Избирательное право, понятие и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 08:49, реферат

Описание работы

Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3 1 Понятие избирательного право…………………………………………..5
2 Принципы избирательного права…………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………19
Список использованных источников…………………….………………..20

Файлы: 1 файл

основы права.docx

— 42.92 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный

технический университет»

 

Кафедра «Социальная работа и государственное муниципальное управление»

 

 

 

                                          Контрольная работа                               

                                     по курсу «Основы права» 

                                                    тема

                 «Избирательное право, понятие и принципы»

 

 

 

 

 

Студент группы 1Губ3ка-1                                             Е.А. Пляченко

Преподаватель                                                                Е.В. Горелова

 

 

2012

 

                                                     Содержание

Введение……………………………………………………………………...3         1 Понятие избирательного право…………………………………………..5

 2 Принципы избирательного права…………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………19

Список использованных источников…………………….………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

 

 

         Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права. В последнее десятилетие процесс формирования государственных и представительных органов в России, порядок организации и проведения выборов, привлекают внимание юристов, политиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитарных профессий. В этих условиях наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении выборов Государственной  Думы, Федерального Собрания Российской Федерации и Президента России.     В соответствии с нормами международного права ст. 3 Конституции России устанавливает, что референдум и выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Конституция предоставляет гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления, а также участвовать в референдуме (ст.32). Провозгласив себя демократическим правовым государством, Российская Федерация тем самым приняла на себя обязательства привести свою избирательную систему в соответствие с мировыми стандартами. Это поставило перед наукой конституционного (государственного) права задачу разработки широкого круга проблем В их числе наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей. Право граждан набирать и быть набранными стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т. е. носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным (избирательные права), в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           1 Понятие избирательного право

 

          Сегодня практически ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Выборы, в зависимости от конкретного соотношения политических и классовых сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе, могут играть и роль орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил). Но во многих случаях этот институт представляет собой выражение демократизма в государстве и обществе. Путем выборных процедур формируются представительные органы государственной власти и местного самоуправления, избираются должностные лица в государстве и регионах. Надо сказать, что институту выборов, как в советский период, так и в современный, всегда придавалось исключительно важное политическое значение. Поэтому, необходимо вспомнить историю развития избирательного права в России, чтобы понять реалии сегодняшнего дня.                         Российское избирательное право имеет свою историю, которая включает в себя дореволюционное, советское и современное избирательное право[1]. В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX века, когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании представительного высшего органа - Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907г.г. Избирательное право этого периода характеризуется тщательным подбором круга избирателей. Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года предусматривало категории населения, которые лишались избирательных прав - женщины, молодежь до 25 лет, студенчество, военнослужащие. Не могли участвовать в выборах и кочевые народы. Значительные ограничения избирательных прав предусматривались для национальных меньшинств: в законе указывалось, что Государственная Дума должна быть «русской по духу».[2] По оценке Н.И. Лазаревского и других ученых - государствоведов, современников избирательной системы Российской империи, «законодательство о выборах необыкновенно сложно. Это, быть может, самая запутанная и несовершенная система выборов, которая когда-либо существовала». По мнению Н.И. Лазаревского, это существенный ее недостаток, поскольку чем сложнее избирательная система, тем больше возможностей для всякого рода ошибок и подлогов[3].  Конституция РСФСР 1918 года, принятая после Октябрьской революции 1917г., провозгласила совершенно иные принципы избирательного права. Активным и пассивным избирательным правом были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, если они добывали средства к жизни производительным и общественно полезным или занимались домашним хозяйством, обеспечивающим возможность производительного труда. Следует отметить, что по Конституции 1918 года избирательными правами обладали не только советские граждане, но и иностранцы, проживающие на территории России и принадлежащие к рабочему классу или крестьянству.

      Конституция СССР 1936 года существенно изменила избирательную систему. Впервые в истории советских конституций, содержала отдельную главу «Избирательная система». Выборы производились на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На основании Конституции Президиум ЦИК СССР принял постановление о прекращении производства дел о лишении избирательных прав граждан СССР по мотивам социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.[4] С вступлением в силу Конституции СССР (1936г.) произошли изменения в процедуре проведения выборов: многостепенные выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти были заменены прямыми.

В целом для избирательного права советского периода характерны следующие особенности: Конституцией были детально регламентированы не только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов как на федеральном, так и на республиканском и местном уровнях. Эффективность выборов была достаточно высока, однако в то же время избирательная кампания проходила, как правило, формально, а итоги выборов зачастую были заранее предрешены.[5] Новый этап в развитии российского избирательного законодательства наступил в связи с прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов (согласно Указу Президента от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ»[6] , когда события 3-4 октября 1993 года выявили необходимость в короткий срок провести досрочные выборы в новый законодательный орган страны - Федеральное Собрание. Правовое регулирование порядка проведения этих выборов имело много новых особенностей для нашего законодательства (например, избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем, выдвижение кандидатов избирательными объединениями по общефедеральным спискам и т.д.). Таким образом, после принятия в 1993 году Конституции РФ избирательное законодательство динамично развивается[7], что свидетельствует о растущем значении выборов как для государства, так и для общества. Развитие избирательного законодательства происходит в нескольких направлениях: увеличивается общее количество законодательных актов о выборах, существенно расширяется объем правового регулирования различных аспектов проведения выборов.

