Принципы избирательного права следует
разделить на основные (конституционные)
и легальные (закреплённые в законодательстве
– важнейшее значение в этом отношении
имеет Федеральный закон «Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан РФ»).
Основные (конституционные) принципы
избирательного права – это знаменитая
«четырёххвостка» - всеобщее, равное и прямое избирательное
право при тайном голосовании.
Следует оговориться,
что в Конституции России данные принципы
закреплены только применительно к выборам
Президента РФ, на остальные виды выборов
их действие распространено федеральным
законодательством, прежде всего – Федеральным
законом «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан РФ». Нельзя отрицать значение
и остальных принципов избирательного
права, которые закреплены в указанном
законе, их тоже можно вывести из смысла
положений российской Конституции в опосредованной
форме. Однако вышеперечисленные четыре
принципа являются самыми важными.
1) Принцип всеобщности
избирательного права – означает, что
избирательным правом наделяется как
можно большее число граждан государства.
Устанавливаемые ограничения должны быть
минимальными и разумно обоснованными.
Гражданин РФ имеет право избирать, быть
избранным, участвовать в референдуме
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, а также
других обстоятельств.
В соответствии со
ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются
следующие требования к избирателю (лицу,
обладающему активным избирательным правом):
наличие российского
гражданства (существует одно исключение,
о котором подробнее - ниже);
возраст не менее
18 лет (этого возраста гражданин должен
достигнуть хотя бы в день голосования);
дееспособность
(отсутствие признания судом недееспособным);
гражданин не должен
содержаться в местах лишения свободы
по приговору суда.
Следует также отметить,
что своё активное избирательное право
гражданин реализует, как правило, в избирательном
округе, в пределах которого расположено
его место жительства.
К кандидатам на
выборные должности (лицам, обладающим
пассивным избирательным правом на соответствующих
выборах) предъявляются дополнительные
требования по сравнению с избирателями.
Это связано с необходимостью обеспечения
отбора наиболее достойных и компетентных
лиц и т.д.
Требования к кандидатам
можно разделить на общие (применяющиеся
на всех видах выборов) и специальные (применяемые
на отдельных видах выборов). При этом
нельзя не отметить, что дополнительно
к требованиям, установленным Конституцией
РФ, довольно широкий их набор предусматривает
федеральное избирательное законодательство.
Общие требования:
- наличие активного
избирательного права;
- не имеют права
быть избранными граждане РФ:
- имеющие гражданство
иностранного государства либо вид на
жительство или иной документ, подтверждающий
право на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории иностранного
государства. Указанные граждане вправе
быть избранными в органы местного самоуправления,
если это предусмотрено международным
договором Российской Федерации;
- осужденные
к лишению свободы за совершение тяжких
и (или) особо тяжких преступлений и имеющие
на день голосования на выборах неснятую
и непогашенную судимость за указанные
преступления;
- осужденные
за совершение преступлений экстремистской
направленности, предусмотренных Уголовным
кодексом РФ, и имеющие на день голосования
на выборах неснятую и непогашенную судимость
за указанные преступления;
- подвергнутые
административному наказанию за совершение
административных правонарушений, предусмотренных
статьями 20.3 (Пропаганда и публичное демонстрирование
нацистской атрибутики или символики)
и 20.29 (Производство и распространение
экстремистских материалов) Кодекса РФ
об административных правонарушениях,
если голосование на выборах состоится
до окончания срока, в течение которого
лицо считается подвергнутым административному
наказанию;
- в отношении
которых вступившим в силу решением суда
установлен факт нарушения ограничений,
предусмотренных п. 1 ст. 56 Федерального
закона «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан РФ», если указанные нарушения
либо действия совершены до дня голосования
на выборах в течение установленного законом
срока полномочий органа государственной
власти или органа местного самоуправления,
в которые назначены выборы, либо должностного
лица, для избрания которого назначены
выборы;
- при наличии
в отношении гражданина Российской Федерации
вступившего в силу решения суда о лишении
его права занимать государственные и
(или) муниципальные должности в течение
определенного срока этот гражданин не
может быть зарегистрирован в качестве
кандидата, если голосование на выборах
в органы государственной власти, органы
местного самоуправления состоится до
истечения указанного срока.
