Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:16, доклад
При этом в духе софистики отразились атмосфера и характер демократического полиса: всем людям присуща определенная мудрость, способность правильно судить относительно дел, представляющих общий интерес. Полемизируя с демократическим по своему характеру утверждением софистов о том, что каждый человек может выносить правильные суждения относительно сферы политического, Сократ обосновывает противоположный тезис, согласно которому править могут лишь немногие знающие, тем самым отстаивая в сфере политической практики принцип компетентного правления.
Импульсом к формированию двух направлений общественной
мысли послужили идеи Петра Яковлевича Чаадаева.
он выразил протест против самодержавия
и крепостничества, но одновременно проявил
пессимизм в оценке настоящего и будущего
России. По Чаадаеву, русский народ оказался
вне общей логики истории, главной причиной
чего стала изоляция от католической Европы.
Позднее, в "Апологии сумасшедшего",
он сделал более оптимистичный вывод:
используя опыт других народов и учась
на чужих ошибках, Россия сможет решить
многие социальные проблемы и ответить
на вопросы, которые занимают человечество.
Обозначенный П.Я. Чаадаевым вопрос о судьбе
России стал ключевым в дискуссиях западников
и славянофилов.
Западники были последователями идей
Просвещения. Они критиковали российскую
действительность и отстаивали необходимость
ее развития по западноевропейскому пути
Славянофилы связывали обновление России с отказом от копирования "непрактичных" идеалов Запада. История Запада, с их точки зрения, - это история насилия, вражды, отказа от свободы и духовности. Особый путь России определяется православием, общиной и соборностью. Под соборностью понималась особая форма единения народа, когда все сословия объединяются на основе любви к Богу и друг к другу.
стояли на позициях консерватизма, выступая за сохранение самодержавия и крестьянской общины.
Особые взаимоотношения власти и народа
К.С. Аксаков заключил в следующую формулу:
"Государству - неограниченное право
действия и закона, земле - полное право
мнения и слова".
Историческую миссию России Данилевский видел в объединении славянских
народов в федерацию или иной политический
союз.
Самой влиятельной революционной доктриной
второй половины XIX в. было народничество.
Александр Иванович Герцен стал родоначальником русского социализма. Под социализмом понималось воплощение в общественном устройстве принципов социального равенства и справедливости, политической демократии. Сторонник идеи местного самоуправления, он представлял будущую Россию как федерацию самоуправляющихся общин (городских, сельских, уездных и областных) с единым представительным органом власти
Николая Гавриловича Чернышевского Через законодательство государственная
власть должна поддерживать равномерное
распределение общественных ценностей
между членами общества. В трудах Чернышевского
присутствуется и идея коммунизма. Как
более совершенный строй, он должен прийти
на смену социализму.
Герцен и Чернышевский относились к революции
только как к одному из способов изменения
общественных порядков. В качестве других
вариантов они рассматривали реформы,
в том числе идущие по инициативе снизу
- от общества. Особую роль в этом процессе
они отводили интеллигенции
Народники 60-70 гг. попытались непосредственно соединить социалистические идеи с практикой. Народничество этого периода было представлено тремя направлениями: пропагандистским, заговорщическим и бунтарским. Единым были восприятие крестьянской общины как основы будущего социалистического общества, признание капитализма пагубным по отношению к России, идея уничтожения монархии, понимание революции как крестьянской революции
Идеологом пропагандистского течения
народничества был Петр Лаврович Лавров. Лавров считал,
что долг интеллигенции заключается в
служении народу во имя искупления его
жертв. Как носитель критического мышления,
она должна обозначить новые нравственные
и социальные ориентиры развития общества.
Отрицая террор и провокации, он попытался
преодолеть аморальность и радикализм
принципа "цель оправдывает средства",
добавив к нему формулу "кроме тех средств,
которые подрывают саму цель".
В оппозиции пропагандистскому течению
находилось заговорщическое направление
народничества, идеологом которого был Петр Никитич Ткачев. Он утверждал, что
пропаганде должен предшествовать социальный
переворот. Началом социальной революции
должны стать захват революционным меньшинством
(партией) государственной власти и создание
революционного государства. Только после
этого, по Ткачеву, следует развернуть
пропаганду для вовлечения народа в революционный
процесс.
Бунтарский вариант народничества связан
с именем Михаила Александровича Бакунина. Он
утверждал, что цель общественного прогресса
состоит в увеличении свободы человека.
Главными препятствиями на пути прогресса
выступают религия и государство. Первое
препятствие преодолевается с помощью
разума, второе - стихийным бунтом. М.А.
Бакунин вошел в историю политической
мысли России как крупнейший теоретик
анархизма
Младший современник и последователь
М. Бакунина Петр Алексеевич Кропоткин полагал, что народ следует серьезно
готовить к революции.
Самым влиятельным идеологом классического
либерализма был правовед Борис Николаевич Чичерин.
