Юпитер как сонный бегемот в тесной ванной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:38, дипломная работа

Описание работы

Каждое конкретное общество в каждый конкретный момент времени - неповторимое сочетание элементов материальной, социальной и духовной культуры, поэтому данная программа построена так, чтобы заострить внимание на изучении истории культуры. Это связано как с реальной ролью духовной культуры в жизни, так и со слабым знанием данных разделов отечественной истории со стороны абитуриентов. Ответы на вопросы по культуре нельзя сводить к простому перечислению отдельных фамилий ученых, писателей, композиторов. Поступающий может продемонстрировать здесь не только определенные знания, но и собственные эстетические вкусы и воззрения.

Файлы: 1 файл

История-прогр.абит.КГУ.скан.doc

— 475.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Рекомендовано к печати решением

приемной комиссии КГУ Протокол № 1 от 16 марта 2006 г.

Авторы-составители:

профессор Е.А.Вишленкова доцент С.И.Ионенко доцент Л.И.Мухамадеев доцент Н.А.Федорова доцент Л.С.Тимофесва ст. преп, М.М. Базина

© Казанский государственный университет. 2006 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед вами программа по отечественной истории, предназначенная для поступающих в Казанский государственный университет. В ее основе находятся проблемы формирования и этапы развития отечественной государственности, взаимоотношения власти и общества, экономика и культура народов страны. Данная программа составлена на основе примерных программ, разработанных Министерством образования и науки России.

Каждое конкретное общество в каждый конкретный момент времени - неповторимое сочетание элементов материальной, социальной и духовной культуры, поэтому данная программа построена так, чтобы заострить внимание на изучении истории культуры. Это связано как с реальной ролью духовной культуры в жизни, так и со слабым знанием данных разделов отечественной истории со стороны абитуриентов. Ответы на вопросы по культуре нельзя сводить к простому перечислению отдельных фамилий ученых, писателей, композиторов. Поступающий может продемонстрировать здесь не только определенные знания, но и собственные эстетические вкусы и воззрения.

В то же время особенностью программы является ее персонификация. История - не набор "объективно необходимых" фактов и событий, это и реальный вклад в ее развитие выдающихся личностей, без которых нельзя представить целостную картину того или иного времени.

Цель программы - ориентировать абитуриентов на углубленное изучение материала, стимулировать самостоятельную творческую подготовку к вступительным экзаменам, готовность отстаивать на основе конкретного материала собственное понимание того или иного вопроса с учетом плюрализма мнении, оценок и взглядов.

Отдельные вопросы достаточно сложны и не в полной мере отражены в типовых школьных программах и учебниках, но при этом учитывается, что желающие поступить в Казанский университет не должны ограничиваться узким кругом учебных пособий.

В конце программы приводится рекомендательный список учебных пособий, школьных учебников и современных обобщающих изданий по отечественной истории, в том числе новейшие издания по данному курсу.

3

 

 

 

Следует подчеркнуть, что литература, включенная в рекомендательный список, не является обязательной для поступающих. Абитуриент в праве выбрать любые издания для самостоятельной подготовки. Знакомство с дополнительной литературой может только улучшить уровень подготовки к вступительному экзамену.

Условия приема вступительного экзамена по истории России и критерии оценки ответов абитуриентов

Согласно правилам приема в КРУ на 2006 г. вступительные испытания по истории России предусмотрены на шести гуманитарных факультетах: историческом; юридическом; татарской филологии и истории; журналистики и социологии (специальность: социология); экономическом (направление: религиоведение); международных отношений и политологии (специальности: политология и международные отношения) и в институте востоковедения.

На все перечисленные специальности и направления подготовки предусмотрены вступительные испытания в письменной форме в виде теста или в виде развернутого ответа на вопросы билета.

При письменном ответе на вопросы билета абитуриент должен: показать знание основных исторических фактов, событий, явлений,   процессов,  дат.   имен,   выдающихся   памятников культуры;

раскрыть смысл, значение важнейших исторических понятий, идей;

владеть элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями и событиями; сравнение, определение сущности событий);

давать оценку историческим явлениям, обосновывать свое отношение к историческим событиям, их участникам, творениям культуры;

называть и высказывать суждения о дискуссионных проблемах российской истории.