Специальные требования:
более высокий, чем
18 лет возраст – например, депутатов Государственной
Думы РФ – 21 год, на выборах Президента
РФ – 35 лет;
требования к продолжительности
и сроку проживания на определённой территории
– могут устанавливаться только Конституцией
РФ. В ч. 2 ст. 81 Конституции предусматривается,
что Президентом РФ может быть избран
гражданин, постоянно проживающий в России
не менее 10 лет;
запрет занимать
выборную должность более определённого
количества сроков подряд. Например, одно
и то же лицо не может занимать должность
Президента РФ более двух сроков подряд
(ч. 3 ст. 81 Конституции РФ);
запрет совмещения
некоторых выборных должностей с некоторыми
другими должностями и видами деятельности
(предусматриваются Конституцией РФ и
федеральным избирательным законодательством).
2) Принцип равного
избирательного права – означает, что
граждане Российской Федерации участвуют
в выборах на равных основаниях. Например,
избиратели имеют на выборах равное число
голосов (в том числе более одного – при
проведении выборов по смешанной избирательной
системе, по многомандатным округам и
т.д.).
3) Принцип прямого
избирательного права – предполагает,
что граждане Российской Федерации голосуют
на выборах соответственно за кандидатов
(списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных
законом, - за или против кандидата непосредственно.
Данный принцип означает,
что российское законодательство не предполагает
проведения так называемых косвенных
выборов, которые применяются в некоторых
других странах (например, на выборах Президента
США). При косвенных выборах результаты
волеизъявления избирателей влияют на
состав коллегии выборщиков, которые уже
голосуют за того или иного кандидата
непосредственно. На то, что выборы по
российскому законодательству могут быть
только прямыми, указывает и определение
данного понятия, цитировавшееся выше.
4) Принцип тайного
голосования – означает, что голосование
на выборах является тайным, исключающим
возможность какого-либо контроля за волеизъявлением
гражданина. В принципе существует и голосование
открытое – оно часто применяется, например,
при принятии решений коллегиальными
органами государственной власти. Однако
для обеспечения подлинной свободы волеизъявления
избирателя ему предоставляется возможность
проголосовать тайно – сделать соответствующую
пометку в бюллетене в специальной кабинке.
Проводятся и эксперименты по голосованию
в электронной форме
К легальным принципам
избирательного права следует отнести
следующие:
свободное и добровольное
участие гражданина Российской Федерации
в выборах;
наличие у гражданина
Российской Федерации, проживающим за
пределами ее территории, всей полнотой
избирательных прав при проведении выборов
в федеральные органы государственной
власти;
проведение выборов
избирательными комиссиями как самостоятельными
органами публичной власти;
открытость и гласность
деятельности комиссий при подготовке
и проведении выборов;
запрет участия иностранных
граждан, за исключением случая, указанного
в законе, лиц без гражданства, иностранных
организаций в осуществлении деятельности,
способствующей либо препятствующей выдвижению
кандидатов, списков кандидатов, избранию
зарегистрированных кандидатов, достижению
определенного результата на выборах.
При этом иностранные граждане могут быть
наблюдателями на выборах, а также на основании
международных договоров Российской Федерации
и в порядке, установленном законом, иностранные
граждане, постоянно проживающие на территории
соответствующего муниципального образования,
имеют право избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления, участвовать
в иных избирательных действиях на указанных
выборах на тех же условиях, что и граждане
Российской Федерации;
обязательность
проведения выборов (включая наличие установленных
сроков проведения и порядка назначения
выборов, единых выборных дней – как правило,
второе воскресенье марта или октября).
Среди принципов
избирательного права можно выделить
группу принципов, обеспечивающих избирателям
возможность реального выбора и контроля
за соблюдением законности проведения
выборов. К ним относится, в первую очередь
гласность выборов. Главная задача – обеспечить
подлинность и не фальсифицированность
выборов. Это достигается путем законодательного
закрепления такой технологии проведения
выборов, которая не позволила бы исказить
волю избирателей. В этих целях деятельность
комиссий при подготовке и проведении
выборов, подсчете голосов, установлении
итогов голосования, определении результатов
выборов осуществляется, открыто и гласно.
Основные избирательные действия осуществляются
под особым общественным контролем в лице
наблюдателей, представителей общественных
объединений, средств массовой информации.
