Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:35, реферат
Проблема идейного содержания коммунистического учения, истоков и значения русского коммунизма не теряет своей важности. Вероятно, поэтому многие исследователи не раз обращались к вопросу о русском коммунизме - и в России, и за ее пределами. Как следствие - множество точек зрения, нередко противоречивых. Особый интерес представляют исследования русских авторов, изданные в годы Советской власти за границей, и поэтому лишенные известных стереотипов.
Основы тоталитаризма
государства коммунистов-в
Двуликость русской революции как несущей народу гражданские свободы, но и новое иго, отразилась в представлении о том, что большевики и коммунисты-не одно и то же, бытовавшем на ранних этапах становления советской власти. Н. А. Бердяев заметил характерность этой легенды: «Для народного сознания большевизм был русской народной революцией, разливом буйной, народной стихии, коммунизм же пришел от инородцев, он западный, не русский, и он наложил на революционную народную стихию гнет деспотической организации,... рационализировал иррациональное» (2). Большевики-это русские, давшие народу землю, а коммунисты стремятся навязать народу новое иго. Бунин передает разговор между красноармейцами в Одессе 1919 года: «Вся беда от жидов, они все коммунисты, а большевики все русские» (4). Как пишет Михаил Агурский в книге «Идеология национал-большевизма», такой взгляд был распространен очень широко в разных слоях общества, и невозможно определить его единственный источник, скорее всего, он возник стихийно (1).
По мнению Н. А. Бердяева, заслугой коммунизма перед русским государством является остановка анархического распада страны. Процесс высвобождения и сковывания хаотических сил в ходе революции закономерен. Интересна точка зрения Бердяева, согласно которой народное восприятие «коммунистов» как инородцев свидетельствует о «женственной природе русского народа, всегда подвергающейся изнасилованию чуждым ей мужественным началом» (2). Впрочем, есть и другое объяснение. Михаил Агурский полагал, что таким образом проявился национализм, инстинкт толпы, всегда желающей найти виновного в собственных ошибках. Это, заметим в скобках, симптоматично, -- показатель нездорового общества.
Главным врагом большевиков
до революции считалась русская
буржуазия и русская
Новый «свет с Востока», или Красный патриотизм.
Как уже было сказано, факт
того, что революция произошла
именно в России, не мог не оказать
влияния на большевистскую партию и
идеологию, вне зависимости от интернационализма,
который она декларировала. Прежде
всего, для большинства членов партии
такие цели революционной борьбы,
как диктатура пролетариата, борьба
с империализмом да и мировая
революция связывались с
В принципе, процесс, который
повлек противопоставление России всему
остальному миру, миру буржуазии, как
страны, преследующей цель мировой
революции, не давал России какое-то
исключительно положение «
Настроения подобного рода, как сообщает М. Агурский, появились уже накануне Октябрьской революции. На VI съезде партии, в августе 1917 года, первым высказал их Сталин. «При обсуждении резолюции съезда Преображенский предложил поправку, согласно которой одним из условий взятия государственной власти большевиками было наличие пролетарской революции на Западе», -- пишет Агурский (1). Выступая против этой поправки, Сталин заявил, что «не исключена возможность, что именно Россия явится страной, пролагающей путь к социализму... Надо откинуть, -- сказал Сталин, -- отжившее представление о том, что только Европа может указать нам путь» (9). С течением времени красный патриотизм стихийно подвергается дальнейшему влиянию национальной среды, основываясь на пресловутых идеях противостояния России «бездушной западной цивилизации», а так же влиянии «небольшевистских попутчиков революции», как Агурский называет широкий спектр течений, включающий и православие (!) и литературные круги (1). К слову о православии-Агурский приводит пример некоего архиепископа Варнавы (Накропина), заявившего на допросе ВЧК, что «только большевики могут спасти Россию» (6). В среде православной церкви нашлись священники, готовые к сотрудничеству с советской власти, хотя их были единицы.
«Сила красного патриотизма состояла в том, что позволяла многим большевикам отождествлять себя не только с партией, не только с рабочим классом, который в годы гражданской войны превратился в фикцию, но и со всем народом», -- делает вывод Михаил Агурский (1).
Характер революции в
России и условия, в которых она
произошла, были таковы, что, как пишет
Бердяев, «идеологически ей мог соответствовать
лишь очень трансформированный марксизм
и именно в сторону, противоположенную
детерминизму» (2). Если экономика определяет
весь социальный процесс, то неминуем
вывод о том, что отсталая Россия
должна была ожидать буржуазную революцию,
а не пролетарскую, социалистическую.
Русская революция
«И как один умрем за это...»
Исследование всякой идеологии
должно неминуемо касаться глубинных
пластов социально-
Смело мы в бой пойдем
За власть Советов,
И как один умрем
В борьбе за это!!!
Пионерская песня, слова которой приводит в своем исследовании социализма И. Р. Шафаревич, показательна. Шафаревич пишет: «В СССР нашему поколению еще хорошо помнится, как мы в пионерских колоннах шагали, и воодушевленно пели... И больше всего воодушевления, взлета, всеобщего чувства вызывало вот это «Все как один умрем!» (11). Идея гибели человечества - не смерти определенных людей, а именно конца всего человеческого рода - находит отклик в психике человека. Шафаревич пишет. Что такая идея проявляется не только в индивидуальных переживаниях отдельных личностей, но способна «объединить людей, то есть, является социальной силой» (11). Коммунистическое учение - «один из аспектов стремления человечества к самоуничтожению, к ничто, а именно - его проявление в области организации общества» (11). Для толпы, вероятно, конец истории видится решением проблем человечества. Такое понимание коммунизма (и социализма) делает понятной враждебность учения индивидуальности, стремление уничтожить те силы, которые поддерживают и укрепляют человеческую личность: религию, культуру, семью, частную собственность.
Используемая литература.