Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:29, доклад
Согласно международным требованиям все авиационные происшествия с ВС Казахстана или иностранных государств на территории Казахстана подлежат обязательному расследованию. Приложение 13 к Чикагской конвенции определяет, что единственной целью расследования АП является предотвращение авиационных происшествий в будущем. Целью этой деятельности не может быть установление чьей-либо вины или ответственности. Какое-либо юридическое, административное, страховое или криминальное расследование, направленное на установление доли чьей-то вины или ответственности, согласно Приложению 13, проводится отдельно от служебного расследования.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Согласно международным
Таким образом, акценты при расследовании АП должны быть сделаны на выявлении причин АП и разработке профилактических мероприятий.
Процесс расследования АП охватывает сбор и анализ информации, проведение необходимых исследований, выявление причины АП, подготовку отчета и выводов, разработку рекомендаций и предложений по расследованию. Процесс расследования АП не предполагает отстаивания или защиты интересов сторон, принимавших в нем участие.
Порядок оповещения об авиационном происшествии
Порядок оповещения об АП зависит от того, на чьей территории произошло АП или серьезный инцидент с ВС Казахстана или иностранного государства.
От своевременного оповещения об АП зависит оперативность и эффективность поисково-спасательных работ.
В зависимости от времени, прошедшего с момента авиационного происшествия, готовится такая информация: первичное сообщение; первичное донесение; последующие донесения.
Остановимся на порядке подготовки информации об авиационном происшествии, случившемся с Казахстанским ВС на территории Казахстана. Первичная информация с места происшествия может поступить от: командира ВС, членов экипажа, пассажиров; службы обслуживания воздушного движения; администрации аэропорта; населения; местных органов исполнительной власти, руководителей других ведомств и служб.
Первичное сообщение об АП в какой-либо форме должно отображать вид, место и время происшествия, а также тип и государственный регистрационный номер ВС.
Целью первичного сообщения является: своевременное проведение поисковых и авиаспасательных работ; оперативное оповещение должностных лиц ГА; формирование комиссии по расследованию и ее оперативное прибытие на место происшествия.
Информация передается через наиболее простые и эффективные средства связи (государственные телефонные и компьютерные системы, сети авиационной фиксированной электросвязи (AFTN Aeronautical Fixed Telecommunications Network) и др.).
Первичная информация направляется в ближайший от места происшествия аэропорт ГА или в органы местной исполнительной власти.
Руководитель местного авиационного
предприятия (местных органов исполнительной
власти), используя доступные средства
связи, немедленно передает сообщение
в центральную диспетчерскую службу (ЦДС),
Госавиаслужбу, и координационный центр
поиска и спасения гражданской авиации
(КЦПС ГА).
Руководитель авиапредприятия в срок, не превышающий два часа, собирает оперативную информацию (включая и эксплуатанта ВС) и на ее базе готовит первичное донесение, которое, согласно Правилам расследования, должно уточнять обстоятельства АП и содержать следующую информацию: вид происшествия, тип ВС, его государственный регистрационный знак, заводской номер и принадлежность к ведомству; сведения о владельце (эксплуатанте) ВС; фамилию, имя и отчество командира ВС; дату, время (местное или UTC) и место происшествия; характер задания на полет, номер рейса с указанием начального и последнего пунктов вылета, а также пункта назначения; место расположения ВС относительно какого-либо легко определяемого географического пункта (широта, долгота); количество членов экипажа и пассажиров на борту ВС, в том числе количество травмированных и погибших, а также количество травмированных и погибших, не пребывавших на борту ВС в момент происшествия; описание АП или серьезного инцидента на базе достоверной информации к моменту подачи донесения; метеорологические условия в момент происшествия; физико-географическую характеристику местности происшествия, а также информацию о трудностях доступа к ВС или особые требования, которые касаются прибытия комиссии на место происшествия; наличие и характер опасных грузов на борту; информацию об организации и проведении поисковых и аварийно-спасательных работ; другие достоверные сведения об АП или серьезном инциденте, известные на момент подачи донесения.
Руководители авиапредприятия места происшествия и эксплуатант отвечают за достоверность и своевременность подачи первичного донесения. Отсутствие каких-либо из указанных сведений не должно задерживать передачу первичного донесения, в нем не должно быть предположений об обстоятельствах и причинах АГІ.