Обязательно опубликование в установленные
законом сроки информации об основных
избирательных действиях, а также о размерах
избирательных фондов кандидатов в средствах
массовой информации.
Альтернативность выборов. Количество
кандидатов зарегистрированных в избирательном
округе, обязательно должно быть больше
количества мандатов подлежащих распределению
в данном округе. Таким образом, у избирателей
должна быть возможность реального выбора
достойного кандидата среди нескольких
претендентов. В противном случае выборы
откладываются на срок не более четырех
месяцев для дополнительного выдвижения
кандидатов.
Заключение
Рассмотренные принципы избирательного
права: принцип свободы выборов, обязательность
выборов, периодичность проведения, альтернативность,
гласность, закрепленные в Конституции
РФ и Федеральных законах в полной мере
соответствуют международным стандартам
по проведению выборов в органы государственной
власти и местного самоуправления и позволяют
проводить в нашей стране подлинные выборы,
т.е. выборы позволяющие в полной мере
реализовывать гражданами свои избирательные
права, а власть будет определена на основе
воли большинства избирателей.
Список использованных источников
Законодательные материалы
1. Конституция Российской
Федерации (принята всенародным голосованием
12. 12. 1993) (с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30. 12. 2008 №6-ФКЗ и от 30. 12. 2008 №7-ФКЗ
2. Федеральный закон от 12 июня 2002
г. N 67-ФЗ (в ред. от 20. 03. 2011 N-67) "Об
основных гарантиях избирательных
прав и права на участие
в референдуме граждан Российской
Федерации" // "Собрание законодательства
РФ", N 24. - 2002. - 17 июня.
3. Федеральный закон от 10 января
2003 г. N 19-ФЗ (в ред. от 08. 10. 2010. N-228) "О
выборах Президента Российской
Федерации" // "Российская газета",
N 6. - 2003. - 16 января.
4. Федеральный закон от 21 июля 2005
г. N 93-ФЗ ( в ред. от 25. 03. 2011 N-63) "О
внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации о
выборах и референдумах и иные
законодательные акты Российской
Федерации" // "Российская газета",
N132. - 2009. - 21 июля.
5. Федеральный закон от 20 декабря
2002 г. N 175-ФЗ (в ред. от 23. 02. 2011 N-51) "О
выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации"
Литература
6. Борисов. А.Н. Комментарий к Федеральному закона
от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации"
(постатейный)./ А.Н. Борисов – М.: "Юстицинформ",
2007. // СПС «Консультант Плюс».
7. Колюшин Е. И. «Конституционное
право России»./ Е. И. Колюшин.- М. Изд-во.
МГУ. 1999. - 143с.
8. Алахичева Л. Г. «Конституционные
основы соотношения федерального и регионального
избирательного законодательства» // Журнал
российского права./ Л. Г. Алахичева.- 1999.
№ 9. С. 9-14.
9. Матузов Н.И. Теория государства
и права. Учебник./ Н.И. Матузов.
А.В Малько - М., 2002. - 512с.
10. Избирательное право и избирательный
процесс в РФ. Отв. ред. А.В. Иванченко. -
М.,,1999.- 856 с.
11. Теория государства и права:
Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. /
Под ред. проф. В.М. Корельского и проф.
В.Д. Перевалова. - М., 2000.
12. Воробьев. Н. И. Избирательное
право и избирательный процесс в Российской
Федерации. Учебник. / Н. И. Воробьев, В.
В. Никулин. – М. : 2005. – 104 с.
13. Прудников, А. В. Избирательное право. Учебник. / А. В.
Прудников. , К. М. Гасанов - М. : 2007. – 650с.
14. Лучин, В. О. Избирательное право России.
/ В. О. Лучин. , В. Н. Белоновский. - М. : 2008.
– 510с.
15. Дмитриев, Ю. А. Избирательное право. Учебник.
/ Ю. А. Дмитриев, В. Б. Исраелян. - М. : 2008.
– 133с.
Ссылки
1 Колюшин Е. И. «Конституционное право
России». М. Изд-во. МГУ. 1999. С. 143.
2 «Государственная Дума в России в документах
и материалах». М. 1957. С. 273..
3 Лазаревский Н. И. «Русское государственное
право». Т. 1. Сбп. 1912. С. 462..
4 «Строительство Советского государства»:
Сб. статей. М., 1972. С. 64..