власть, в том  числе и в произвольном порядке. Поэтому, в современной России принцип  разделения властей только провозглашен, на практике же он фактически не действует.37

Не всегда соблюдается  принцип верховенства закона. Известно, например, что одним из указов Президента РФ компетентным государственным органам  разрешалось задерживать граждан  по подозрению в совершении тяжких преступлений на срок до одного месяца. Однако действующее законодательство запрещает задерживать лиц по этому основанию на срок более 48 часов. Странным также выглядит предложение  Президента РФ В.В.Путина о назначении губернаторов «с верху». Таким образом, постепенно народ отстраняется от участия  в политической жизни страны. В  то же время в Конституции РФ указано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации  является её многонациональный народ» (ст. 3 Конституции РФ).

В России отсутствует система  отзыва народных представителей из законодательных (как местных, так и центральных) органов власти. Таким образом, не в полной мере исполняется принцип  выборности и сменяемости центральных  и местных органов.

Для формирования правового  государства в РФ требуются преобразования в экономической, политической, правовой и идеологической сферах.

В экономической сфере  предстоит создание развитой рыночной экономики. Здесь сделаны значительные шаги: признано равенство разных форм собственности; большая часть государственной  собственности приватизирована; сформировалась система субъектов рыночной экономики. Однако это не привело к экономическому росту. Наблюдается спад производства, рост безработицы, неплатежей и т.д. Среднее и мелкое предпринимательство  полной свободы не получило, подвержено воздействию коррумпированного  чиновничества и криминальных структур.38

В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического  плюрализма, повышение уровня участия  народа в политических процессах  и т.д. Между тем участие народа, разочаровавшегося в реформах, настолько  низкое, что в законах о выборах  органов субъектов федерации  для признания выборов действительными  установлен минимум явки избирателей - 25%. Между тем общеизвестно, что  демократические системы сохраняют  стабильность и жизнеспособность именно в силу активного участия граждан  в делах общества.

В правовой сфере сделаны  определённые шаги в формировании правового  государства. В значительной мере обновлено  законодательство. В основном создана  правовая база рыночной экономики, приняты  многие законы, связанные с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан  и т.д. Однако формирование правовой системы далеко не закончено.

Актуальной проблемой  является укрепление законности. Экономическая  реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы  породили невиданную ранее в стране организованную преступность, коррупцию, снижение уровня исполнительной дисциплины в государственном аппарате, новые  виды экономической преступности, преступления против личности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.

Таким образом, можно сказать, что Россия на современном этапе  не является правовым государством. Правовое государство – то, к чему должны стремиться все цивилизованные государства  мира. Недостаточно просто объявить государство  правовым. Необходимо соответствовать  этому названию.

Должно быть, очевидно, что  словосочетание «правовое государство» ключевым является слово «правовое», производное от термина «право». Если мы признаем, что на сегодня  существует несколько принципиальных подходов к определению права  как такового, то и вопрос о правовом государстве придётся решать в зависимости  от того, какой позиции придерживается автор.

 

 

Заключение

Рассматриваемая проблема взаимоотношений  государства и личности является неотъемлемой частью конституций многих стран мира, в том числе и  Конституции РФ. Это основной документ, из которого вытекают все остальные  законы, соответствующие конкретному  периоду, переживаемому государством и обществом.

Государство во всех сферах своей  жизнедеятельности для регулирования  общественных отношений и успешного  выполнения внутренних и внешних  функций формирует органы государственной  власти и управления, правоохранительные органы, наделяет их соответствующими полномочиями и осуществляет законодательную  деятельность.

Наряду с этим государство на конституционном уровне закрепляет права и свободы своих граждан, возлагает на них определенные обязанности. Гражданам создаются реальные возможности  активно участвовать в государственной, общественной жизни, осуществлять предоставленные  им социально-экономические права, политические, личные и другие права  и свободы. Причем охрана интересов  человека, защита его прав является главной функцией государства. Согласно Конституции РФ государство гарантирует  в первую очередь защиту прав и  свобод человека и лишь затем право  каждого на самозащиту.

