Организация расследования авиационных происшествий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:29, доклад

Описание работы

Согласно международным требованиям все авиационные происшествия с ВС Казахстана или иностранных государств на территории Казахстана подлежат обязательному расследованию. Приложение 13 к Чикагской конвенции определяет, что единственной целью расследования АП является предотвращение авиационных происшествий в будущем. Целью этой деятельности не может быть установление чьей-либо вины или ответственности. Какое-либо юридическое, административное, страховое или криминальное расследование, направленное на установление доли чьей-то вины или ответственности, согласно Приложению 13, проводится отдельно от служебного расследования.

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ 2 - копия.docx

— 182.66 Кб (Скачать файл)

Для полномочного органа по расследованию  АП все документы относительно дела должны быть доступными без предварительного согласия юридических органов или государственных структур.

На процедуры расследования  АП не могут влиять никакие юридические процессы. Целью расследования происшествий является их предупреждение в будущем, и полномочный орган по расследованию АП не должен выявлять виновных.

Министерство транспорта и коммуникаций Казахстана в отдельных случаях может назначать комиссию по расследованию АП своим указом или обратиться к Кабинету Министров с просьбой назначить правительственную комиссию по расследованию АП.

В случае столкновения ВС гражданской  авиации с ВС другого ведомства комиссия по расследованию назначается решением Кабинета Министров Казахстна. Столкновение (опасное сближение) двух или нескольких ВС расследуется как одно АП, а классифицируется и зачитывается отдельно для каждого ВС независимо от последствий. По результатам расследования оформляется окончательный отчет.

Комиссия проводит расследование  АП с привлечением специалистов, руководствуясь Правилами |446| и законодательством Казахстана.

Расследовать АП должны квалифицированные  и опытные специалисты. Многие государства  не имеют личного состава, единой обязанностью которого является расследование  происшествия. В таких случаях  персонал заранее должен пройти подготовку по технике расследования. Во время  расследования АП такой персонал освобождается от своих повседневных обязанностей.

Расследование должно проводиться  в сжатые сроки, но не более 45 сут с момента АП (90 сут для расследования АП с иностранными ВС). Если для установления причин АП необходимо проведение специальных исследований, то срок расследований может быть продлен.

В состав комиссии входит председатель комиссии и ее члены. Назначенный Госавиаслужбой председатель комиссии является ответственным должностным лицом, распоряжения и указания которого подлежат обязательному выполнению всеми должностными лицами, связанными с расследованием.

В зависимости от объема расследования  создаются подкомиссии (летная, инженерно-техническая, административная). В случае необходимости, по решению председателя комиссии, могут создаваться рабочие группы. На рис. 11.3 приведена типичная структурная схема состава комиссии по расследованию АП с ВС, взлетная масса которых больше 2250 кг. Порядок организации работы участников расследования в комиссиях, их права и обязанности определены приложениями 2-9 Правил [446].

Для участия в расследовании  по заявке председателя комиссии могут привлекаться работники органа, который назначил комиссию по расследованию, уполномоченные представители заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти, работники научно- исследовательских и исследовательско-конструк- торских организаций, организаций разработчиков, производителей и эксплуатантов, авиакомпаний, авиаремонтных организаций, авиационно-техни- ческих баз и центров, учебных заведений, организаций, обслуживающих воздушное движение, организации гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, медицинских учреждений.

Специалисты, принимающие участие  в работе комиссий по расследованию, должны иметь соответствующую квалификацию и государственный (международный) сертификат и практический опыт работы в области авиации.

Согласно Правилам председатель комиссии, члены комиссии и специалисты  рабочих групп, а также эксперты не имеют права представлять интересы заинтересованных организации (эксплуатантов ВС, страховых компаний и т.п.).

Во время расследования АП и  инцидентов на территории Казахстана с ВС, которые внесены в реестр иностранного государства, участниками расследования могут быть уполномоченные представители: государства регистрации; государства эксплуатанта; государства производителя; государства, граждане которого погибли или получили серьезные телесные повреждения (на запрос); государства, обеспечивающие техническую или другую помощь в расследовании.

Для оказания уполномоченным представителям необходимой помощи этими государствами  могут назначаться советники.

