Конституционный строй РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т. д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится конституционным строем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Основы конституционного строя…………………………………….5
1.1. Понятие конституционного строя и закрепление его в Конституции РФ…………………………………………………………………………………..5
1.2. Экономические основы конституционного строя…………………………9
Глава 2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации………....13
2.1. Российская Федерация – демократическое, правовое, суверенное, светское государство…………………………………………………………….13
2.2. Федеративная форма государственного устройства РФ и республиканская форма правления………………………………………...…..20
2.3. Человек, его права и свободы как высшая ценность государства……….23
Заключение…………………………………………

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 65.73 Кб (Скачать файл)

Нарушение по решению властей  многих субъектов Федерации единства экономического пространства путем  создания зональных или региональных более или менее изолированных  рынков с запрещением ввоза или  вывоза определенных товаров, перемещения  рабочей силы и т.п. представляет собой, по существу, явную форму частичного экономического сепаратизма или по крайней мере нарушения целостности государства, а также равенства и полноты прав и свобод человека и гражданина на территории РФ (ч. 2 ст. 6). Отрицательное отношение к этим нарушениям выражено в ч. 2 ст. 19 Конституции, устанавливающей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства (ибо территория России едина).

Отметим, что экономическую  основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся  в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров  и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений, участниками  которых выступают частные хозяйствующие  субъекты, находящиеся между собой  в состоянии конкуренции. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8).

Для экономической системы  РФ характерно многообразие форм собственности.

Регулирование отношений  собственности осуществляется посредством  правовых норм, центральное место  среди которых принадлежит конституционным - частной, государственной, муниципальной  и других. В ст. 9 устанавливается  также, что земля и другие природные  ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности. Они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории 3.

Никто не может быть лишен  своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35).

Принудительное отчуждение имущества для государственных  нужд может быть произведено только при условии предварительного и  равноценного возмещения.

Примечательно, что экономическая  роль демократического правового социального  государства в условиях рыночной экономики сводится в основном к  осуществлению трех функций:

1) законодательное определение  круга субъектов права на отдельные  виды хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений  между ними, иначе говоря - юридических  правил, по которым осуществляется  экономическая деятельность;

2) поощрение, защита и  охрана социально и экономически  целесообразных форм этой деятельности (поведения ее участников), осуществляемые  главным образом с помощью  регулятивных мер преимущественно  экономического характера (повышение  или понижение ставок налогов,  банковского процента при кредите,  предоставляемом государственными или полугосударственными банками; повышение или понижение цен на продукцию и услуги, производимые по государственному заказу, и т.п.), но в определенных пределах и мерами властными, внеэкономическими, особенно при решении трудовых, экологических, здравоохранительных и некоторых других социальных проблем народного хозяйства;

3) недопущение соединения  в руках органов публичной  власти, т.е. государственной власти  или местного самоуправления, двух  направлений деятельности - присущего  им осуществления властных полномочий  с характерной для предприятий  хозяйственной деятельностью, направленной  на получение прибыли в той  или иной форме, за исключением  случаев, когда это прямо и  обоснованно допускается законом.

                                     Вывод по 1 главе:

Под конституционным строем понимают форму (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное.

Конституцией РФ устанавливается и гарантируется единство экономического пространства России. Это понятие охватывает единство рынка, т.е. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности на территории всей страны, а также свободное перемещение рабочей силы.

Обеспечение единства экономического пространства России приобретает особое значение в связи со стремлением  развивать интеграционные процессы в рамках СНГ, ведущие к постепенному объединению экономического пространства России, Белоруссии и других суверенных государств, в котором осуществлялось бы свободное перемещение как  товаров, услуг и финансовых средств, так и рабочей силы, согласование законодательства и совместное правовое регулирование экономической деятельности.

 

    Глава 2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации

  2.1. Российская Федерация – демократическое, правовое,          

                      суверенное, светское государство      

             

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Ее демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нём: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

В Конституции РФ (ст. 3) указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия. Каждая из двух категорий «народ» и «власть» составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения. С юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.

Власть представляет собой  возможность распоряжаться или  управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воли других. С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом. Таким аппаратом является государственный аппарат, представляющий совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуется функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения. Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющегося частью госаппарата. Государственная власть - не единственная форма власти народа. Другой её формой является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В демократическом государстве единственном источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ.

Как уже отмечалось, Конституция  РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. “Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону” 4.

Следовательно, народовластие  есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - формы непосредственного волеизъявления народа или каких-нибудь групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, являются референдум и свободные выборы» (ст. 3). Согласно федеральному конституционному закону от 7 июля 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения 5.

Референдум проводится на всей территории Российской Федерации. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Под выборами понимается участие  граждан в осуществлении народовластия посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах. Выборы являются свободными и проводятся на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

В Российской Федерации принцип  разделения властей впервые был  провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации - России в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1). Разделение властей - не застывшее состояние обособленных государственных структур, это - работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных ситуаций.

Государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья 10).

В статье закрепляется фундаментальный  принцип организации власти в  Российской Федерации - принцип разделения властей.

Этот принцип был выработан  мировой практикой развития демократических  государств. Суть его в том, что  демократический политический режим  может быть установлен в государстве  при условии разделения функций  государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку  существуют три основные функции  государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться  самостоятельно соответствующим органом государственной власти.

Каждый государственный  орган, осуществляющий одну из трех функций  государственной власти, взаимодействует  с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений  часто называется системой сдержек  и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве 6.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система  сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное  Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый  серьезный инструмент влияния - возможность  постановки вопроса о доверии  Правительству), в той либо иной форме  участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный  процесс (право законодательной  инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие  привлечения дополнительных федеральных  средств). Возможность выражения  недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Конституционный, Верховный  и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной  инициативы по вопросам их ведения. Эти  суды в пределах своей компетенции  рассматривают конкретные дела, сторонами  которых являются другие федеральные  органы государственной власти. В  системе разделения властей на федеральном  уровне особое место принадлежит  Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих  полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции  федеральных законов, нормативных  актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125 Конституции).

Информация о работе Конституционный строй РФ