Вступительные испытания по отечественной истории на специальностях «история» и «музеология» включают две составные части. В первой необходимо дать развернутый ответ (на 2-3 стр.) по 

проблемному вопросу из общего курса отечественной истории. Например. «Чем был обусловлен приход к власти большевиков?» Абитуриент, отвечая на вопрос, должен показать знание фактического материала. логику изложения, умение проанализировать представленные факты и сделать самостоятельные выводы. Вторая часть задания представляет собой тесты открытого и закрытого типа (до 50 вопросов). Итоговая оценка состоит из суммы баллов за первую и вторую части вступительного испытания.

Продолжительность вступительных испытаний по истории России в виде ответа по билету 4 часа. За это время абитуриент должен дать письменный ответ на три вопроса, содержащиеся в билете. Разрешается приносить с собой программу вступительных испытаний по истории России. Продолжительность вступительных испытаний в виде письменного ответа и теста - 3 часа. Продолжительность тестовых испытаний по истории России - 1,5 часа.

Все виды конкурсных испытаний оцениваются в баллах. Для вступительных испытаний применяется 100-балльная шкала. Критерии оценок по тестовой системе экзамена определяются в соответствии с уровнем правильных ответов абитуриентов (от наибольшего количества правильных ответов до 0).

Письменные работы по билетам, включающим три вопроса, оцениваются, исходя из следующих критериев: правильность ответа по всем трем вопросам с указанием конкретных дат, событий, имен, четким и логичным изложением материала. Ответ оценивается по совокупности оценок по каждому вопросу билета.

Оценка снижается за слабый ответ по одному или более вопросов билета, за отдельные фактические неточности, а также за попытки ответа не на конкретный вопрос, а на более или менее близкий ему хронологически или тематически. Например, вместо ответа по культуре Руси Х1У-ХУ вв. дается ответ по культуре ХУ1 в. и т.д.

Оценку «отлично» получает ответ, в котором абитуриент показал свободное владение материалом, знание основных событий, имен, фактов по каждому вопросу билета.

Оценка «хорошо» выставляется за правильный ответ в рамках требований программы, но с отдельными неточностями, упущениями при характеристике событий, явлений, ошибками в формулировках.

 

Оценка «удовлетворительно» ставится за ответ, в котором дается лишь самое общее изложение фактического материала с допущением фактических ошибок и неточностей.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при отсутствии ответа по 1-2 вопросам билета и неконкретному ответу на третий вопрос или за отсутствие ответа на все вопросы.

В случае несогласия с оценкой абитуриент может подать заявление на апелляцию для более детального разбора своего ответа. Апелляция не является дополнительным экзаменом и оценка может быть пересмотрена лишь в отдельных, крайних случаях, при условии дополнительного анализа комиссией письменного ответа. 

ЧАСТЬ I. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIII ВЕКА

Древнейшая история (до конца IX века)

Эпоха первобытности па территории нашей страны. Основные источники по древнейшей истории человечества. Периодизация и характерные особенности этапов первобытнообщинного строя. Уклад жизни первобытного общества. Стоянки древних людей.

Первые политические образования на территории нашей страны. Скифы: хозяйство, общественный строй и культура. Влияние греческой цивилизации.

"Великое переселение народов". Тюркский каганат Гунны. Приазовский союз племен Великой Булгарии и его распад. Хазарский каганат.

Восточные славяне в древности. Расселение, хозяйство и быт. Общественный строй. Языческие верования.

Соседи восточных славян. Волжская Булгария.

Древняя Русь (IX - первая треть XII веков)

Предпосылки создания древнерусского государства. Различные оценки "призвания варягов" в отечественной исторической науке.

Установление в Киеве династии Рюриковичей. Деятельность первых киевских князей: Олег, Игорь. Ольга, Святослав.

Оформление Великого Киевского княжества. Вокняжение Владимира и его политика. Принятие христианства и его историческое значение

Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый. Международные политические, торговые и культурные связи Руси. Первый свод законов Руси - "Русская правда". Свободное и зависимое население.

Древняя Русь во второй половине XI - начале XII вв. Правление Яросдавичей. Усиление половецкой угрозы. Съезды князей. Владимир Мономах и его политика.