Первичное донесение передается руководителям авиапредприятия в ЦДС, Госавиаслужбу, главную инспекцию по безопасности полетов (ГИБП) Госавиаслужбы, руководителю органа исполнительной власти, на территории которого случилось происшествие, местные транспортные и территориальные органы МВД.
После получения первичного сообщения об АП или серьезном инциденте с гражданским ВС Госавиаслужба передает сообщение в Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан не позднее 3 ч с момента происшествия и об инцидентах - не позднее 24 ч после происшествия.
Прибыв на место происшествия, комиссия по расследованию собирает материалы для формирования последующего донесения, целью которого является уточнение информации об АП, а именно: состояние внешней среды в момент происшествия, техническое состояние ВС и его систем до момента происшествия; состав экипажа и его профессиональные характеристики; факты об АП, установленные в процессе расследования, и предложения относительно проведения срочных профилактических мероприятий.
В течение трех суток с момента прибытия на место происшествия председатель комиссии по расследованию направляет последующее донесение по адресу руководителя, назначившего комиссию.
Последующее донесение по возможности должно содержать такую информацию: дату, время (местное или UTC), место, вид происшествия, тип ВС, его государственный и регистрационный знак, принадлежность ВС, сведения о владельце (эксплуатанте), заводские номера двигателей ВС, их наработку с начала эксплуатации, количество ремонтов, дату и место последнего ремонта и наработку после него; метеорологические условия в период времени, близкий к моменту АП, состояние погоды, скорость и направление ветра возле земли, количество, форма и высота облаков, видимость, наличие опасных явлений); фамилию, имя, отчество командира ВС (инспектора) и его должность, класс, минимум по его допуску, общий налет, в том числе на ВС данного типа (из него командиром ВС), состав экипажа (гражданство, должность, фамилия, имя и отчество); характер задания на полет, маршрут полета с указанием последнего аэропорта (пункта) вылета и пункт (аэропорт) назначения; количество пассажиров на борту ВС, их гражданство; последствия происшествия (количество погибших, их гражданство, количество лиц. получивших серьезные телесные повреждения, количество лиц, которые не пострадали); характер и массу груза; короткое описание обстоятельств происшествия, степень повреждения ВС; факты, установленные в ходе расследования и представляющие интерес; предложения относительно необходимости проведения срочных профилактических мероприятий.
Сообщение о происшествии ВС с максимальной взлетной массой более 2250 кг Госавиаслужба обязана направить в ICAO.
Порядок и содержание сообщения об АП, случившегося с воздушным судном Казахстана на территории иностранного государства, и воздушным судном иностранного государства на территории Казахстана: сообщения об АП поступают государствам регистрации ВС, эксплуатанта ВС, разработчика ВС, производителя ВС. Согласно полученной информации, эти государства обязаны подать государству, где случилось АП, соответствующую информацию о воздушном судне.
Так, государства разработчики и производители ВС подают государству места происшествия такую информацию: в случае АП или серьезного инцидента с ВС, масса которого больше 100 ООО кг, фамилию, имя и отчество уполномоченного представителя и время его прибытия на место происшествия; в случае АП или серьезного инцидента с ВС, масса которого меньше 100 000 кг, фамилию, имя и отчество и время прибытия на место происшествия уполномоченного представителя, если он будет назначен: а также незатребованная информация об ВС.
Государство эксплуатант или государство регистрации ВС как можно быстрее направляют государству места происшествия данные об экипаже ВС, с которым случилось АП, и сообщает будет ли делегирован уполномоченный представитель для участия в расследовании АП и время его прибытия.
Первичные действия должностных лиц в случае авиационного происшествия
Во время планирования расследования АП рассматриваются действия должностных лиц до прибытия комиссии по расследованию на место происшествия и после ее прибытия.
До прибытия комиссии действия должностных лиц должны быть направлены на спасение и оказание своевременной помощи лицам, оставшимся живыми, а также на охрану имущества и обломков ВС. Первоочередные действия на месте происшествия обеспечиваются местными органами исполнительной власти, на территории которых совершил посадку (приводнился) ВС, руководителями поисково-спасательной команды и регионального КЦПС ГА,
С момента АП аварийно-спасательные работы организовывает руководитель аэропорта ГА, в пределах района ответственности которого случилось происшествие. Администрация аэропорта должна иметь инструкцию и план мероприятий на случай происшествия с ВС с учетом Правил расследований авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами и Правил поиска и спасения в гражданской авиации, где предусматривается планирование действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при происшествии.