В настоящее время принято и действует ряд законов, например Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ; Федеральный закон РФ от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента РФ»; Федеральный закон от 20 декабря 2002 года №175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и некоторые другие законы о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, которые защищают избирательные права граждан.

         Избирательное право демократически развитых государств как правовая категория - это «институт публичного права, представляющий собой систему правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках права, которые регулируют общественные отношения, деятельность (принципы и правила поведения) субъектов, устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия - выборов в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления».  Для раскрытия содержания избирательного права и механизма его применения необходимо, прежде всего, отметить, что выборы представляют собой растянутую во времени избирательную кампанию, совокупность этапов избирательных действий и процедур, регламентированных законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Содержание избирательного права - это облеченные государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которым проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения гражданами, политическими партиями, избирательными комиссиями, другими органами, наделенными полномочиями по подготовке и проведению выборов, иными субъектами правоотношений на различных этапах избирательной кампании.

На основе международных документов и опыта развития представительной демократии в нормативных правовых актах многих государств закреплен ряд общих принципов избирательного права, составляющих его содержание, таких, как всеобщее равное и прямое избирательное право, периодичность выборов, свободное волеизъявление избирателей при тайном голосовании, гласность и открытость выборов, независимость органов, осуществляющих подготовку и проведение избирательных кампаний, от органов государственной власти, представление кандидатам равных возможностей для ведения предвыборной агитации, состязательность претендентов; обжалование действий и решений участников, а также результатов выборов, в суде.

       В содержание избирательного права включаются также положения, регламентирующие этапы, порядок, правила и процедуры осуществления избирательных действий и принятия компетентными органами решений: по регистрации или учету избирателей, составлению списков избирателей, образованию избирательных округов, избирательных участков, выдвижению и регистрации кандидатов, предвыборной агитации, проведению голосования и подведению его итогов. Наконец, содержание избирательного права составляют положения, предусматривающие ответственность лиц, нарушающих нормы избирательного права, и восстановление субъективных избирательных прав тех или иных участников выборов (кандидатов, политических партий, избирателей и др.). Следует отметить то, что избирательное право имеет два основных значения. Во-первых, под избирательным правом понимается подотрасль конституционного права, которая образует совокупность правовых норм, регулирующих выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления (позитивное избирательное право). Во-вторых, избирательное право есть субъективная возможность гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления.

Исходя из позиций субъективного избирательного права, различают активное и пассивное избирательное право.  активное избирательное право - право гражданина избирать.

   Активное избирательное право, право избирать, означает, что гражданину нельзя отказать во включении в списки для голосования, в выдаче бюллетеня для голосования, в возможности выдвижения кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством.

   Пассивное избирательное право - право граждан быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. В отличие от активного избирательного права оно реализуется, прежде всего, самим кандидатом при поддержке гораздо меньшего числа граждан, но и по более сложной процедуре, и может заканчиваться избиранием кандидата. Для этого в определенной законом последовательности проводиться целый ряд действий, как самим гражданином, так и другими участниками избирательного процесса - начиная с выдвижения и регистрации гражданина в качестве кандидата до проведения предвыборной агитации, подсчета голосов и установления результатов выборов. Реализация гражданином пассивного избирательного права зависит не только и не столько от данного лица, сколько от волеизъявления других субъектов избирательной кампании. Избирание выдвинутого в качестве кандидата гражданина возможно лишь при непосредственной и достаточной поддержке его со стороны политических партий и избирателей на различных этапах избирательной кампании, кроме того, необходимо, чтобы за него проголосовало не менее установленного в законе числа избирателей.

Свои субъективные избирательные права граждане приобретают по достижении определенного возраста. При этом законодательными актами могут устанавливаться различные основания для приобретения активного и пассивного избирательного права. Таким образом, с одной стороны, избирательное право регулирует публично-правовые отношения, представляет собой систему правовых норм и как подотрасль конституционного права является неотъемлемой частью избирательной системы, а с другой стороны, избирательное право представляет собой субъективную возможность гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

           

            2 Принципы избирательного права

 

 

           Под принципами избирательного  права понимаются основополагающие, руководящие начала, идеи, требования  и условия, без соблюдения которых  любые выборы не могут быть  признаны легитимными. Их главное  предназначение обеспечить соответствие  результатов референдумов и выборов  реальному волеизъявлению избирателей. Принципы избирательного права, выражающие сущность демократизма  в стране, закрепляются на конституционном  уровне. Конституция РФ в ст. 32 и 81 утверждает в качестве основополагающих  принципов такие принципы как  свобода выбора, всеобщее, равное, прямое  при тайном голосовании, а Федеральный  закон об основных гарантиях  избирательных прав и добавляет  еще добровольность. 
Главным принципом избирательного права, вытекающим из основ конституционного строя РФ, является принцип свободы выборов. Именно свободные выборы являются высшим непосредственным выражением народовластия. Свобода выборов обеспечивается: свободой волеизъявления каждого избирателя – гражданин выражает свою волю абсолютно свободно, без какого-либо принуждения извне; свободными условиями подготовки и проведения выборов, в частности, свобода предвыборной агитации, независимость избирательных комиссий от какого-либо незаконного вмешательства в их деятельность.

Информация о работе Избирательное право, понятие и принципы