Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 15:42, реферат
Актуальность темы исследования. Одной из важнейших проблем межнациональных отношений является проблема разделенных народов, связанная с реализацией их права на самоопределение, объединение и восстановление своей национальной целостности. В последние десятилетия эта проблема значительно актуализировалась. Это вызвано крушением биполярного мира, связанного с распадом мировой социалистической системы.
Научная новизна исследования. В представленной работе углубляется исследование проблемы самоопределения осетинского народа как разделенного, в контексте осмысления права народов на самоопределение и политических спекуляций этим универсальным международным принципом.
Анализ проблем территориально разделенных народов рассматривается через осмысление понятий «нация», «этнос», «этнонациональная самоидентификация», «этническое самосознание», «этническая территория», «национальная целостность», «межнациональные отношения», с учетом анализа причин и особенностей их территориального разделения.
Сопоставляется подвижность границы понятий «национального самоопределения», «сепаратизма», «ирредентизма» и современных форм образования самостоятельных государств с позиции регулирования этнополитических конфликтов.
Автором делается попытка систематизировать разделенные народы по характеризующих их группам и типам.
Выявляются политические противоречия, касающиеся международных принципов – территориальной целостности государств и права народов на самоопределение.
Положения, выносимые на защиту
1.Границы категории «разделенные народы» распространяется на этнические группы, компактно проживающие на исторически сформировавшейся этнической территории, в силу каких-либо причин разделенной на сопоставимые части административными или государственными границами двух и более государственных образований.
Разделенные народы можно структурировать в две группы: первая «статусно-разделенные народы». Это этносы, этническая территория которых разделена государственными границами двух и более государств; вторая «формально-разделённые народы», составляют этносы, этническая территория которых включена в состав единого государства и разделена административными границами между двумя и более субъектами этого государства.
2.Категория «разделенные народы» может быть условно разделена по типу административно-
3.Разделенные народы – постоянный источник международной напряженности, межгосударственных и межнациональных конфликтов, о чем сегодня красноречиво свидетельствуют как события на постсоветском пространстве и территории бывшей Югославии, так и в странах Передней и Центральной Азии и Западной Европы.
4.Мотивы повышенной этнополитической мобилизации разделенных народов коренятся в объективной тенденции наших дней - в глобализации хозяйственных связей, интернационализации материальных и духовных ценностей, урбанизации и миграции людских масс.
5.Административно-
6.Состояние разделенности не должно ослаблять статусные позиции народов в государствах их расселения.
7.Самоопределение разделенного народа как реализация права на этнокультурную самоидентификацию и политическую самоорганизацию является вопросом международного права. Проблемы его реализации обнаруживают двойные стандарты и как правило, напрямую зависят от геополитических, экономических и стратегических интересов, как отдельных «третьих стран» так и различных военно-политических блоков.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы органами государственной власти, занимающимися решением проблем разделенных народов, национальных меньшинств и лиц, относящихся к ним. Материалы исследования могут быть использованы в качестве источников по политологии, этнологии, теории государства и права, конфликтологии, могут найти применение в учебных курсах по изучению межнациональных отношений и управления ими.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были обсуждены на заседаниях проблемной исследовательской группы кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ, отображены в авторских публикациях, отражены на региональных научно-практических конференциях,[2] использованы при разработке Республиканской целевой комплексной программы поддержки соотечественников за рубежом и осетинских землячеств в Российской федерации на 2009-2010 гг.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами настоящего исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения.
II. Основное содержание диссертации.
Во введении автором обосновывается выбор темы исследования, раскрываются актуальность и новизна диссертации, анализируется состояние научной разработанности проблемы, степень ее изученности в отечественной и зарубежной литературе, определены цели и задачи, методология, научная новизна и практическая значимость работы.
В Главе 1. «Теоретико-методологические основы анализа феномена разделенных народов» автором предпринята попытка комплексного анализа генезиса, тенденции и закономерности развития феномена разделенных народов, в контексте развития международного принципа самоопределения народов в преломлении с механизмами международного права регулирующими принцип территориальной целостности государств.
В первом параграфе «Разделенные народы в контексте современной трактовки права народов на самоопределение» диссертант рассматривает этнополитические проблемы разделенных народов через призму соотношения понятий: право народа на самоопределение и право государства на сохранение территориальной целостности.
Излагаемый материал подчинен поставленной научной задаче – проведению междисциплинарного, политико-правового анализа генезиса феномена разделенных народов.
Можно констатировать, что этносы возникли значительно раньше такой формы организации территорий и социальных отношений, как государство. В силу этого география, границы территориального проживания народов и границы возникших в результате сложных геополитических процессов государств, как правило не совпадают – создавая проблемы разделенных народов.
Границы категории «разделенные народы» распространяются на этнические группы, компактно проживающие на исторически сформировавшейся этнической территории, в силу каких-либо причин разделенной на сопоставимые части административными или государственными границами двух и более государственных образований.
Диссертант структурирует «разделенные народы» по группам и типам:
Первую группу – «статусно-разделенные народы» составляют этносы, этническая территория которых разделена государственными границами двух и более государств;
Вторую группу – «формально-разделённые народы» составляют этносы, этническая территория которых включена в состав единого государства и разделена административными границами между двумя и более субъектами этого государства.
