Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 15:42, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одной из важнейших проблем межнациональных отношений является проблема разделенных народов, связанная с реализацией их права на самоопределение, объединение и восстановление своей национальной целостности. В последние десятилетия эта проблема значительно актуализировалась. Это вызвано крушением биполярного мира, связанного с распадом мировой социалистической системы.

Файлы: 1 файл

Этнополитические проблемы разделенных народов- политико-правовые.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Административное разделение осетинского народа, без учета его интересов, на два государственных образования было осуществлено с установлением Советской власти. Юго-Осетинская автономная область входила в состав Грузинской ССР, а Северо-Осетинская АССР - в состав РСФСР. При этом из Южной Осетии был изъят Кобийско-Трусовский район, северную часть которого, начиная от с. Коб до водораздельного хребта, передали к Казбекскому району, а южную часть от Крестового перевала до юго-восточной границы Ленингорского района включили в Душетский район Грузинской ССР. Значительная часть представителей осетинской интеллигенции и партийно-советской элиты, выступавшее за национальное единство, в 20-30-е гг. подверглась репрессиям. Политика властей советской Грузии в отношении Юго-Осетинской автономии очевидным образом была направлена на достижение трех целей: сдерживание ее социально-экономического развития, стимулирование миграции осетин за пределы региона и их культурно-языковую ассимиляцию. Как следствие этого курса на протяжении всего советского периода, основные социально экономические показатели в области многократно отставали от среднереспубликанских, а численность населения, прежде всего осетинского, демонстрировала устойчивую тенденцию к сокращению.

Южная Осетия вплоть до распада Советского Союза продолжала оставаться объектом прямых или завуалированных ассимиляторских поползновений со стороны властей ГССР

Во втором параграфе «Политико-правовые основы объединения осетинского народа, проблемы их реализации» автор рассматривает процесс самоопределения народа Республики Южная Осетия через анализ соотношения понятий «самоопределение» и «сепаратизм» и освещает политико-правовые основы для обретения осетинским народом национальной целостности.

В конце 80-х начале 90-х годов прошлого века политической элитой Грузии был взят курс на самоопределение, путем выхода из состава СССР, построение унитарного, национального, независимого государства. Однако как представляется, лозунги самоопределения и отделения должны учитывать и отношение к этому других народов, населяющих данное государство. В этом плане представляется важной мысль известного норвежского конфликтолога Й.Галтунга, который в принципе всегда признавал право на самоопределение за всеми этнокультурными общностями: «Право на самоопределение представляет собой право народа определять свой статус в государстве и соответственно в мире, включая вариант независимости или вариант сохранения статус-кво. Но независимо от решения право на автономию на низком или высоком уровне не предусматривает права на аутизм, на то, чтобы полностью игнорировать других, так же как право на свободу слова не предусматривает права игнорировать последствия применения такого права. В этом состоит важнейший принцип ответственности»[10].

Следует признать, что на практике такой подход выглядит идеалистическим, так как принцип ответственности, как правило, не принимался во внимание, а скорее полностью игнорировался национальными элитами в борьбе за собственную государственность и этническую чистоту территории.

Именно игнорирование интересов негрузинских народов, поставленное в ранг государственной политики Грузии, нарушения прав этнических меньшинств, упразднение автономий и послужили катализатором процесса выхода Южной Осетии из состава Грузии.

С конца 1980-х гг. в Грузии начался подъем национального движения, в числе основных требований которого были: выход республики из состава СССР, ликвидация автономий и обеспечение приоритета грузинской нации во всех сферах общественной жизни в соответствием с открыто провозглашенным лозунгом «Грузия для грузин». В этих условиях Южная Осетия, стремясь к защите и укреплению своих позиций, в ноябре 1989г. обратилась к Парламенту Грузии с просьбой о преобразовании ее статуса из автономной области в автономную республику в составе ГССР. Тбилисское руководство ответило на это упразднением югоосетинской автономии и вводом в Южную Осетию подразделений полиции и неформальных вооруженных формирований, которые на протяжении более чем 2,5 лет осуществляли массовый террор в отношении осетинского гражданского населения, заставивший вспомнить геноцид 1920г. С ноября 1989 по июль 1992г., 117 осетинских сел были сожжены или разрушены. Большинство сел в Южной Осетии со смешанным грузино-осетинским населением превращены в чисто грузинские. Это такие селения, как Чъех (Кехви), Ачабет (Ачабети), Курта, Тамарес (Тамарашени), Еред (Ередви), и многие другие. Осетинское население этих сел вынуждено было бежать в поисках укрытия в Северную Осетию и Россию, свыше 3тыс. человек убиты[11]. В сентябре 1990г. в связи с односторонним аннулированием грузинским парламентом всех юридических актов, принятых после советизации Грузии (в том числе и решений о вхождении Южной Осетии в ГССР в качестве автономии), Совет народных депутатов Южной Осетии принял Декларацию о суверенитете и преобразовал автономную область в республику[12]. В январе 1992г. состоялся референдум о политическом будущем Республики Южная Осетия, в ходе которого 98% принявших участие в голосовании высказались за ее независимость. В соответствии с этим волеизъявлением 29 мая 1992г., в разгар атак грузинских военных подразделений на Цхинвал, Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости.

