Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:35, реферат
Проблема идейного содержания коммунистического учения, истоков и значения русского коммунизма не теряет своей важности. Вероятно, поэтому многие исследователи не раз обращались к вопросу о русском коммунизме - и в России, и за ее пределами. Как следствие - множество точек зрения, нередко противоречивых. Особый интерес представляют исследования русских авторов, изданные в годы Советской власти за границей, и поэтому лишенные известных стереотипов.
Реферат: Коммунизм как идеология
Введение.
Проблема идейного содержания
коммунистического учения, истоков
и значения русского коммунизма не
теряет своей важности. Вероятно, поэтому
многие исследователи не раз обращались
к вопросу о русском
Данная работа прослеживает
некоторые тенденции в
Эта работа - попытка обнаружить некоторые характерные особенности коммунизма, перенесенного на русскую почву, выявить основные влияния, которые принял на себя «русский марксизм»: народничество, идею мессианского предназначения России, etc. Уделяется внимание тенденциям развития коммунистической идеологии, их возможному значению в контексте психологии массового сознания.
Автор отдает себе отчет, что глубина проблемы не позволяет дать исчерпывающий ответ на поставленную проблему в рамках реферата.
Коммунизм как идеология.
Определение коммунизма может быть сведено к тезису «Коммунистического Манифеста» Маркса и Энгельса, в котором подчеркнут социально-экономический принцип: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Следовательно, существует сходство капитализма и коммунизма как своеобразной «монополистической формы капитализма», по выражению Шафаревича. Но известно, что эта «схожесть» ложная, принимая во внимание другие, не экономические аспекты коммунизма.
В основе социалистического
государства (то есть придерживающееся
коммунистического строя, дословно-«строящее
коммунизм» (10) находится партия, которая
не укладывается в собственно политологическое
определение «выразителя
Коммунизм не может считаться
исключительно экономическим
Принимать марксизм абстрактно (к чему тяготеют в настоящее время американские или европейские «марксисты») или как «руководство к действию» (что, вероятно, уже мало возможно) -- от этого идейное содержание учения не меняется, и это, разумеется, надо помнить, и, особенно, говоря о марксизме, перенесенном не русскую почву.
Марксизм в России.
Восприняв марксизм со стороны
объективно-научной, русские социалисты
находились под властью убеждения,
что социализм станет результатом
экономического развития государства.
Становилось очевидным, что социальная
революция как результат
Не будет большой условностью, если сказать, что переосмысление марксизма в большевистском духе-это своего рода опыт по адаптации теории к очень определенной исторической ситуации, теория Маркса была приспособлена под «домашние нужды».
Россия была страной сельскохозяйственной, не смотря ни на какое продвижение в развитии ее промышленности, так что оказалась предопределенной появившаяся в марксистской среде идея организованного меньшинства, находящегося «в авангарде общества» и мысль о пролетаризации крестьянства.
В работе «Развитие капитализма
в России» Ленин выдвинул тезис
об ускорении капиталистического развития
в деревне, вызванном отменой
крепостного права (8). В действительности
же, если принять во внимание условия,
при которых было уничтожено крепостничество,
его отмена не столько способствовала
развитию капитализма, сколько «консервировала
архаичные, феодальные, экономические
структуры» (5). Да и промышленность
России не всегда оказывалась заинтересованной
в отмене крепостного права, так
как использовала крепостных, следовательно,
юридическое освобождение крестьян
не было продиктовано экономической
необходимостью. Отмена крепостного
права была вызвана страхом правящих
классов перед массовыми
Итак, коммунизм не может
считаться исключительно
Уделим еще некоторое внимание состоянию российского населения, а именно - рабочим и крестьянам. Из-за значительного прироста крестьянского населения (согласно «Истории Советского государства» Верта, за 40 лет на 65 процентов) недостаток земли становился все более ощутимым. 30 процентов крестьянства составили своеобразный излишек населения, лишенный занятости и ненужный экономически. Количество рабочих, к началу века занятых в отраслях сельского хозяйства, промышленности и торговли, не превышало 9 процентов. Подлинный рабочий класс образовался только за счет концентрации промышленного производства, и находился в меньшинстве по отношению к другим социальным группам.
