Конституционный строй РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т. д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится конституционным строем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Основы конституционного строя…………………………………….5
1.1. Понятие конституционного строя и закрепление его в Конституции РФ…………………………………………………………………………………..5
1.2. Экономические основы конституционного строя…………………………9
Глава 2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации………....13
2.1. Российская Федерация – демократическое, правовое, суверенное, светское государство…………………………………………………………….13
2.2. Федеративная форма государственного устройства РФ и республиканская форма правления………………………………………...…..20
2.3. Человек, его права и свободы как высшая ценность государства……….23
Заключение…………………………………………

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 65.73 Кб (Скачать файл)

Являясь главой государства, Президент Российской Федерации  не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные  на него Конституцией, Президент Российской Федерации обеспечивает необходимое  согласование деятельности различных  ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Россия является правовым государством (ст. 1). Идея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнями в античное общество.

Правовым является такое  государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушений их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

Говоря об ответственности  государства перед гражданами, необходимо подчеркнуть, что для правового государства не менее важна и ответственность граждан перед государством и обществом.

Суверенитет государства - это  свойство государства самостоятельно и

независимо от власти других государств осуществлять свои функции  на его

территории и за её пределами, в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости. «Суверенитет» (лат. Supraneitas, supra - выше), означает то

свойство власти, в силу которого она является высшей. Верховенство государственной власти - это такое её состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. В конституционном государстве она ограничена правом.

Как отмечает И.А. Умнова, сочетание  народного и государственного суверенитетов – это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права» 7. Верховенство государственной власти делает её единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что РФ является светским государством. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и его должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви от государства и светским характером государственного образования (отделение школы от церкви). Такая форма взаимоотношений установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.). В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной или господствующей. Например, в Англии такой религией является англиканская, в Израиле - иудейская.  Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Пример - Ватикан.

Как светское государство  РФ характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст.14).

Итак, мы выяснили, что Российская Федерация признается демократическим, правовым, суверенным, светским государством. В нём обеспечивается народовластие, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическое и политическое многообразие, местное самоуправление.

 

 

 

    2.2. Федеративная форма государственного устройства РФ и         

                     республиканская форма правления             

      

Устройство территории государства  принято называть государственным устройством - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.

По форме государственного устройства все государства делятся на две группы - унитарные и федеративные.

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Поскольку унитарное государство  не имеет в своем составе других государств, для него характерны одна конституция, один высший орган законодательной, один высший орган исполнительной, одна система высших судебных органов, единственное гражданство.

Федерация (от позднелат. foederatio – союз, объединение) - форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Таким образом, федеративное государство является сложным государством, в состав которого входят другие государства. Следует сказать, что объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию, т.е. международно-правовое объединение, в отличие от федерации, которая представляет собой союзное государство, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-правовую самостоятельность.

Россия не является федерацией, созданной как объединение нескольких государств. Она была образована в результате создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признанны её субъектами. Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила конституционно-правовой характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между её субъектами, а на основе того, что её провозгласила Конституция. В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов - государства в составе РФ, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик; государственно-территориальные образования - края, области и города федерального значения; национально-государственные образования - автономная область и автономные округа.

Принципы федеративного  устройства России (ст. 5): государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов РФ; равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Являясь суверенным государством, РФ самостоятельно устанавливает форму правления, представляющую собой организацию высших органов государственной власти и порядок их образования. В ст. 1 Конституции РФ установлена республиканская форма правления. Её главным, определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства. Республиканской форме правления присуща демократия, а демократии - республиканская форма правления.

Демократия республиканского типа служит этой равной свободе, способствует её подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, образованию, к собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть 8.

России свойственна президентско-парламентская, или, как иногда её называют в юридической литературе, «полупрезидентская» республиканская форма правления.

При этой форме правления, во-первых, президент избирается всеобщим голосованием (в чем отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства, в-третьих, наряду с президентом действуют председатель правительства и федеральные министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в чем её отличие от президентской формы). Именно перечисленные признаки и характеризуют РФ как «полупрезидентскую».

Таким образом, по форме государственного устройства все государства делятся на две группы - унитарные и федеративные. Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. А под федерацией понимают такую форму государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

 

 

   2.3. Человек, его права и свободы как высшая ценность государства    

Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства». Этот принцип является центральным  в системе основ конституционного строя.

Основные характеристики данного принципа:

1) права и свободы человека - высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся  остальная регламентация общественных  отношений, в том числе государство.  В случае несоответствия прав  человека и других ценностей,  признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;

2) содержание данного  принципа раскрывается через  систему прав и свобод человека  и гражданина, отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве  Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

3) права и свободы человека  принадлежат человеку и носят  естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый  характер. Они не устанавливаются  государством, их существование  признается им, государство гарантирует,  соблюдает и защищает права  и свободы человека. Это положение  также означает, что ни государство,  ни народ на общенациональном  референдуме не может отобрать  у человека какое-либо из его  естественных прав;

4) все люди равноправны  и имеют одинаковый объем естественных  прав и свобод;

5) установление пределов  прав человека производится законодателем  путем регулирования и ограничения  этих прав. Регулирование, в отличие  от ограничения, предполагает  не только установление границ  прав и свобод, но и гарантий  их осуществления. Основной предел  установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции  РФ: «Осуществление прав и свобод  человека и гражданина не должно  нарушать права и свободы других  лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Признание человека, его  прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя РФ, образующей важнейшую основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток создать условия для подавления личности, ущемления её прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей. Народ, который не способен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов. Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина» 9.

Таким образом, авторитет  любой организации, включая и  государство, вторичен.

Нет и не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека с его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством.

Только в этом случае принцип  признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной степени на всех членов общества.

Согласно ст. 7 Конституции  РФ является социальным государством 10.

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Стремление к социальному  государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве  содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой 11.

Социальное государство  призвано помогать слабым, влиять на распределение благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство стремится гарантировать каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум.

Информация о работе Конституционный строй РФ