Конституционные права и свободы  обладают специфическим набором  средств и методов своей защиты. К ним относятся:

-конституционно-судебный механизм;

-судебная защита;

-административные действия органов  исполнительной власти;

-законная самозащита человеком  своих прав;

-международно-правовая защита.39

Позитивным шагом по защите прав и свобод человека и гражданина РФ является созданный в России институт Уполномоченного по правам человека, который осуществляет свои функции по защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Одним из важнейших направлений  по созданию правового государства  является борьба с коррупцией, которая  в настоящее время стала уже  не столько криминальной проблемой, сколько негативным общегосударственным  фактором, подрывающим экономическую  безопасность в России.

Коррупция является одновременно и  причиной, и следствием слабости государства  как носителя государственной власти и гаранта социального благополучия общества.

По Конституции РФ Президент  обладает огромной властью, но пока им недостаточно сделано для снижения криминальной обстановки в обществе и обеспечении прав россиян.

При подлинной демократии права  и свободы не только признаются и  юридически закрепляются государством, но и реально обеспечиваются путем  создания фактических и правовых условий для их действительного  осуществления.

Демократическое государство отличается именно тем, что его законодательство предусматривает оптимальный исходный уровень благополучия своих граждан, то есть, гарантирует им права на достойную жизнь и свободное  развитие. Однако для построения подлинно демократического государства необходимо время и упорный кропотливый  труд всех граждан.

Наше общество переживает сложное  и непростое время, когда начатые  в стране реформы во всех сферах общественной жизни еще не достигли ожидаемых результатов. Хотя Конституцией РФ провозглашено, что Россия уже  сегодня является правовым государством, к сожалению, за время реформ для  простых граждан страны мало, что  изменилось к лучшему в этом направлении. Государство не только не смогло элементарно  закрепить это положение, но зачастую само нарушало права человека. Об этом свидетельствуют нарушения гражданских, политических и особенно социально-экономических прав. Ярким подтверждением этому явился мировой финансовый кризис в конце 2008 года, который резко дестабилизировал положение российской экономики. И таких примеров можно привести множество.

За время реформ принята масса  законов, указов, постановлений, программ, которые в большинстве не работают и в силу этого носят декларативный  характер. Разрабатываемые законы не всегда хорошо продуманы с точки  зрения претворения их в реальную жизнь, а это дает повод для  нарушения прав и свобод граждан. Необходимо чтобы закон был востребован  обществом, а общество было готово его  выполнять. Только при этих условиях он будет приносить пользу гражданам.

Бессилие права вызывает протест, недоверие россиян к власти. По данным МВД РФ примерно половина всех граждан, подвергшихся преступным посягательствам (изнасилование, грабеж, причинение тяжких телесных повреждений и т. д.) не обращаются ни в милицию, ни в прокуратуру, ни в суд, так как не верят в  их возможность защищать и наказывать. А невозможность осуществить  свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скептическое настроение.

Не смотря на это, в последнее  время, граждане все чаще обращаются за защитой своих гражданских, политических и социально-экономических прав.

Главное в решении проблемы защиты прав человека на данный момент – не только теоретическая разработка и  закрепление прав и свобод, а создание необходимых условий, гарантий и  механизмов для их реализации. Важно  также устранить прямые нарушения  прав, причины их порождающие; поставить  силу закона на пути злоупотреблений  и произвола в отношении граждан; упрочить их защиту, ее организационное  обеспечение.

 

 

 

Список используемых источников

 

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года в ред. ФКЗ от 30.12.2008 №7-ФКЗ //«Российская газета». №267. 31.12.2008 г.

  1. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий, постатейный под ред. Ю.А. Дмитриева// ЗАО Юстицинформ. 2007.

  1. Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации в ред. ФЗ РФ от 30.12.2008 г. №301-ФЗ// «Российская газета». №267. 31.12.2008 г.

  1. Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в ред. ФЗ РФ от 22.07.2008 г. №156-ФЗ// «Российская газета». №158. 25.07.2008 г.

  1. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в ред. ФЗ РФ от 14.03.2009 г. №32-ФЗ// «Российская газета» №45. 18.03.2009 г.

  1. Федеральный закон РФ от 30.03.1998 г. №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней»// «Российская газета». №67. 07.04.1998 г.

  1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» в ред. ФЗ РФ от 23.07.2008 г. №160-ФЗ// «Российская газета». № 158. 25.07.2008 г.

Научная и учебная  литература

Информация о работе Государство и личность: взаимная ответственность