Известная истина: русский крестьянин - коллективист, поборник общины. Понятия крестьянской общины и частной собственности на землю в принципе исключают друг друга. Русские крестьяне мечтали о «черном переделе», то есть переделе земли между собой, а не об индивидуальной собственности на нее. В соответствии с настроениями крестьянства, одна из организаций народнического толка называла себя «Черный Передел». Русская коммунистическая революция и совершила этот «черный передел», она отобрала всю землю у дворян и частных владельцев.
Народную массу можно было условно разделить на две группы: общинное крестьянство и жестоко эксплуатируемый пролетариат с крестьянским прошлым. Организованное меньшинство и большинство, чья истинная идеология - коллективизм. Что еще нужно было русским марксистам?
Западничество, народничество и «русский марксизм».
Марксизм в России возник
как крайняя форма
Первоначально народническое
движение 70-х не носило революционно-политического
характера. Однако неуспех «хождения
в народ», связанный не только с
правительственными репрессиями, но и
с тем, что народ не принял интеллигенцию.
«Народ увидел барскую затею в
народническом хождении в народ.
Это вплотную поставило перед
сознанием интеллигенции
Убийство Александра II вызвало сильную реакцию в правление Александра III --- не в правительстве только, но и в обществе. Оказалось, что у революционного движения не оказалось социальной базы. Оставалось бы уповать на будущее, на индустриальное развитие России, которое приведет к развитию рабочего класса, «класса-освободителя», если бы не «пролетаризации крестьянства», за идею которой выступали марксисты и чего не хотели допустить народники. «Единственная реальная социальная сила, на которую можно опереться, это образующийся пролетариат. Нужно развивать классовое революционное сознание этого пролетариата» (2), -- писал Бердяев, философ с марксистским прошлым.
Недовольство крестьян, их
ненависть к чиновникам и помещикам
стала опорой революции. В крестьянстве
не исчезли воспоминания об ужасах
крепостничества. Мир господствующих
привилегированных классов, преимущественно
из дворянства, их культура, чужд крестьянству,
воспринимался как иностранное.
Аграрная революция, будучи более чем
социально-экономическим
Определенные круги левых
народников сразу признали большевиков
как русскую национальную силу. Значительное
число левых эсеров, руководствуясь
народническим радикализмом, влилось
в большевистскую партию, принеся
с собой вполне сознательный русский
национализм. Левые эсеры, как и
большевики, считали себя интернационалистами,
но их интернационализм носил мессианский
характер, в дальнейшем Советская
Россия стала для них «авангардом
передового человечества, зажегшего
факел свободы всему
«Народничество есть столь же характерное русское явление, как и нигилизм, как и анархизм» (2). Чувство оторванности интеллигенции от простого народа, главным образом, крестьянства, лежало в основе учения и русских революционеров, и Герцена, и Толстого, и Достоевского. «Интеллигенция всегда в долгу перед народом, и она должна уплатить свой долг». Культура создана за счет народного труда, следовательно, приобщенные к культуре несут ответственность перед народом. «Революционное народничество (славянофилы, Достоевский, Толстой) верили, что в народе скрыта религиозная правда, народничество же безрелигиозное и часто антирелигиозное (Герцен, Бакунин, народники-социалисты 70-х годов) верило, что в нем скрыта социальная правда. Но все русские народники сознавали неправду своей жизни» (2). Чуждая индивидуализму народническая идеология могла возникнуть лишь в аграрной стране; народничество, предопределившее русский марксизм, внесло в него специфически национальную черту. Борьба марксистов плехановского толка с народническим движением не может служить тому опровержением. Революция была порождена своеобразием русского исторического и культурного процессов; большевистская революция возможна была только в России, а западный коммунизм-явление другого рода.
«Коммунисты» и «большевики».
Как пишет Николай Бердяев, русский народ-«народ государственный, он покорно согласен быть материалом для создания великого мирового государства, и он склонен к бунту, к вольнице, к анархии». Как и народничество, анархизм есть «порождение русского духа», один из полюсов в душевной структуре русского народа (2). Центральная фигура русского (да, пожалуй, и мирового) анархизма-Бакунин. Подразумевая под анархией бунтарство, он верил, что революционный «мировой пожар» будет зажжен русским народом и славянством. В своем «революционном мессианстве» Бакунин-предшественник коммунистов, анархизм-одни из их истоков.