Первая группа, наиболее крупная, включает в себя как малочисленные реликтовые этносы, насчитывающие до нескольких сотен человек (памирские народы: рушанцы, ишкашими и т.д.), так и крупные многомиллионные этносы (бенгалы, курды, корейцы, пуштуны и т.д.). Группа характеризуется обостренностью этнополитических проблем, связанных с вопросами объединения этноса, и тенденцией к возникновению долговременных, трудноразрешимых этнополитических конфликтов. Причины возникновения данной группы «разделенных народов» лежат в основе своей в колониальной политике европейских государств, либо искусственном разделении этносов в ходе войны по признакам социально-политической ориентации. Рассмотрению этнополитических проблем этносов-представителей именно данной группы посвящено настоящее исследование.
Вторая группа, не столь значительная, объединяет в себе этносы, административно разделенные внутри единого государства (татары, коми, ногайцы, буряты и т.д.). Проблема постановки вопроса объединения этих этносов носит перманентный, сглаженный характер. Причины возникновения данной группы связаны, как правило, с административно-
Кроме того, категория «разделенные народы» может быть условно разделена по типу административно-
Первый тип. Этносы, имеющие административно - государственное образование, т.е. этнос, все разделенные части этнической территории которого имеют административно-
Второй тип. Этносы, частично имеющие административно - государственное образование, т.е. этнос, одна, либо более части этнической территории которого имеют административно-
Третий тип. Этносы, не имеющие административно - государственных образований (памирские народы (Таджикистан- Афганистан), лезгины (Дагестан-Азербайджан), баски (Испания-Франция) и т.д.).
Как показывает исторический опыт, разделенные народы - это наследие или колониального прошлого (разделение этносов произвольными колониальными границами), или искусственного разделения наций после войн и конфликтов по признакам социально-политической ориентации, принадлежности к противостоящим друг против друга двух общественных систем. Особенно сложна ситуация с разделёнными этносами в странах Африки и Азии, где сложившиеся на сегодняшний день границы государств отражают не исторически обусловленные ареалы проживания народов (этническая территория), а колониальную политику европейских держав. Например, 44% африканских границ произвольно устанавливались по меридианам и параллелям, 30% - по дугообразующим линиям, лишь 30% по естественным географическим рубежам. И неудивительно, что за сорок лет существования независимой Африки более чем в ста войнах погибли около десяти миллионов африканцев.[3]
Объективно ситуация разделенности приводит к нарушению процессов внутриэтнической сплоченности, что проявляется в нарушении механизмов самоорганизации и самоуправления, в форме внутриэтнических институтов и механизмов их функционирования. Поэтому некоторые ученые признают, что «этнонациональные образования различного рода остаются основным способом существования человечества»[4]. Состояние разделенности ослабляет статусные позиции разделенных народов внутри государств их расселения. Рассечение этнической территории ослабляет именно эти позиции, что существенно снижает конкурентноспособность этнической группы как в политической, так и в экономической сферах. Эта ситуация осознается представителями этнической элиты как угроза сохранению и воспроизводству культуры народа. Поэтому состояние разделенности неизбежно выступает фактором развития различных этносоциальных процессов – аккультурации и ассимиляции частей этноса соседними народами или развитие тенденции к ирредентизму, достижению так называемой национальной целостности.
Под национальной целостностью диссертант подразумевает процесс образования единства разделенных на части народов-этносов, проживающих в пределах различных государств. Вся история развития разделенных народов - это история борьбы за права на самоопределение, объединение и восстановление своей национальной целостности. Национальная целостность в этой борьбе достигается разными путями. Вьетнам осуществил ее в результате вооруженной многолетней борьбы. Германия была объединена в 1990 г. мирным путем. Идут попытки объединения Кореи. Более сложной и трагичной является судьба разделенных народов, проживающих в рамках различных государств в качестве этнических меньшинств. К ним, например, относятся курды (в Иране 4 млн. чел., в Турции 5,25 млн.чел, в Ираке 3 млн.чел., Сирии 630 тыс.чел.), баски (в Испании 2,657 млн.чел, во Франции 250 тыс.чел.) и многие другие. Проблемы воссоединения этносов, объединения этнических территорий не раз служили причиной военных конфликтов в Африке: гражданская война в Нигерии; война и длительный конфликт на Африканском Роге, в первую очередь между Сомали и Эфиопией и т. д.
В современной науке под этнической территорией подразумевают пространство, в пределах которого распространен тот или иной народ-этнос. Первоначальная этническая территория, та, где происходит этногенез, в дальнейшем может меняться и терять компактность вследствие миграций. Территории разных народов могут в той или иной степени перекрывать друг друга, образуя этнически смешанные ареалы, анклавы. Оторвавшись от этноса и мигрировавшая со своей основной этнической территории группа составляет по отношению к основной части этноса его диаспору.
Для разделенных народов, как впрочем и для всех этносов, характерно стремление к созданию на своей этнической территории государства или автономии. Этот процесс особенно характерен для периода образования наций. Политическое закрепление этнической территории (государство) способствует сохранению ее компактности.
При смешанном расселении этносов, особенно в многонациональных государствах в ходе национально-государственного строительства, этническая территория часто вызывает споры и конфликты.
Мотивы повышенной этнополитической мобилизации разделенных народов коренятся, как это не парадоксально, в объективной тенденции наших дней - в глобализации хозяйственных связей, интернационализации материальных и духовных ценностей, урбанизации и миграции людских масс. Для разделенных народов подобные процессы таят угрозу полной аккультурации, утраты языка, особенностей быта и обычаев. На фоне мировых унифицирующих процессов этнические группы стремятся сохранить свою самобытность, уберечь себя от подавляющего воздействия соседей.