 

Рис. 11.3. Состав комиссии по расследованию авиационных происшествий

Полномочия представителей государств и их советников определяются Приложением 13 к Кон 
венции о международной гражданской авиации и дают им право (по согласованию с председателем комиссии и под его контролем) посещать место АП и инцидентов, осматривать ВС и его части, получать информацию, содержащую показания свидетелей, и предлагать тематику их опроса; иметь доступ к доказательствам и получать документы, которые касаются расследования АП и инцидентов; принимать участие в де- кодировке полетной информации, а также в мероприятиях относительно расследования за пределами места АП и инцидентов, таких как осмотр и исследование агрегатов, технические консультации, участие в испытании и моделировании с целью расследования АП и инцидентов; принимать участие в совещаниях, касающихся расследования АП и инцидентов; делать заявления в комиссию относительно разнообразных аспектов расследования АП и инцидентов.

Уполномоченный представитель  и его советники предоставляют государству, которое проводит расследование, всю имеющуюся у них соответствующую информацию и не имеют права распространять информацию о ходе и результатах расследования без согласия государства, проводящего расследование АП и инцидентов.

Если от государств регистрации, разработчика или производителя поступает  просьба относительно неприкосновенности ВС до осмотра его уполномоченным представителем, то принимаются необходимые меры для выполнения такой просьбы, насколько это практически возможно и отвечает Правилам [446].

В случае мотивированной просьбы государства, граждане которого погибли при АП, об участии в расследовании ему  может быть разрешено назначить своего эксперта, которому предоставляется, согласно Приложению 13 к Конвенции о международной гражданской авиации, право: посещать место АП; знакомиться с соответствующей фактической информацией; содействовать идентификации погибших, предоставляя соответствующую информацию. 

Если необходимо получить дополнительные данные, ограничить или привлечь экспертов, Госавиаслужба направляет соответствующий запрос какому-либо государству через его органы расследования АП с просьбой предоставить такие данные, оборудование или направить экспертов для обеспечения расследования АП.

Государство, которое предоставляет  по запросу данные, оборудование или направляет экспертов, может назначить своего уполномоченного представителя для участия в расследовании АП. Уполномоченный представитель или эксперт такого государства ограничивается решением тех вопросов, по которым они привлекаются к расследованию. Объемы и форма участия представителей определяются в каждом отдельном случае председателем комиссии.

Уполномоченные представители  иностранных государств, их советники  и эксперты в состав комиссии не входят.

Координация действий комиссии и уполномоченных представителей иностранных государств и принятие соответствующих решений по всем вопросам, возникающим в связи с проведением расследования, полагаются на председателя комиссии.

Для обеспечения эффективной работы комиссии по расследованию АП на месте происшествия органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, командование военных частей, юридические лица независимо от форм собственности обязаны всесторонне оказывать содействие комиссии. Они должны выделить в ее распоряжение необходимые силы и средства, принять меры по охране места АП, создать безопасные условия для работы, обеспечить транспортирование и проведение необходимых работ и исследований компонентов ВС, обеспечить людей соответствующей одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты, необходимым снаряжением, жильем и питанием.

Работа комиссии по расследованию авиационных происшествий

По прибытии на место происшествия председатель комиссии по расследованию информирует об этом руководителя органа исполнительной власти Казахстана или органа местного самоуправления, проводит организационное заседание, на котором зачитывает приказ о назначении комиссии, заслушивает должностных лиц, осуществивших первичные действия на месте АП и инцидента, сообщает об обстоятельствах АП и инцидента и выполненной работе, создает рабочие органы комиссии и назначает их руководителей, определяет основные направления работ на начальном этапе расследования, дает необходимые оперативные указания. Председатель комиссии организовывает, проводит и контролирует все этапы расследования АП, координирует действия всех участников расследования. Указания председателя комиссии по вопросам, связанных с расследованием АП, являются обязательными для выполнения всеми должностными лицами, которые принимают участие в расследовании АП и обеспечивают роботу комиссии.

Работа комиссии по расследованию  АП выполняется по плану, проект которого к его утверждению председателем рассматривается на заседании комиссии. План должен предусматривать основные направления деятельности комиссии, последовательность выполнения работ, исследований, сроки их выполнения, а также назначение ответственных за проведение работ. План работы комиссии детализируется в планах подкомиссий и рабочих групп.

До утверждения плана работы комиссии запрещается выполнять любые работы на месте АП, за исключением внешнего обзора, фиксации следов, которые могут исчезнуть (отложений льда, копоти, следов следования ВС и т. п), эвакуации раненых и погибших и изъятия бортовых регистраторов.