После провозглашения независимости Грузией, Республика Южная Осетия в полном соответствии с Законом «О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзной республики из Союза ССР», самоопределилась в результате всенародного референдума с соблюдением всех юридических норм и процедур. Подписанное 24 июня 1992г. в Сочи под влиянием России Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта положило конец его вооруженной фазе и открыло путь для ввода в регион Смешанных миротворческих сил и начала переговорного процесса. Тем не менее, Грузия, ссылаясь на факт ее международного признания в границах бывшей ГССР, в последующие годы неоднократно предпринимала попытки силового решения проблемы под предлогом восстановления своей территориальной целостности.

Сохранявшееся в течение полутора десятилетий состояние шаткого мира и политико-правовой неопределенности было окончательно разрушено очередной военной агрессией официального Тбилиси 8 августа 2008г., стоившей Южной Осетии многочисленных человеческих жертв и разрушений, тем самым драматическим образом поставившей в международную повестку дня вопрос о своем политическом признании. Августовские события 2008 года показали безальтернативность государственной независимости Южной Осетии. Политика геноцида со всей очевидностью убедила в невозможности пребывания Южной Осетии вместе с Грузией в пределах общего правового поля.

Реализовав свое законное право на самоопределение, народ Южной Осетии создал суверенное государство, которое существует уже 18 лет. Законность существования Республики Южная Осетия подтверждена в ходе всенародного волеизъявления на трех референдумах, трех президентских и пяти парламентских выборах. Республика Южная Осетия – действующее демократическое государство, в котором все политические процессы проходят в соответствии с нормами международного права. Все без исключения выборы, все процедуры передачи власти на уровне Президента, Парламента, Правительства Республики Южная Осетия проходили в конституционном порядке.

С 1992 г. Республика Южная Осетия де-факто независимое государство, отвечающее всем необходимым условиям, для международного признания. Это подтверждается и тем фактом, что 25 августа Совет Федерации и Государственная дума РФ приняли абсолютно законное, единственно возможное и правильное решение о признании независимости Южной Осетии. 26 августа Президент РФ Д.А.Медведев подписал Указ о признании независимости Республики Южная Осетия, который следует рассматривать как событие величайшего политико-исторического значения, направленное на защиту интересов народов и способствующее долговременной стабилизации ситуации на Кавказе.

В заключении подводятся основные итоги работы. Осетинский вопрос- это одна нация и два автономных государства. Суть происходящих в Северной и Южной Осетии процессов, - стремление определить общеосетинскую идентичность в одном государственном образовании.

Ученые и политики размышляют, каким может быть сценарий политического развития, который создал бы основу для постепенного сближения двух осетинских государств и их последующего воссоединения в составе России. Есть неоспоримые аргументы в пользу активной политики воссоединения:

1.Раздел осетинского народа на части по географическому принципу и включение их в два государства изначально не естественен;

2.В период распада СССР образование грузинского национального государства, проходившего с нарушениями союзного законодательства, не были учтены результаты демократического волеизъявления осетинского народа;

3.Без воссоединения осетины Южной Осетии никогда не будут чувствовать себя политически защищенными, что весьма опасно и непредсказуемо по своим последствиям.

Несомненно, решение осетинского вопроса – исторически обусловленная российская задача, с учетом свободного самоопределения  осетинского народа. Разделенный осетинский народ и безопасность России в Кавказском регионе - взаимообусловленные проблемы.