Каждый эксплуатант разрабатывает инструкцию о мероприятиях в соответстветствии с Правилами расследования и Правилами поиска и спасения в гражданской авиации Казахстана при АП или возникновении инцидента с собственными ВС. Согласно этой инструкции, действия должностных лиц до прибытия комиссии направлены на организацию поисково-спасательных работ; организацию охраны места происшествия с ВС (совместно с органами МВД и Министерства обороны Казахстана); уборку останков погибших (при условии составления схемы их взаимного расположения и фотографирования); нахождение свидетелей АП, сбор объяснительных записок (экипажа и других должностных лиц); организацию методического контроля экипажа и диспетчеров ОВД; спасение и сохранение бортовых документов, записей бортовых регистраторов, диспетчерских магнитофонов; поиск частей ВС и сохранение их на месте происшествия; сбор информации о бортах ВС, которые находились в районе места происшествия, и изъятие у них для сохранения записей бортовых регистраторов; составление внеочередного акта о метеоусловиях на момент АП; фиксирование наличия льда или копоти на поверхности ВС; перемещение ВС (с ВПП, магистрали, железнодорожного полотна) после фотографирования; опечатывание емкостей с ГСМ, из которых заправляется ВС, фиксирование следов движения ВС и составление предварительных шагов (схемы) АП.
В случае вынужденной посадки за границами аэродрома командир вместе с членами экипажа до прибытия аварийно-спасательной команды (АСК) совершает эвакуацию пассажиров соответственно требованиям Руководства по летной эксплуатации ВС (РЛЭ) и, если возможно, командир ВС должен обеспечить неприкосновенность пультов управления в кабине экипажа, бортовых регистраторов, носителей информации (бортовых журналов, расчетов и т.п.), груза, почты и других ценностей на борту ВС; недопустимость слива ГСМ и других жидкостей; закрытие и опломбирование дверей, люков, капотов; охрану ВС и места происшествия.
Командир должен принять все возможные меры для того, чтобы как можно быстрее сообщить о происшествии на ближайшее авиационное предприятие или в местный орган власти.
Если командир ВС по состоянию здоровья не может исполнять свои обязанности, то второй пилот или другие члены экипажа обязаны действовать соответственно требованиям, которые должен выполнять командир ВС.
С момента прибытия комиссии на место происшествия ответственность за все действия по расследованию возлагается на председателя комиссии. Прибыв на место происшествия, комиссия по расследованию должна проверить меры относительно охраны обломков ВС. Эти меры предпринимаются для того, чтобы защитить население от опасности, которая может возникнуть при контакте с обломками ВС, не допустить перемещения обломков (включая тела погибших, грузы и оборудование), обеспечить охрану имущества, санкционированный допуск лиц к месту происшествия, защиту и сохранение всех следов, оставленных ВС на земле.
Если известно об опасных грузах на борту ВС, то необходимо придерживаться особенной осторожности и размещать охрану на безопасном расстоянии от обломков. Потенциально опасную зону необходимо обозначить и сохранять знаки до тех пор, пока эксперты не дадут соответствующую оценку опасности.
. Порядок создания комиссии по р
Согласно ст. 26 Чикагской конвенции ICAO, страна, имеющая гражданскую авиацию, должна иметь полномочный орган по расследованию АП. Приложение 13 к Конвенции ICAO (параграф 5.4) указывает, что «полномочному органу по расследованию авиационных происшествий предоставляется независимость в проведении расследования и неограниченные полномочия по его проведению» [468].
Полномочный орган по расследованию АП должен быть объективным и исключительно справедливым. Он не может стать предметом политического или другого влияния или давления. Некоторые государства достигли этого путем создания полномочного органа по расследованию АП как независимого высшего органа. Другие государства основали организации по расследованию АП отдельно от администраций гражданской авиации. К такой структуре должны стремиться все государства
Информация о работе Организация расследования авиационных происшествий