Планы работы комиссии и подкомиссий  корректируются и дополняются в ходе расследования в зависимости от полученных фактических данных.

Исследование обломков ВС, эксперименты на месте АП проводятся по планам, утвержденным председателем комиссии. Заседания  комиссии оформляются протоколами, в которых отображаются рассмотренные вопросы, принятые решения, указания председателя комиссии. В случае наличия расхождений по обсуждаемым вопросам в протоколе фиксируются позиции сторон. Протоколы подписывает председатель комиссии. Решение по основным методическим и организационным вопросам расследования принимаются комиссией, при этом председатель комиссии имеет право на окончательное решение.

Член комиссии, который не согласен с принятым решением, должен письменно изложить свое личное мнение.

Действия членов комиссии, подкомиссий  и рабочих групп, направленные на сбор доказательных материалов (изъятие и передачу на сохранение записей бортовых и наземных регистраторов и пр.), а также связанные с погребением или кремацией погибших, должны выполняться с ведома правоохранительного органа, который осуществляет предварительное следствие.

Все доказательные материалы, техническая  документация ВС сохраняются до получения письменного разрешения на их уничтожение от органов следствия и прокуратуры.

Для решения конкретных задач в  специальных областях науки и  техники, кроме специалистов, входящих в состав подкомиссии и рабочих  групп, к расследованию могут  привлекаться эксперты.

Эксперт соответственно плану работы комиссии получает письменное задание от председателя комиссии или подкомиссии с перечнем вопросов, требуюших решения Результаты работы оформляются как выводы эксперта (экспертов), которые обсуждаются на заседании комиссии (подкомиссии). В ходе обсуждения перед экспертом могут быть поставлены дополнительные вопросы, ответы на которые оформляются как дополнение к экспертному выводу. Экспертный вывод является официальным документом и прилагается к материалам расследования.

Результаты проведенных работ  в подкомиссиях и рабочих группах оформляются отчетами, которые рассматриваются комиссией (подкомиссией) и прилагаются к материалам расследования.

На протяжении 30 сут. после начала расследования АП комиссия по расследованию готовит предварительный отчет. Он составляется в произвольной форме и содержит краткое описание обстоятельств АП, включая наиболее существенную информацию, рекомендации относительно безопасности полетов и предложенные профилактические мероприятия. Отчет направляется по тем же адресам, что и окончательный отчет

Итоговым документом работы комиссии по расследованию АП является окончательный  от чет по результатам расследования АП (далее - окончательный отчет), в котором учитываются материалы подкомиссий, рабочих групп, резуль татов исследований и экспертиз, а также другая имеющаяся в распоряжении комиссии информация.

Проект окончательного отчета по результатам расследования АП подается председателем комиссии на обсуждение членам комиссии. В случае возникновения расхождений относительно содержания отчет оформляется в редакции, предложенной председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с содержанием отчета, обязан подписать окончательный отчет с изложением своего мнения в письменном виде, где указываются конкретные мотивы несогласия с их обоснованием, а также предложенные формулировки. Отдельное мнение рассматривают члены комиссии и обязательно оформляют протокол.

Окончательный отчет подписывается  председателем и всеми членами комиссии.

Если в результате рассмотрения отдельное мнение не было зафиксировано в отчете, то член комиссии, который ее изложил, подписывает отчет с пометкой «С отдельным мнением».

Аналогичный порядок должен придерживаться во время упорядочения и подписания отчетов подкомиссий и рабочих групп.

В любом случае отдельное мнение остается как приложение к отчету комиссии, подкомиссии, рабочей группы.

Одновременно с окончательным  отчетом по расследованию председатель комиссии подписывает перечень документов, которые прилагаются к материалам расследования.

Председатель комиссии по расследованию  АП с украинским ВС на территории Казахстана подает окончательный отчет на утверждение руководителю органа, который назначил расследование АП, не позднее 45 сут. с момента АП или в срок, определенный этим руководителем в связи с продолжением срока расследования.

Итоговым документом по результатам  расследования АП с иностранным ВС является окончательный отчет, проект которого оформляется комиссией и подписывается всеми ее членами

Проект окончательного отчета комиссия на правляет всем государствам, принимавшим участие в расследовании, с предложением высказать свои замечания к проекту документа.

Информация о работе Организация расследования авиационных происшествий