он сформулировал основные пункты либеральной программы, которая должна была восстановить в России нарушенное равновесие между народом и правительством:свобода совести;свобода от крепостного состояния;свобода общественного мнения;свобода книгопечатания;свобода преподавания;публичность всех правительственных действий и, прежде всего, бюджета;публичность и гласность судопроизводства.
известный представитель либерализма Павел Иванович Новгородцев - считал, что верховная власть в правовом государстве должна быть основана на двух предпосылках: на суверенитете народа и на принципе индивидуализма (другими словами - "принцип личности"). Под последним он понимал не просто гарантии только политических и экономических свобод, а нечто большее: свободу самопроявления и свободу утверждения каждой личностью своей неповторимости1.
П.И. Новгородцев попытался соединить идеи правового и социального государства. Он доказывал, что свобода личности
окажется пустым звуком без соответствующих
материальных условий. Государство должно
гарантировать право на труд, социальное
страхование и профессиональные организации
для людей, работающих по найму. В то же
время он предупреждал, что борьба за социальные
права не должна обратиться в разрушительные
для общества иллюзии об установлении
рая на земле.
На рубеже XIX-XX вв. широкую известность
получили религиозно-нравственные концепции
государства и политики.
В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев - обосновали свое видение общественного
идеала. Их позиции объединяло непринятие
политического радикализма и всех форм
насилия как средства осуществления земной
"правды", обоснование главенства
нравственного начала над политической
сферой, рассмотрение социальных институтов, в том числе и государства как воплощения
личностно-человеческого и общечеловеческого
смысла.
Центральное положение философской доктрины
Владимира Сергеевича Соловьева о всеединстве
- объединении всего мира с Богом и становления
богочеловечества - включало в себя и идею
утверждения новой формы власти - "свободной
теократии", путь к которой лежал через
слияние Всемирной монархии и Вселенской
церкви.
В 90-х гг. политический идеал Соловьева претерпел изменения и эволюционировал в сторону концепции правового ("правомерного") государства.
Николай Александрович Бердяев
становится одним из блестящих мыслителей
русской религиозной философии. Критикуя официальную
церковь и коммунизм, философ свое видение
общественного идеала обосновал в концепции
христианского социализма. Путь к нему
лежит через христианство, соединенное
с двумя основными принципами персоналистического
социализма: личность как верховная ценность
и братская любовь.
Начиная с 90-х гг. XIX в., в России получает
распространение марксизм, причем в двух
вариантах: ортодоксальный марксизм, ориентированный
на революционную борьбу (Георгий Валентинович
Плеханов, Владимир Ильич Ленин), и реформистский,
или так называемый "легальный" марксизм
(Петр Бернгардович Струве). Сторонники
последнего направления, не отрицая марксизм
как метод исследования общества, в то
же время не приняли его идею о неизбежности
революции и необходимости диктатуры
пролетариата. После 1917 г. революционный
марксизм в интерпретации В.И. Ленина стал
официальной идеологией СССР и методологией
исследования для ученых-обществоведов.
7.Политика и правовая традиция США.
Политико-правовая традиция США представляет собой совокупность политических взглядов, представлений, идей и концепций американских политических мыслителей и политических деятелей. Особенность американской политической мысли состоит в том, что она сложилась под воздействием взглядов и теорий английских и французских политических мыслителей и политиков XVII—XVIII вв., возникла и развивалась в процессе борьбы американского народа за независимость, создание и упрочение Соединенных Штатов Америки.
Они заложили основы американского конституционализма, политическую доктрину независимости североамериканских колоний, явились теоретиками американского конфедерализма и демократизма, сформулировали видение общественного договора и естественных прав человека, разработали свое понимание политической истории как процесса, в котором народные массы играют важную роль и имеют право на свободу, решительно отказались от институтов рабовладения и работорговли. Эти мыслители и политики последовательно отстаивали принципы народного суверенитета, всеобщего избирательного права, миролюбивой внешней политики, приоритета личности по отношению к государству, верховенство закона, правового государства. Т. Джефферсон создал наиболее значительный документ Войны за независимость – «Декларацию независимости», принятую 4 июля 1776 г.
Политические идеалы Т. Пейна – буржуазно-демократическая республика, суверенитет народа, всеобщее избирательное право.
Так как все люди равны от природы, то человеческому обществу более всего соответствует республика.
он обосновывает право народа на революцию. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу.
В конце XVIII – начале XIX вв. в американской политической мысли формируются три основных идеологических направления:
– радикализм, выражавший интересы неимущих или малоимущих;
– либерализм – идеология формирующегося среднего класса, мелкой и средней буржуазии;
– консерватизм – идеология крупной буржуазии и помещиков-плантаторов, использовавших труд рабов.
разработан ряд новых положений теории политики и права:
– о характере и преимуществе президентской республики как перед прямой демократией, так и перед монархией;
– о роли, месте, обязанностях и правах президента;
– о взаимоотношениях между штатами и федеральным центром;
– о системе сдержек и противовесов властей;
- о правах и обязанностях граждан («Билль о правах») и тд