 

Русь в XIV - XV веках



Культура Киевской Руси и ее особенности: Изобразительное искусство. Зодчество. Устное народное творчество. Письменность. Летописи. Литература. Русско-византийские культурные связи. Ремесло.

Древнерусские земли в XII - первой трети XIII веков

Причины распада Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств. Появление новых политических центров.

Галицко-Волынское княжество как политический центр Юго-Западной Руси.

Северо-восточная Русь. Усиление Ростово-Суздальского княжества в середине ХП в. Юрий Долгорукий. Политика Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Особенности политического и экономического развития Новгородской земли.

Культура русских земель в XII - начале Х111 вв. Сочетание культурно-языковой общности и местных особенностей. Роль городов как центров развития материальной и духовной культуры.

Борьба русского и булгарского народов за независимость

в XIII веке

Монгольские племена на рубеже Х11-Х111 вв. Образование державы Чингисхана и завоевательные походы монголов. Первые столкновения половцев, русских и булгар с монгольскими войсками. Битва на Калке.

Покорение Волжской Булгарии и русских земель войсками Батыя. Героическое сопротивление захватчикам.

Образование Золотой Орды. Система управления в ордынском государстве. Взаимоотношения Орды с русскими землями. Православная церковь в период ордынского ига. Различные оценки «ордынского ига» в исторической науке.

Народы Прибалтики в XII - начале XIII вв. Вторжение рыцарских орденов. Агрессия шведских войск. Невская битва. Ледовое побоище. Военно-политическая и дипломатическая деятельность Александра Невского. 

Возрождение Северо-Восточной Руси. Возникновение Московского и Тверского княжеств.

Усиление Московского княжества во второй четверти XIV в. Иван Калита и его политика.

Соотношение политических сил в середине и второй половине XIV в. Внутренняя и внешняя политика Дмитрия Донского. Куликовская битва. Перенос Великого княжения в Москву.

Великое княжество Литовское. Территориальный рост. Особенности общественного устройства. Гедимин. Взаимоотношения Литвы с Ордой и Москвой. Кревская уния. Правители Великого княжества Литовского: Ольгерд, Ягайло, Витовт. Грюнвальдская битва и ее значение.

Причины, ход и результаты феодальной войны в Московском княжестве во второй четверти XV в. Автокефалия русской православной церкви.

Завершение объединения русских земель. Великий Московский князь Иван III. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Присоединение Новгорода и Твери. Взаимоотношения с Казанским ханством. Великокняжеский судебник. Юрьев день. Организация системы управления Московским государством.

Россия в XVI веке

я

Особенности образования единого русского государства. Концепция "Москва-третий Рим" как идеологическое обоснование самодержавия. Василий III. Завершение политического объединения русских земель. Елена Глинская и боярское правление. Митрополит Макарий. Венчание Ивана IV на царство.

"Избранная рада": состав правительства, реформы 1550-х годов и их роль в дальнейшем развитии страны. Новый Судебник, Стоглавый собор. Возникновение сословно-представительной монархии и централизованной системы управления.

Опричнина и ее последствия. Личность Ивана Грозного. Оценка опричнины современниками и потомками.

 

Внешняя политика второй половины XVI в. Завоевание Казанского ханства. Присоединение земель Поволжья, Урала и Западной Сибири. Ливонская война: предпосылки, этапы, последствия.

Россия в последней трети XVI века. Федор Иоаннович. Борьба за власть внутри правящей верхушки. Введение урочных лет. Прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова.

Основные факторы и особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв. Мастерство русских ремесленников. Андрей Чохов. Каменное строительство. Аристотель Фиорованти. Федор Конь. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий. Летописание. Литература. Просвещение. Начало книгопечатания. Публицистика XVI столетия.

Россия в XVII веке

Смутное время: причины, начало Смуты, основные события. Лжедмитрий I. Падение династии Годуновых. Воцарение Василия Шуйского.

Выступление Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Гражданская война в России. Польская и шведская интервенция. Народные ополчения. К.Минин и Д.Пожарский. Земский собор 1613 г. Утверждение на престоле династии Романовых.

Информация о работе Юпитер как сонный бегемот в тесной ванной