При этом следует учитывать, что раздел осетинского народа, остается политическим разделом, навязанным извне, помимо воли самого народа. То обстоятельство, что осетины административно разделены на два государства, безусловно меняет условия их существования, но не меняет самого факта их бытия, поскольку речь идет об исторически сложившейся, устойчивой, выходящей за пространственно-временные рамки тех или иных государств общности, которая благодаря своей длительной истории, культуре, языку, этнопсихологическому складу, ощущает себя единым осетинским народом.

Однако, не в меньшей степени решение осетинского вопроса зависит от воли других народов и государств, акторов международной политики. Осетинский вопрос стал вопросом международным. Этот же аспект характерен и для всех разделенных этносов, что касается осетин, то в данном случае возникает три проблемы: воссоединение; самоопределение; восстановление мирных и добрососедских отношений с Грузией. Какими политико-правовыми документами и механизмами могут быть обеспеченны решения этих проблем? Каким путем можно разрешить их - сложный вопрос, решение которого станет предметом размышления еще ни одного исследователя.

 

 

 

 

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

Публикации в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Цагараев М.А. Современная трактовка принципа права народов на самоопределение // Социология власти. -М., 2008. № 5 -0.7 п.л.

Публикации в других изданиях:

2. Цагараев М.А. Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Осетия. На рубеже Европы и Азии». -Владикавказ, -2007. -0.6 п.л.

3. Цагараев М.А. Иранские народы в аспекте разделенности. –Владикавказ: МАСКУТ, 2008. -0,3 п.л.

4. Цагараев М.А. Южная Осетия - экстремизм или само-определение? // Вопросы национальных и федеративных отношений: Сборник научных статей / Под редакцией В.А.Михайлова, К.В.Калининой -М.: РАГС, 2009. -0.7 п.л.

 

Общий объем научных публикаций автора по теме диссертации -2,3 п.л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автореферат

 

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

 

 

Цагараев Марат Асланбекович

 

Тема диссертационного исследования:

 

Этнополитические проблемы разделенных народов:

политико-правовые основы их регулирования

(на примере осетинского народа).

 

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор

Дашдамиров Афранд Фирудинович

 

 

Изготовление оригинал-макета

Цагараев М.А.

 

 

Подписано в печать _____тираж 80 экз.

 

Усл.п.л. ___

 

 

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

 

 

 

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ №___

 

 

119606, Москва, пр. Вернадского,84



[1] Звягельская И.Д. Этноконфессиональные  конфликты современности и подходы к их урегулированию / Конфликты на востоке: этнические и конфессиональные / Под ред. А.Д.Воскресенского.-М.:Аспект Пресс, 2008. с.45.

[2] Научная конференция «Региональные аспекты глобальных проблем». –Краснодар, -2008; Республиканская научно-практическая конференция «Осетия. На рубеже Европы и Азии». -Владикавказ, -2007.

[3] Новое время. 2002.№38.С.22.

[4] Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. С.24.

[5] Организация Объединенных Наций. Сборник документов.-М.,1981. С.6-25.

[6] Декларация Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. // Международные документы о правах человека. Сборник документов. – М., 1998. С. 35-40.

 

[7] А.Плиев, Р.Джусоев, М.Дзайнукова, М.Кулова, И.Санакоев // Грузино-осетинский конфликт: История и современность -М.:Алексей Яковлев, 2007. С.9.

[8] Конституция Союза Советских Социалистических Республик.-М.,1977. С.4.

[9] Декларация о Геноциде 1920 года в Южной Осетии. Цхинвал, 20 сентября 1990 года // Текущий архив Министерства РСО-Алания по делам национальностей.

[10] Galtung J. The State/Nation Dialectic:Some Tentative Conclusions//J. Galtung, C.G.Jacobsen and K.F.Brand- Jacobsen. Searching for Peace. The Road to Transcend. London-Sterling, Virginia,2002.P131.

[11] Декларация о Геноциде южных осетин в 1989-1992 гг. Цхинвал, 26 апреля 2007 г.// Текущий архив Министерства РСО-Алания по делам национальностей.

[12] Декларация о Государственном Суверенитете Юго - Осетинской Советской Демократической Республики. Цхинвал, 20 сентября 1990 г. // Текущий архив Министерства РСО-Алания по делам национальностей.

 

 


Информация о работе Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования